Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Столин В.В. Самосознание личности.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

В.В.Столин

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

М.: Издательство Московского Университета, 1983

Моему учителю Алексею Николаевичу Леонтьеву посвящается

От автора

Эта книга написана о самосознании человека. Ее ядро составляют конкретные эмпирические исследования, которые изложены, достаточно подробно для того, чтобы читатель мог не только доверять автору, но и проверять его. Эти исследования, как, впрочем, и любые эмпирические исследования, касаются частных и узких вопросов. Однако постановка проблем для конкретного исследования, как и интерпретация полученных результатов, потребовала углубленного анализа теоретических вопросов, таких, как выделение области феноменов, относящихся к психологии самосознания, выделение уровней и единиц самосознания. В заключительной главе мы пытаемся показать, как знания о самосознании, его структуре и функциях могут быть использованы в такой области приложения психологии, какой является психотерапия и психологическое консультирование. Вместе с тем мы отчетливо понимаем всю неполноту анализа существующей по теме литературы, насчитывающей тысячи наименований, а также и дискуссионность выдвинутых положений.

Эта книга посвящена Алексею Николаевичу Леонтьеву, и это не просто дань уважения ученика своему учителю выдающемуся советскому психологу. Профессиональное мышление автора, выполнявшего под руководством А.Н.Леонтьева курсовую, дипломную, диссертационную работы, а затем работавшего на кафедре, им возглавляемой, формировалось под непосредственным влиянием личности Алексея Николаевича, а также под влиянием его мышления, опредмеченного им в его трудах. Понятийный аппарат, который развивал и которым пользовался А.Н.Леонтьев, оказался, таким образом, не просто усвоенным, но присвоенным, в чем читатель, знакомый с трудами А.Н.Леонтьева, без труда может убедиться. С нашей точки зрения, созданная А.Н.Леонтьевым понятийная система чрезвычайно теоретична, она создана не путем понятийного обозначения множества разнообразных эмпирических фактов, но выведена из единых теоретических предпосылок. В этом кроются ограничения созданной А.Н.Леонтьевым теории – ее нельзя "опускать" на эмпирию без промежуточного теоретического этапа, но в этом же одновременно кроется ее важнейшее достоинство, так как только хорошо логически согласованная и в известном смысле отвязанная от эмпирии теория позволяет движение "в идеальном плане" – получение новых теоретических знаний и гипотез путем оперирования с понятиями и дальнейшую их проверку в эмпирическом исследовании.

Вместе с тем углубление в проблему потребовало и отказа от некоторых принятых А.Н.Леонтьевым допущений, таких, как сведение психологического содержания потребности к ее мотиву, или выявление в человеке по основанию "биологическое – социальное" лишь двух групп качеств, характеризующих человека как индивида и как личность. Это не меняет, однако, того факта, что именно теоретические построения А.Н.Леонтьева положены в основу представленных в монографии исследований.

Автор считает также своим приятным долгом поблагодарить своих коллег по кафедре общей психологии факультета психологии Московского университета, на чьи научные труды он неизменно опирался в процессе работы над монографией, заведующего кафедрой профессора А.А.Бодалева, оказавшего автору поддержку на всех этапах проведения исследований и высказавшего много ценных критических замечаний относительно рукописи, своих коллег по Консультативному центру психологической помощи семье, чье мышление и стиль работы оказали немалое влияние на автора, студентов, писавших под руководством автора курсовые и дипломные работы, результаты которых использованы в данной монографии, Мануэля Кальвиньо, бывшего аспиранта автора, а ныне доцента Гаванского университета, вместе с которым проводилось исследование семантики личностных смыслов, Г.П.Бутенко и А.Г.Шмелева, оказавших неоценимую помощь в машинной обработке результатов, Е.Т.Соколову – неизменного критика и рецензента работы на всех этапах ее подготовки. Москва, 1982

  Примечание редактора HTML-версии. Текст книги восстановлен со скана, выложенного в библиотеке Myword.Ru. Поскольку у меня не было доступа к оригиналу, за адекватность структуры таблиц я поручиться не могу.

Глава I самосознание и его место в психической организации человека

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева [4], Л.И.Божович [21], Л.С.Выготского [29], А.Н.Леонтьева [75], С.Л.Рубинштейна [106], П.Р.Чаматы [137], И.И.Чесноковой [138], Е.В.Шороховой [142] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих [9; 76; 82; 108; 109]. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания [20; 62; 84; 101; 103]. Немало опубликовано и философско-психологических [47; 69] и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [36; 114; 131]. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии [56; 57]. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата – достаточно указать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией [190; 223; 235; 238]. Понятия "Я" и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования [218; 219; 220]. Тем не менее не так давно А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему "высокого жизненного значения, венчающую психологию личности", расценивал ее в целом как нерешенную [75, 228], "ускользающую от научно-психологического анализа" [75, 230].

В чем же, собственно, состоит эта нерешенность, "ускользаемость" проблемы самосознания личности? Чтобы ответить на этот вопрос и тем самым сформулировать как общую проблему, так и более частные цели данного исследования, необходимо вкратце остановиться на тех феноменах, которые создают эмпирическую область исследований, и тех специфических рамках (точнее – научных парадигмах [66]), в которых они изучаются.

Эмпирическое и теоретическое в выделении феноменов самосознания

Психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относиться к самому себе, существует, конечно, до и независимо от научного исследования. Однако всякая попытка описания, а тем более систематизации явлений, относящихся к области самосознания, неизбежно опирается на явное или скрытое, подразумеваемое решение теоретических вопросов, таких, как проблема соотношения сознания и самосознания, сознаваемого и неосознаваемого, личности и самосознания, процесса и его продукта. Так, например, относится ли факт сознательного восприятия человеком его роста к области его самопознания, или именно к сфере восприятия, или к области сознания, можно решить лишь, если теоретически определены и различены восприятие, сознание и самосознание. Сам факт от этого, конечно, не изменится, но от того, будет ли он включен в ту или иную сферу явлений, в конечном счете зависят последующие выводы. Но теоретические знания, в том числе в форме различений и определений, сами базируются на эмпирических фактах. Если бы теорию можно было построить до анализа этих эмпирических явлений, то сам этот анализ уже был бы не нужен.

Реальная научная практика разрывает, конечно, этот порочный круг. В этой практике те или иные явления включаются в научный анализ или исключаются из него по мере развития теоретических представлений либо как предмет исследования, либо как доказательство или опровержение научных гипотез.