Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Заруба.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
441.86 Кб
Скачать

Поэзия 50-60-х годов. Творчество Бодлера.

Деятельность поэтической группы «Парнас» явилась новым этапом в развитии французской поэзии 19 века. «Парнасцы» выступили в 50-60-е годах и получили свое наименование по названию первого альманаха своих стихотворений «Современный Парнас» (1836).

В известном  отношении поэты этой группы продолжали линию романтизма, с которым их роднило отвращение к буржуазной действительности (к реальной действительности). Но они резко выступали против эмоциональности и взволнованности романтической поэзии, противопоставляя ей бесстрастность, объективность, культ самодовлеющей пластической формы.

Парнасцы считали, что поэзия должна быть далека от политики, социальных идей и современной жизни. Лозунг «искусство для искусства», который они провозгласили, был выражением неприятия реакционной эпохи Второй империи и тенденциозно защищавшей ее литературы. Чуждые  общественным силам, которые боролись против враждебного им общества. Писатели, входившие в группу «Парнас», не верили в возможность изменения существующего порядка. Особенность их идейной позиции определила силу и слабость их искусства. По словам Г.В. Плеханова «искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. Но когда оно отворачивается от великих исторических движений, оно само проникается элементом пошлости». В эстетике парнасцев есть черты, сближающие ее с эстетикой Флобера. Но их поэзия лишена глубины и горечи. Свойственных творчеству этого великого писателя. бесстрастие их поэзии отмечено печатью холодного эстетизма.

Признанный глава парнасской школы Шарль Леконт де Лилль (1818-1894). Основные тенденции его поэзии – сознательное отчуждение от злобы дня, влечение к далеким эпохам, тяготение к вещной наглядности, пластичности, точности и объективности описания, культ совершенной красоты чеканной поэтической формы. Поэтические сборники: «Античные стихотворения» (1852), «Варварские стихотворения» (1862), «Трагические стихотворения» (1884), «Последние стихотворения» (вышли в 1895). Поэт, опираясь на данные исторической науки, археологические находки, памятники и документы старины, воссоздает мифологические и исторические образы всех стран, времен и народов. Стремление осознать судьбы человечества в прошлом и настоящем приводит поэта к пессимистическим выводам. В «Античных стихотворениях» поэт противопоставляет языческой греческой культуре, сокровищнице знаний и добра, бесчеловечие аскетического христианства, враждебного уму и творчеству. Против бога и христианства Леконт де Лиль выступает и в «Варварских поэмах» («Каин», «Ворон»). Наряду с кровавыми сюжетами библейской, скандинавской, древнегерманской мифологией в этом цикле стихотворений большое место занимает живописное изображение животного мира и буйной растительности тропиков. Но как в обществе, так и в  природе Леконт де Лиль находит лишь «царство взаимного истребления и ненависти».

Другими путями пришел к группе «Пранас» Теофиль Готье (1811-1872). В ранней поэзии и в его романах «Мадмуазель де Мопен» (1835) и «Фортунио» (1838) преобладала эротическая, экстравагантная, вычурно-романтическая тема. Герои романов – светские денди, ищущие наслаждения и по-снобистски пренебрежительно относящиеся к толпе. Уже в первых произведениях автора намечаются особенности его стиля, которые привели его впоследствии к парснасцам: умение ярко и зримо изобразить пейзаж, создать пластически осязаемые образы предметного мира. В своем знаменитом поэтическом сборнике «Эмали и камеи» (1852) Готье выступил как типичный представитель группы «Парнас». В стихотворении «искусство» Готье сформулировал взгляд парнасцев на искусство:

Проходит все – одно искусство

Творить способно навсегда.

Так мрамор бюста

Переживает города.

Подобно Готье, от романтиков к парнасцам пришел поэт и драматург Теодор Де Банвиль (1823-1891). В 40-х годах его творчество развивалось под влиянием Гюго, после революции 1848 года он увлекается теорией 2чистого искусства».  В «Акробатических одах» (1857) и «Новых акробатических одах» (1869), высмеивающих буржуа, Банвиль использовал рифму как повод для чисто внешней виртуозной игры. Продолжателем Леконта де Лиля был Хосе –Мария Эредиа (1842-1905). В книге сонетов «Трофеи» он обращается также к античности и Востоку, но формальное, изощренное мастерство его стихов лишено содержательности, свойственной поэзии главы школы. В 70-х годах группа парнасцев распадается.

Выдающимся поэтом 50-60-х годов, чуждому холодному академизму «Парнаса», страстным ненавидящим буржуазное общество был Шарль Бодлер (1821-1867). Он родился в Париже, рано потерял отца и воспитывался в доме своего отчима – генерала. В 1841 году родители отправили юношу в Индию, надеясь, что путешествие отвлечет его от занятий литературой. Не добравшись до места назначения, он вернулся с острова Бурбон во Францию. Десятимесячное плавание по океану познакомило его с пышной природой тропиков и бытом туземцев. Эти воспоминания вошли в его поэзию в виде экзотических и причудливых образов Востока. Именно из своего путешествия Бодлер привез культ черной Венеры. Черная Венера – танцовщица кордебалета Жанна Дюваль. Бодлер влюбляется в эту порочную и равнодушную вымогательницу, называя ее единственным существом. В целом, Бодлер презирал женщин, считая женщину одной из форм дьявола. Отметтим, в его произведениях наряду с черной Венерой встречается и  культ Мадонны (мадам Сабатье). Таким образом, в образе бодлеровской женщине можно обнаружить черты как величия и падения. Эти два цикла противопоставлены, в котором отражена борьба языческого и христианского начала.

В печати Бодлер выступил в середине 40- годов. Кроме отдельных стихотворений, его первыми опубликованными произведениями были критические статьи о французской живописи («Салон 1845 года», 1845; «Салон 1846 года», 1846). В это же время заинтересовался творчеством Эдгара По, переводы Бодлером из которого считаются образцовыми.

В революции 1848 года Бодлер принял активное участие. Он основал демократически-республиканскую газету «Общественное спасение», сражался на баррикадах. Но Бодлер не сумел оценить значения первого самостоятельного революционного выступления пролетариата. Предательство буржуазии, ее измену демократии и установление диктатуры Наполеона III поэт воспринял как проявление исконной человеческой гнусности. Он стал ярым противником решительно всяких общественных движений. По выражению Теофиля Готье, «Бодлер чувствовал непреодолимый ужас перед филантропами, прогрессистами, утилитаристами, гуманистами, утопистами и всеми, кто тщится что-нибудь изменить в неизменной природе и в роковом устройстве общества». Пессимизм и отчаяния Бодлера, усугубленные его крайне болезненно-нервной психикой, определили особый, трагический, характер его поэзии.

Творческое наследие Бодлера невелико: сборник «Цветы зла», «Стихотворения в прозе» (вышел в 1869), книга о наркотиках «Искусственный рай» (1860). Бодлер был тонким литературным критиком. К числу его лучших литературно-критических работ принадлежат статьи о стихах Пьера Дюпона и о романе Флобера «Госпожа Бовари». За сборник «Цветы зла» Бодлер был привлечен к судебной ответственности. Он был обвинен в оскорблении общественной нравственности, и ряд стихотворений  из книги изъяли, позднее, посмертно было реабилитировано его доброе имя.

В стихотворениях, вошедших в сборник «Цветы зла» (1857, дополнительное издание 1861), проявилась вся сложность и противоречивость поэзии Бодлера. Замысел сборника созрел рано. Еще в сборнике критических статей «Салоны» зафиксировано первое упоминание о написании поэтического сборника. Первая подборка стихов вышла в 1855 году. расчет на благоприятное воздействие не оправдался. После выхода сборника состоялся суд, где были выдвинуты обвинения в оскорблении общественной морали. Приговор – 300 франков штрафа и изъятие 6 стихов из сборника: «Украшение», «Лесбос», «Проклятые женщины», «Лета», «Слишком веселый», «Метаморфозы вампира».

Многие из стихотворений дышат истинной человечностью, искренним состраданием к униженным и оскорбленным. В стих-и «Душа вина», написанном в форме монолога, душа вина обращается со словами утешения к бедняку, ее создавшему, жалеет его за каторжный труд и предлагает ему выпить. Она обещает, что вино зажжет огонь в сердце труженика и внесет поэзию в его жизнь.

Стих-е «Вечерний сумрак», в котором нарисован образ парижского рабочего, разбитого дневным трудом и едва добирающегося вечером до своего убогого ложа, проникнуто тоскливой мыслью о тех, у кого никогда не было теплого угла.

С жалостью и необыкновенной нежностью пишет Бодлер о хромых и кривых, дрожащих от холода одиноких старушках, со страхом пробирающихся по улицам Парижа («Маленькие старушки»).

В «Цветах зла» есть стих-я, прославляющие силы возмущения и бунта против гнета и несправедливости. В цикле «Мятеж» героями являются богоборцы – каин, Сатана и святой Петр, отрекшийся от Христа. Покорному, благоденствующему Авелю Бодлер противопоставляет вечного скитальца, бунтаря Каина. Но если род Авеля бесславно пожирают недра земли, то род Каина «небес достиг и наземь низвергает бога!» («Авель и Каин»). Богоборческие мотивы сближают поэзию Бодлера с творчеством Байрона и Виньи. Бодлер, однако, не верит в победу мятежников. В стих-и «Кара гордости» ученый алхимик в кощунственном порыве угрожает Иисусу. Но он сходит с ума от дерзкой попытки спорить с богом: существующий роковой порядок незыблем и вечен.

Один из основных мотивов «Цветов зла» - ощущение безысходной тоски и скуки – особенно сильно звучит в стих-и «Путешествие»: в нем в иносказательной форме изображается человеческая жизнь. Путешествие начинается ранним утром. Странник, «легкий словно мяч», беззаботен и весел. Слава и любовь манят идти все вперед и вперед. Но вместо блаженного Эльдорадо, о котором он мечтал, поэт находит унылые, голые скалы и молит смерть-избавительницу спасти его от жизненной скуки.

Образ смерти постоянно возникает в поэзии бодлера. Она казалась поэту выходом из пустоты мещанского существования. Но не только в смерти он видел избавление: ненавидя пошлость мещанской морали. Он противопоставлял ей свободу от всякой морали, и в этом проявлялась глубокая противоречивость его поэзии. Бодлер с потрясающей силой изображал соблазны и ужасы ночного города, противоестественные пороки и грубый разврат, дурманы алкоголя и наркотиков. Однако это царство позора и разложения, от которого поэт так страстно отталкивался, в то же время казалось ему эстетически ярким. Проклиная губительные силы зла, отравляющие своим тлетворным дыханием сознание, Бодлер в то же время находил в них какую-то мучительную больную красоту. Вот почему он озаглавил свой сборник стихотворений «Цветы зла». (В него вошли 32 стих-я, «Цветы зла» – сопоставление несопоставимых вещей», 1862).

В жутком культе гниения и смерти, в настойчивой попытке поэтизировать безобразное и грех заключались упадочные черты поэзии Бодлера. По словам М. Горького, «Он, этот Бодлер, «жил во зле, добро любя», и, наконец, погиб, оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи». В отличие от предшественников, которые писали о зле, Бодлер видел истоки зла не в окружающем мире, а внутри самого себя. До Бодлера красота была радостной, с ним она стала страдающей, преследующая поэта как наваждение.

Композиционное единство сборника обусловлено природой поэтического жанра. Это большой лирический цикл. Самый значительный раздел «Сплин и идеал», в котором лирический герой балансирует на гране добра и зла, но зла преобладает. Особое место занимает стих-е «Падаль», в котором проявляется новое трагическое восприятие жизни. Все стих-е построено на контрастах. Образ любимой сопоставляется с безобразным трупом лошади. Бодлера называли «поэтом падали». Но падаль – это своеобразный символ жизни земной, плотской стороны любви. Поэт обращается не только к физической стороне жизни, но и к духовной. Речь идет о судьбе разлагающейся любви.

Особое место в поэзии Бодлера занимает тема горестной судьбы поэта в современном обществе. В знаменитом стих-и «Альбатрос» прекрасная птица, попавшая в плен к скучающим морякам, олицетворяет собой возвышенный образ поэта, осмеянного толпою глупцов.

«Муза продажна» - так назвал Бодлер одно из своих стихотворений, в котором с болью пишет, что муза должна стать продажной, чтобы согреть свои посиневшие от холода ноги, и петь Te Deum, в который и сама не верит, чтобы чернь давала ей деньги.

Муза Бодлера не была продажной. Он не случайно назвал себя «проклятым поэтом». Творчество поэта противостояло грязи и пошлости окружавшего его мира. Но этот мир наложил на его поэзию печать безысходности и смерти и сделал его одним из предшественников декаданса.

Бодлер-поэт был связан с поэзией европейского романтизма. Теофиль Готье отмечал, что богатство ритма, сильный, гибкий и звучный стих Бодлера выросли на основе поэтической культуры романтиков. Но в поэзии Бодлера нет романтической взвинченности и экзальтированности, она сдержанна, мужественна и строга по форме.

Исследователи считают Бодлера предтечей французского символизма. Символисты признали, что Бодлер  - первый из французских поэтов, кто смог проникнуть в душу слов, уловил сокровенный смысл в сочетании звуков. Его поэзия личностна. Отталкиваясь от личного опыта, Бодлер верил только в собственную картину мира. Именно с него начинается новая поэзия – поэзия боли и печали. В его лирике заметна тоска по прекрасному, которое так и не наступило. Поэзия, как и жизнь, построена на контрастах, сочетая  в себе высокое и низкое. Жизнь в аду – таково внутреннее состояние поэта.

 Бодлер выводит философию дендизма. Для него дендизм – своего рода религия, некий бунт, желание выделиться, сражаться с пошлостью, искореняя ее. Он пытался следовать идеалу – денди. Он боялся подчиниться страстям, старался оставаться независимым по отношению к женщине.

Поэзия Бодлера – зеркало его заблуждений и путь неосуществимых порывов к идеалу, отвратительных картин падений, страшных мук. Немногие из поэтов, кто сумел воссоздать искусство порока, рисовать с болезненной силой извращение человеческой природы.

Таким образом в сборнике «Цветы зла» можно отметить крах романтических иллюзий поэта. Поэзия Бодлера близка к реалистической интерпретации, когда он поднимает ряд важнейших общественных тем. В поэзии Бодлера как сплин, так и идеал через трагическое столкновение приобретает реалистические очертания. Основной герой лирики  Бодлера – проклятый, изгой, осужденный. Поэт раздваивается между поэтизацией зла и бичеванием порока, выставляя напоказ зло, Бодлер видит его не в окружающем мире, а внутри самого себя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]