Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История психологии_M.doc
Скачиваний:
143
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Функционализм

Титченеровскому структурализму противостояла Чикагская школа функциональной психологии. С одной стороны, она формировалась под флиянием идей Ч.Дарвина и Г.Спенсера и характеризовалась биологической направленностью, с другой – ее идейным источником служил прагматизм. Школа вела в основном прикладные исследования по проблеме формирования навыков. Основные ее идеи – адаптация и научение.

Формальный глава школы – Джеймс Энджелл (1869-1949). В 1906 году он выступил с «адресом» к американской психологической ассоциации, который назывался «Область функциональной психологии», в котором высказал кредо этого нового направления. Оно определялось как учение о психических операциях в противовес структурализму, который трактовался как учение о структурных элементах сознания.

Джон Дьюи (1859-1952) начал свою карьеру как психолог, затем продолжил ее как философ и педагог. Он издал первый американский учебник по психологии (1886). Однако широкую известность ему принесла статья «Понятие рефлекторного акта в психологии» (1896).

Он по-новому подходит к пониманию психологии и предлагает в качестве ее предмета признать целостный организм в его адаптивной связи со средой. Объектом психологического анализа, по Д.Дьюи, должно являться поведение; сознание выполняет лишь роль приспособительного механизма.

Д.Дьюи резко выступает против рефлекторного учения – рефлекс не может служить объяснением психических феноменов. Его кредо – анализ психики как целостного образования.

В Чикагской школе использовался метод интроспекции, объективное наблюдение, анализ продуктов деятельности. Психологи этой школы занимались, в основном, повседневной эмпирической работой, поэтому основная заслуга этого направления – укрепление объективного метода в американской психологии. Таким образом, то, что это было чисто практическое направление в психологии – и есть главная заслуга Чикагской функциональной школы.

К функциональному направлению относят и Колумбийскую школу психологии; ее возглавлял Роберт Вудвортс (1896-1962). Основные его работы: «Динамическая психология» (1918) и «Динамика поведения» (1958).

Единственная принципиальная особенность Р.Вудвортса касается организационных аспектов его деятельности – это нетерпимость к любым другим научным течениям. Сам себя в научном отношении он именовал «эклектиком».

Вильям Джемс (1842-1910) также стоит у истоков функционализма. Именно ему принадлежат все наиболее творчески обоснованные идеи функционализма. У него были большие возможности в плане получения образования, он увлекался исследованиями в самых различных научных областях, много путешествовал по Европе, посещал лекции крупнейших ученых. В 1867 году он прослушал в Берлине курс лекций по физиологии и сделал вывод, что психология действительно начинает превращаться в науку.

Потом В.Джемс работает в Гарварде, преподает анатомию и физиологию; кроме этого он читает курс «Взаимоотношения между физиологией и психологией».

В 1890 году выходит книга В.Джемса «Основы психологии», в которой он, помимо популяризации, определяет психологию как естественную науку, предметом которой являются психические явления и условия их возникновения.

В.Джемс – очень противоречивая фигура в психологии. Всю свою жизнь он посвятил критике вундтовской концепции. С другой стороны, он интенсивно занимался проблемами личности и сознания, много и плодотворно изучал эмоции.

С его точки зрения, сознание – не механическая сумма элементов, а непрерывный поток явлений, постоянно перекрывающих друг друга. В.Джемс проводит также идею о том, что психическое и телесное тесно связаны между собой.

Его понимание личности близко к бихевиористской трактовке: личность – это совокупность физиологического, биологического и социального, она тесно связана с внешним миром. В личности доминируют два процесса – интеграции и дезинтеграции, то есть включения и отделения от социальной среды. Доминирование одного из процессов определяет мотивацию личности на данный момент времени. С другой стороны, сам внешний мир понимается В.Джемсом как конструкция самого индивида, которая носит материально-биологический характер – внешний мир, его специфика определяется особенностями нашей индивидуальной материальной организации.

Противоречивость В.Джемса еще более проявилась в его теории эмоций. В 1884 году он публикует статью «Что такое эмоция». До этой статьи эмоции рассматривались как источник разнообразных физиологических реакций. В.Джемс переворачивает все с ног на голову: эмоции – это результат происходящих в физиологических системах изменений. Внешнее воздействие вызывает изменения в различных физиологических системах, а это сопровождается характерными выразительными движениями. Последние и вызывают соответствующие определенным эмоциям чувства. «Эмоции – это осознание телесного состояния». Таким образом, В.Джемс произвел настоящую революцию в теории эмоций, он лишил эмоции роли активного побудителя поведения.

В.Джемс пытается выйти за пределы феноменов сознания и включает в круг изучаемых психологических объектов реальное предметное действие, он создает учение об идеомоторных актах.

Особняком стоит еще одна работа В.Джемса, которая также свидетельствует о противоречивости его научных воззрений. В 1905 году был опубликован цикл лекций, прочитанных В.Джемсом на кафедре естественной религии Эдинбургского университета под названием «Многообразие религиозного опыта». Этот труд впоследствии стал поводом для утверждения В.Джемса в качестве провозвестника трансперсональной психологии, так как он стал первым исследователем, употребившим этот термин в психологическом тексте. Впрочем, признание В.Джемса основателем трансперсонального направления – это, скорее, эксплуатация его сторонниками имени выдающегося американского психолога, чем развитие его идей.

В целом же, В.Джемс – представитель функционализма прагматического толка, поэтому все психические феномены, которые он рассматривал, исследовались с позиции адаптивного биологического смысла. Это было классическое положение функциональной психологии.

Однако организм функционалисты понимали только физиологически, а среда у них выступала как физическая организация. В итоге функционализм оказался теоретически несовершенным психологическим направлением, так как понятие функции в этих категориальных рамках оказалось непродуктивным. Оно не было ни теоретически продуманным, ни экспериментально подкрепленным. Оставалась неясной детерминация психического акта и его способность регулировать поведение.

В начале XX столетия становилась все более очевидной нарастающая слабость функционализма, и в этой атмосфере зарождается новое прогрессивное течение – американский бихевиоризм.