Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мчп семинар2.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
112.64 Кб
Скачать

Закон, с которым правоотношение наиболее тесно связано, - закон наиболее тесной связи (the law with which the contract is most closely connected)

В случае, если отсутствует соглашение сторон о надлежащем применению права, либо если из договора или сопутствующих обстоятельств неясно, какому праву стороны намереваются подчинить свои правоотношения, в законодательстве предусматриваются дополнительные, субсидиарные правила о выборе права, регламентирующего договорные обязательства.<*>

---------------------------------------------------------------------------

Истоки данного способа выбора права лежат в английском праве: исходя из критериев справедливости, разумности, английский судья, изучив все обстоятельства дела, определял право, присущее данному договору, т.е. право, с которым данный договор наиболее тесно связан.

Закон, с которым правоотношение наиболее тесно связано, выступает как дополнительная формула прикрепления по сравнению с законом автономии воли и регулирует круг договорных правоотношений. Исторически данная формула прикрепления сложилась в англо-саксонской системе права относительно недавно, но уже получила закрепление в европейском праве, а именно в Римской конвенции 1980 г. Согласно ст.4 конвенции, если стороны договора не выбрали применимое право, то им будет право того государства, с которым договор наиболее тесно связан. Наиболее тесная связь договора и применимого права определяется целым рядом факторов, специфичных для того или иного договора. Так, для договора международной перевозки грузов этими факторами могут быть место расположения основного коммерческого предприятия перевозчика, место погрузки или место разгрузки товаров. Если предметом контракта выступают вещные права в отношении недвижимого имущества, то фактором наиболее тесной связи будет являться место нахождения недвижимости. Однако наиболее важным фактором общего характера можно назвать концепцию характерного исполнения (characteristic performance), представляющую собой несомненную новеллу Римской конвенции и воплощенную в п.2 ст.4. Согласно этой норме, ко всем договорам, не относящимся к перевозке грузов и недвижимости, применима презумпция, в силу которой договор наиболее тесно связан с тем государством, на территории которого сторона, осуществляющая характерное исполнение договора, имеет свое обычное место жительства для физического лица, или место расположения управленческих органов (для юридического лица) либо основное место ведения коммерческой деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что концепции характерного исполнения присуща некоторая доля неопределенности. Для ее устранения было предложено рассматривать в качестве характерного исполнения такое обязательство, которое позволяет отличить один вид договора от другого. Таким образом, уплата денежных сумм по договору никогда не будет характерным исполнением, скорее им будет то обязательство, за которое должно быть получено денежное вознаграждение, т.е. поставка товара в договоре купли-продажи, оказание транспортных услуг по договору перевозки и т.д. Если следовать данному толкованию концепции характерного исполнения, то по договору купли-продажи характерным исполнением будет поставка товара продавцом, а применимым правом будет право страны продавца, что приводит нас к коллизионной привязке "закон страны продавца" (lex venditoris) (будет рассмотрен далее).

Концепция характерного исполнения нашла отражение и в современном российском законодательстве, что, безусловно, является новеллой и шагом вперед на пути унификации национального коллизионного права и его гармонизации с европейским правом. Более того, закон наиболее тесной связи становится главной, приоритетной коллизионной привязкой в отношении договорных обязательств после закона автономии воли. Согласно ст.1211 ГК, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Им считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Такой стороной признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:

1) продавцом - в договоре купли-продажи;

2) дарителем - в договоре дарения;

3) арендодателем - в договоре аренды;

4) ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования

5) подрядчиком - в договоре подряда;

6) перевозчиком - в договоре перевозки;

7) экспедитором - в договоре транспортной экспедиции; (и т.д. согласно пунктам 5-19 ч.3 ст. 1211);

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, в частности:

  • в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - право страны, где в основном создаются предусмотренные договором результаты;

  • в отношении договора простого товарищества - право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества;

  • в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа (п.4).

К договору, содержащему элемент различных договоров, применяется, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, с которой этот договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан

Закон страны продавца (lex venditoris)

Является формулой прикрепления, по которой применяется право того государства, которому принадлежит продавец. Была положена в основу Гаагской конвенции 1955 г. о праве, применяемом к международной продаже товаров. 

В ряде стран данная привязка используется применительно к договорам, в которых стороны не указали характер применимого к их правоотношениям закона. В РФ эта привязка имеет значение для определения права страны, которое регламентирует полномочия контрагентам по внешнеэкономическим сделкам. Закон страны продавца – это обобщенная формула прикрепления, под которой понимается закон места производственной деятельности стороны договора, чье обязательство составляет его основное содержание: в договоре купли-продажи - закон страны продавца, в договоре имущественного найма - наймодателя, в договоре перевозки - перевозчика и т.д. Именно так используется эта формула в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 г.

Закон страны продавца выступает как обобщающая формула прикрепления, регулирующая не только куплю-продажу, но и все иные виды договорных отношений (агентирование, подряд, перевозку, страхование, хранение и т. д.). Данная формула прикрепления носит вспомогательный характер и применяется в том случае, когда стороны не выбрали право на основании закона автономии воли. Как уже упоминалось, российское законодательство в настоящее время рассматривает эту привязку как индикатор тесной связи данного договора с той или иной правовой системой. Вместе с тем эта формула прикрепления встречается и в международных договорах. Так, статья 6 Гаагской конвенции 1978 г. предусматривает, что если применимое право не было определено самими сторонами, то им будет национальное право того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства. В соответствии с Гаагской конвенцией 1986 г., если стороны не выбрали право, подлежащее применению к договору купли-продажи, то таким правом будет право того государства, где продавец имел свое коммерческое предприятие в момент заключения договора (п.1 ст.8).

Широкий смысл закона страны продавца состоит в том, что применяется право того государства, где находится сторона, чье исполнение по договору имеет наиболее решающее значение для его содержания, т.е. сторона, которая осуществляет «характерное исполнение» (калька, перевод с англ. «characteristic performance»). Продавцом в широком смысле в договоре перевозки будет перевозчик, в агентском договоре – агент и т.д. (ч. 2 ст. 1211 ГК РФ), т.е. для всех 19-ти видов договоров , перечисленных в ст. 1211 ГК РФ.

Узкий смысл закона страны продавца – это применимое право страны продавца по договору купли-продажи (ч. 3 ст. 1211 ГК РФ).

В п. 4 ст. 1211 ГК РФ дан ряд договоров, для которых установлены иные презумпции наиболее тесной связи с конкретным государством, право которого должно применяться:

1) в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты (в качестве презумпции используется закон места исполнения обязательства – дуч loci solutionis);

2) в отношении договора простого товарищества - право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества (закон места основной хозяйственной деятельности);

3) в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа (закон места совершения акта – lex loci actus).

Понятия «закон наиболее тесной связи» и «закон страны продавца» тесно связаны. Предполагается, что контракт наиболее тесно связан именно с той стороной, которая осуществляет больше действий по контракту. И именно право данной стороны целесообразно применять, поскольку лицо, которое исполняет обязательство (продавец), руководствуется соответствующими правовыми нормами.

Пример:

Суд может проанализировать следующие обстоятельства договора купли-продажи и прийти к выводу о применении права покупателя, если:

  1. контракт написан на языке страны покупателя,

  2. исполнение договора по большей части осуществляется в стране покупателя,

  3. валютный контроль осуществляется в стране покупателя,

  4. споры по контракту разрешаются в стране покупателя и т.д.

Таким образом, когда действия по данному договору осуществляется в стране покупателя, наличествует тесная связь с правом страны покупателя. Ч. 3 ст. 1211 ГК РФ и ч. 3 ст. 1211 ГК РФ («характерное исполнение») – это презумпции, которые действуют при отсутствии обратного. В данной ситуации презумпции не работают, но действуют критерии тесной связи.

Таким образом, ст. 1211 использует принцип закона страны продавца как в узком (для договора купли-продажи), так и в широком значении для всех указанных <*> в ст .1211 ГК РФ договоров. Данный принцип, как уже отмечалось выше, был впервые закреплен в российском праве в Основах законодательства 1991 г. (в качестве самостоятельной коллизионной привязки для каждого вида договора).

---------------------------------------------------------------------------------------------------

ч. 3 ст. 1211 ГК РФ

Таким образом, международное частное право, предоставляя сторонам договора, возможность по взаимному соглашению выбрать право какого-либо государства для регулирования их договорных обязательств, придает этому правилу первостепенное значение. Из этого признанного положения исходит и российское законодательство: в случае, если отсутствует соглашение сторон о подлежащем применению праве либо если из договора или сопутствующих обстоятельств неясно, какому праву стороны намеревались подчинить свои правоотношения, в законодательстве предусматриваются дополнительные, субсидиарные правила о выборе права, регламентирующего договорные обязательства.

Закон места заключения сделки (lex loci contractus)

В настоящее время закон места заключения сделки утратил свое практическое значение. Используется российским законодательством лишь для определения функции сделки, но не для регулирования обязательства сторон. Однако, закон места заключения сделки используется рядом двусторонних и многосторонних договоров в правовой помощи по гражданским и семейным делам. Например, п. «е» ст. 11 Киевского соглашения 1992г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», предусматривает, что в случае если стороны не определили применимое право договора, применяется право места совершения сделки. Такая же формулировка содержится в Минской конвенции о правовой помощи 1993г. Поскольку согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, международные договоры имеют приоритет перед положениями ГК РФ, то российский суд при рассмотрении спора с участием контрагента и страны СНГ, должен применить к контракту закон места совершения сделки, а не закон страны продавца в широком смысле, и не закон наиболее тесной связи. Отметим, что наиболее существенное значение применения этой привязки аключается в определении законности формы сделки (устная, письменная, нотариально заверенная, подтвержденная согласием уполномоченного государственного органа, конклюдентные–безмолвные, электронная форма – через Интернет). В случае, если сделки заключаются между «отсутствующими сторонами», то необходимо применить доп. критерии, для определения того, где именно была заключена сделка: в англо-саксонских странах таким местом заключения сделки считается место отправки акцепта; в Романо-германских странах местом заключения сделки считается место получения акцепты. Эта привязка применяется также для решения вопросов о форме и сроке действия доверенности. Доверенность определяется по форме страны, где она была составлена. Доверенность не может быть. недействительной вследствие несоблюдения формы, если таковая соответствует российскому законодательству.

Закон места исполнения сделки (lex loci solutionis) как самостоятельная коллизионная единица использовался в прежнем законодательстве (Основах законодательства Союза ССР и союзных республик» 1992г). Современный ГК оказался от самостоятельной данной привязки. Несколько нам известно, договор о правовой помощи России не использует эту привязку также. В определенном смысле данная коллизионная привязка содержится в Женевской конвенции по разрешению некоторых коллизий, возникших между национальными законами в отношении простых и переводных векселей 1930г (Россия – участник). В частности, например, обязательство по поводу оплаты векселя регулируется правом той страны, где осуществляется платеж.

Закон страны суда (lex fori)

1) В случае, если суд принял все меры, к установлению применимого права, но так и не смог установить право, подлежащее применению, в этом случае суд должен применить закон страны суда (эта норма может быть общая, и может применяться к договорам).

2) в том случае, если суд не установил применимое право, однако суд может отступить от ч. 3 ст. 1211 и критерия характерного исполнения (п. 2 ст. 1211), применив право противоположной стороны, если контакт окажется наиболее тесно связанным с правом именно этой стороны.

Закон места совершения сделки, определяющий ее форму (locus regit formam actus)

Согласно ч. 1. ст. 1209 ГК РФ «форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права». Эта норма является сверхимперативной (согл. ст. 1192 ГК РФ), и применяется независимо от вида договора и от применимого права.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]