Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мчп семинар2.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
112.64 Кб
Скачать

Семинар по МЧП

VII семестр

  1. Понятие сделок международного характера и понятие ВЭС: общее и особенное

Под сделками принято понимать действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.<*>

В советской науке международного частного права и законодательстве в течение длительного времени использовался термин "внешнеторговая сделка" (ГК РСФСР 1964г.). В доктрине и нормах международного частного права для обозначения договорных обязательств использовались два термина: сделки и договоры. Так, в предыдущем российском законодательстве, использовались термины «внешнеторговая сделка» и «внешнеэкономическая сделка» (Основы гражданского законодательства 1991г.). В обоих случаях понимались и сделки, и договоры, а в ст. 166 Основ 1991г. прямо было перечислено около двух десятков договоров, охватываемых термином «внешнеэкономическая сделка». Понятно, что эти «сделки» и «договоры» - не равнозначные термины, но взаимосвязанные, так как договор является разновидностью сделки. Известно, что сделки могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними: в последних случаях сделки именуются договорами (для совершения которых необходимо наличие воли более одной стороны). Поэтому законодатель и использовал обобщающий термин «сделки», включающий как односторонние сделки, так и договоры.

В связи с развитием науки и техники и увеличением числа форм международного обмена понятие "внешнеторговая сделка" перестало охватывать все существующие сделки такого типа. Под внешнеторговыми сделками стали пониматься не только торговые, но и другие сделки, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В 1991 году в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик<*> взамен "внешнеторговой сделки" был введен термин "внешнеэкономическая сделка", понятие которого тем не менее не было раскрыто в полном объеме. Характерно, что внешнеэкономическая сделка была использована как основная категория международного частного права. В статье 166 устанавливалось, что стороны внешнеэкономической сделки могут выбрать применимое к их отношениям право, либо применялись коллизионные привязки в зависимости от вида внешнеэкономической сделки. Термин "внешнеэкономическая сделка", во многом благодаря термину "внешнеэкономическая деятельность", прочно вошел в употребление, как в научной литературе, так и на практике. Его использование в гражданском законодательстве позволило сделать вывод, что внешнеэкономическая сделка является категорией международного частного права, а во многих современных авторитетных изданиях в разделе о сделках речь идет именно о внешнеэкономических сделках.

П.М.Шелудяков ст. «О правовой природе сделки как категории международного частного права»

Внешнеэкономическая сделка в отличие от других сделок опосредует предпринимательскую, коммерческую деятельность в сфере международных хозяйственных связей. Правда, в международной практике термин «внешнеэкономическая сделка», как правило, не используется. Более распространенный термин – «международная коммерческая сделка» или «международный коммерческий договор». Достаточно привести в качестве примера документ, разработанный Римским институтом, унификации частного права в 1994г. И получивший широкое признание в практике, - «Принципы международных коммерческих договоров» (Принципы УНИДРУА).

Г.К.Дмитриева признает оба термина равнозначными, хотя некоторое оттеночное различие существует, отмечает она. «Внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного государства: участие России, ее граждан, юридических лиц в международных экономических связях является их внешнеэкономической деятельностью, которая осуществляется в виде внешнеэкономических сделок. Та же деятельность с позиции двух или более государств будет международной хозяйственной деятельностью, а сделка, ее опосредующие, - международными коммерческими сделками.

---------------------------------------------------------------------------------

Международное частное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, К.А.Бекяшев, Г.К.Дмитриева и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004г., стр. 357.

Как и предыдущее законодательство по международному частному праву, ГК РФ, обращаясь к термину «внешнеэкономические сделки», не раскрывает его содержания.

Вместе с тем выделение внешнеэкономических сделок их всего массива гражданско-правовых сделок имеет серьезное практическое значение, так как непосредственно связано с особенностями правового регулирования. Если сделка «внутренняя», т.е. не имеет иностранных элементов, то она целиком находится в национальном правовом поле и регулируется российским правом. Если сделка международная (внешнеэкономическая), то она связана с правом разных государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы которого должны быть применены. Прежде всего, необходимо определить, какие сделки относятся к международным, трансграничным. Для этого стоит обратиться к ст. 1186 ГК РФ, определяющей круг гражданско-правовых отношений, регулируемых международным частным правом. Исходя из этой статьи, к международным или трансграничным относятся сделки и договоры «с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо…осложненные иным иностранным элементом, в том числе, в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей».

Под «внешнеторговой деятельностью» в законодательстве понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), а под внешнеэкономической - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию.

Статья 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" // Российская газета от 24 октября 1995 года; Статья 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // Российская газета от 29 июля 1999 г. Таким образом, признаком внешнеэкономической сделки является ее предпринимательский (коммерческий, торговый) характер, т.е. она должна быть направлена на получение прибыли. Использование этого критерия связано с тем, что именно предпринимательские сделки в наибольшей степени затрагивают экономические интересы страны, в отличие от сделок, не имеющих целью извлечение прибыли.

Внешнеэкономическая деятельность предусматривает международный обмен товарами, работами, услугами и другими ценностями. Поэтому, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого указания, содержанием внешнеэкономических сделок являются обеспечивающие международный обмен экспортно-импортные операции, т.е. операции по реальному (без обязательства об обратном ввозе и вывозе и т.д.) перемещению ценностей из одного государства в другое. Именно этот критерий является основополагающим для квалификации сделки как внешнеэкономической, поскольку только при осуществлении экспортно-импортных и приравниваемых к ним операций затрагиваются публичные интересы государства и общества.

Как уже говорилось, в научной литературе в качестве основного квалифицирующего признака внешнеэкономической сделки часто указывается факт нахождения коммерческих предприятий сторон в разных государствах, вывод о чем делается на основе анализа Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров <*> и ряда других межгосударственных договоров <**>. Безусловно, этот критерий является наиболее признанным и проработанным за многие десятилетия в международной торговле, однако он используется для определения именно международного, а не внешнеэкономического характера договора. Кроме того, все содержащие его международно-правовые акты регулируют частные отношения между субъектами частного права, но никак не отношения власти и подчинения между государством и субъектами права по поводу осуществления ими внешнеэкономической деятельности. Международно-правовое регулирование такой деятельности осуществляется с помощью договоров, заключаемых в рамках Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, Международного валютного фонда и других организаций. В связи с этим нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах не имеет значения для квалификации внешнеэкономической сделки. Необходимым признаком такой сделки не является также и государственная принадлежность сторон, определенная иным способом. ----------------------------------------------------------------------------- <*> Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. N 1.

<**> Международное частное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г.К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2004. С. 361 - 363 (автор главы - Г.К. Дмитриева).

В качестве квалифицирующего признака внешнеэкономических сделок иногда указывается используемая валюта платежа, которая хотя бы для одной из сторон является иностранной, поскольку во внешнеэкономических сделках выбор валюты платежа осуществляется по соглашению сторон, в то время как в договорных отношениях российских предприятий внутри страны применение иностранной валюты исключается <*>.

-------------------------------------------------------------------------------------

<*> Международное частное право: Учебник для вузов / Под редакцией доктора юридических наук Н.И. Марышевой. М.: Юридическая фирма "Контракт"; "Инфра-М", 2000. С. 207 (автор главы - Шестакова М.П.).

Таким образом, для квалификации сделки как внешнеэкономической необходимо два критерия: во-первых, содержанием сделки должны быть экспортно-импортные операции, а во-вторых, сделка должна носить предпринимательский характер. Исходя из вышеизложенного, внешнеэкономические сделки - это сделки в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них, заключаемые с целью извлечения прибыли и связанные с осуществлением экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономические сделки совершаются в процессе внешнеэкономической деятельности и регулируются рядом отраслей публичного права на основе властных указаний государства, а само понятие "внешнеэкономическая сделка" является публично-правовой категорией. Напротив, как следует из статьи 1186 Гражданского кодекса РФ, для международного частного права характерно регулирование гражданско-правовых (т.е. частноправовых) отношений с участием иностранных лиц или осложненных иным иностранным элементом. Поэтому ни внешнеэкономическая деятельность, ни внешнеэкономические сделки не могут регулироваться этой отраслью права.

Сделки, регулируемые международным частным правом, должны иметь признаки, позволяющие их классифицировать как таковые. Международное частное право призвано регулировать отношения, к которым могут быть применены несколько правовых систем, что типично для отношений с участием иностранного элемента, находящегося в юрисдикции и регулируемого правом другого государства. Таким элементом по отношению к сделкам обычно выступают субъекты права - стороны сделки, а потому именно их принадлежность к различным государствам, а именно к различным правовым системам вызывает необходимость разрешения вопроса о том, чье законодательство должно быть применено. Именно поэтому принадлежность к разным государствам и правовым системам является основным признаком для определения международного характера сделки.

Существует несколько способов определения такой принадлежности: по национальности (месту учреждения), месту постоянного жительства (нахождения) либо месту коммерческой деятельности физического или юридического лица. Последний способ является наиболее признанным и, как уже говорилось, закреплен во многих международно-правовых актах. Тем не менее на сегодняшний день не представляется возможным выделить один из них в качестве основного, поскольку, несмотря на проводимую унификацию, законодательство разных государств отличается, и даже если один из способов является основным, то в зависимости от природы конкретной ситуации дополнительно могут быть использованы и другие.

Таким образом, признаком сделок, регулируемых международным частным правом, является принадлежность сторон к различным государствам (правовым системам). Это правило применимо и к односторонним сделкам, поскольку, несмотря на достаточность для их совершения воли одной стороны, они имеют и вторую сторону (адресата), обладающую так называемым секундарным правомочием <*>, от которого зависят правовые последствия таких сделок.

В научной литературе последних лет было предложено использование термина "сделка международного характера" или просто "международная сделка" <*> как категории, в большей степени соответствующей теории и практике международного частного права. С этим предложением следует согласиться, потому что именно термин "международная сделка" в полной мере способен выразить сущностное содержание и отличительные черты сделок в этой отрасли права. С учетом изложенных выше квалифицирующих признаков международную сделку можно определить как сделку, заключенную между сторонами, имеющими различную государственную (правовую) принадлежность, либо включающую иной иностранный элемент, связывающий эту сделку с правопорядками разных государств.

-------------------------------------------------------------------------------- <*> Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2002. С. 196; Федосеева Г.Ю. Международное частное право. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 113, 117.

Можно сделать несколько следующих выводов. Во-первых, понятие "внешнеэкономическая сделка" является категорией публично-правовой, поскольку регулирование внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических сделок осуществляется государством посредством публичного права на основе отношений власти и подчинения путем принятия нормативных актов императивного характера, обязательных для исполнения субъектами внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, для квалификации сделки как внешнеэкономической необходимо наличие одновременно двух признаков: сделка должна быть связана с осуществлением экспортно-импортных операций и носить предпринимательский характер. Не имеет квалифицирующего значения государственная принадлежность сторон такой сделки. В-третьих, для международного частного права характерно регулирование частноправовых отношений, а потому понятие "внешнеэкономическая сделка" не может быть категорией международного частного права и не может им регулироваться. В-четвертых, категорией международного частного права следует признать понятие "международная сделка". Единственным и достаточным критерием квалификации сделки как международной является ее заключение между сторонами, обладающими различной государственной принадлежностью, либо присутствие в ней иного иностранного элемента. Не имеет значения ни предпринимательский характер сделки, ни наличие экспортно-импортных операций, поскольку регулированию подлежат лишь частноправовые отношения сторон.

Таким образом, следует различать понятия "внешнеэкономическая сделка" и "международная сделка", как принадлежащие к совершенно разным отраслям права и имеющие совершенно разные квалифицирующие признаки. Внешнеэкономические сделки могут быть предметом изучения и регулирования международного частного права лишь постольку, поскольку обычно обладают признаками международных сделок. <*>.

Коллизионно-правовое регулирование сделок международного характера и ВЭС

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]