Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРА по Морфологии.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
466.85 Кб
Скачать

6. Традиционное понятие частей речи. Универсальность противопоставления имен и глаголов. Проблема прилагательных, наречий, предлогов и ее решение в разных языках.

ЛЕКЦИЯ 11 ЧАСТИ РЕЧИ

Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. Части речи - классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. Вопрос о разделении слов на классы вставал перед учеными разных эпох. В 4 в. до н. э. Аристотель, выделяя "части словесного изложения", на равных правах называет собственно разряды слов: имя, глагол, член, союз (или связку) и отдельные звуки, слог и падеж. Древнеиндийские грамматики (Яска, Панини, 5 в. до н. э.) выделяли 4 класса слов применительно к санскриту: имя, глагол, префикс-предлог, союзы и частицы. В александрийской школе (2 в до н.э.) применительно к древнегреческому языку было выделено 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз.; с небольшими изменениями (вместо члена - междометие) римляне применили эту схему к латинскому яз. Благодаря роли латинского яз. в средневековье эта схема стала применяться и других языках, когда пытались втиснуть разные языки в эту античную схему. Ломоносов в "Российской грамматике" выделил также 8 частей речи: имя (собственно имя, прилагательное и числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. В разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи, а определять их следует грамматически, т.е. абстрагируясь от частного и конкретного. Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. Л. В. Щерба предложил классифицировать слова по совокупности морфологических, синтаксических и семантических признаков, по его мнению основанием для классификации частей речи являются общие для всех языков мира категории: предметность, действие, качество. А В.В. Виноградов предложил свою классификацию для частей речи русского языка, относя к частям речи не все слова, а лишь те, которые являются членами предложения, построив параллельную систему частиц речи (частицы, частицы- связки, предлоги и союзы) и образующие особые структурно-семантические разряды слов модальные слова и междометия.

Части речи образуют в каждом языке взаимосвязанную расчлененную систему, где связи разных частей речи различны, поэтому выстраивать все части речи в один безличный ряд неправильно. Один вопрос - это соотношение глаголов и разного рода именных слов, другой - соотношении друг с другом служебных слов, противопоставленных в целом словам знаменательным, совершенно отдельно стоят междометия, особая роль у числительных и пр.

Привычная схема частей речи в русском и других европейских языках не годится для многих языков Азии и Африки. В китайском языке то, что мы называем прилагательными и глаголами, называют предикативами, а в русском языке имена объединяются в противоположность глаголу.

Традиционно различаются знаменательные части речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие) и служебные (предлог, союз, частица, артикль и пр.).

Каждая часть речи характеризуется особой системой грамматических категорий. Будучи выраженными морфологически, наборы грамматических категорий охватывают все слова данной части речи или основное ядро этих слов. На это основан морфологический критерий выделения частей речи в неаморфных языках. Так, в русском яз. существительному свойственны число, падеж и род (как словоклассифицирующая категория), прилагательному - степени сравнения, число, падеж и род (как словоизменительная категория). В бирманских языках, например, прилагательное и глагол в этом отношении не противопоставлены (выражение степени сравнения имеют слова, соответствующие и прилагательным и ряду глаголов других языков). При морфологической классификации выделяются формы, совмещающие в себе морфологические признаки разных частей речи (например, причастия, обладающие морфологическими признаками глагола и имени). Хотя синтаксические признаки выделения частей речи типологически универсальны, а морфологические признаки таковыми не являются, именно морфологические признаки, имеющие явное выражение, могут быть определяющими для языкового сознания носителей флективных и агглютинирующих языков.

Состав частей речи в разных языках различен. Различия касаются как самого состава, так и объема отдельных частей речи, так, в русском, французском, латинском языках выделяются существительное, прилагательное, глагол, наречие. В ряде языков Северной Америки и Африки наречия и прилагательные не различаются. В китайском языке различают имя, предикатив (глагол, прилагательное), наречие. В некоторых языках вычленяются только имя и глагол. Различия в объеме частей речи наблюдается при сравнении языка хауса, где слова, соответствующие прилагательным других языков, объединяются с существительными, и бирманских языков, где такие слова объединяются с глаголом. Наиболее постоянным в языках является противопоставление имени и глагола, однако универсальность этого различия остается недоказанной.

Существуют теории частей речи, построенные в рамках трансформационной грамматики (JI. Бэбби). Эта теория основана на том предположении, что существует небольшое конечное число универсальных категорий, например: N (существительное), V (глагол), ADV (наречие), Р (предлог - послелог) и т.д., и эти "исходные" категории можно так или иначе реализовать в любом языке в виде присущей только данному языку системы частей речи. Всякая адекватная теория частей речи должна объяснять, каким образом исходная категория V реализуется в поверхностной структуре данного языка в виде инфинитива, деепричастия, причастия и т.п., то есть тех категорий, ни одна из которых не является универсальной.

Идея существования слов, стоящих вне частей речи, также не получила поддержки, и, чаще всего не в неявной форме, предполагается, что все без исключения слова должны быть отнесены к какой- нибудь части речи.

Исключения очень редки. Примером может служить позиция В. Н. Сидорова, которую он сформулировал следующим образом: «Некоторые разряды слов, например, слова, выражающие утверждение и отрицание (да и лет), восклицательные слова, называемые междометиями (ой, ах, увы и др.), вводные слова (дескать, мол, значит, конечно, следовательно и пр.) и некоторые другие выступают в речи вне состава предложения и, следовательно, не являются частями речи, а представляют собой особые разряды слов» (Аванесов, Сидоров, 1945: 84). Ср. также аргументы в пользу этой точки зрения, приведенные в томе «Энциклопедии для детей», посвященном языкознанию и русскому языку.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]