Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
функции языка 7.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
201.73 Кб
Скачать

Теоретические проблемы

Прежде чем приступить к описанию языковых функций, необходимо понять, что подразумевается под данным термином. Функция – неотъемлемый атрибут языка, форма его существования. По мнению А.А. Леонтьева, то, что присутствует в каждом речевом акте, является функцией языка. Остальные проявления речевой деятельности – функции речи [Леонтьев А.А., с.101-102, 106-108]. Языковые функции абсолютно универсальны – свойственны Языку вообще. Иначе говоря, они облигаторны (обязательны), т.е. не могут не быть реализованными в конкретном речевом акте на любом языке. Есть два критерия противопоставления языковых и речевых функций:

1) Языковые функции осуществляются совокупно в абсолютно любом высказывании/ речевые осуществляются не полной своей совокупностью и не свойственны всем высказываниям. Произнося фразу, человек формирует мысль (мыслеообразующая функция), выражает ее (мыслевыражающая) и направляет ее собеседнику (коммуникативная), у которого есть тот же фонд лексических, грамматических, культурно-прагматических сведений о языковых знаках (аккумулятивная). При этом не обязательно выражаются эмоции или изъявляется воля, содержится эстетический элемент или регулируется поведение собеседника.

2) Языковые функции не имеют специфических средств своего проявления / речевые реализуются специально закрепленными за ними средствами. Планом выражения языковых функций является весь фонд языка – от звука до предложения. Для реализации речевых функций используются конкретные средства (морфема, слово, порядок слов, интонация и т.д.) или их совокупность. Например, волюнтативная функция осуществляется в русском языке несколькими способами: повелительным наклонением (Уходи), инфинитив (Стоять!), интонацией (Скальпель! Пинцет!). Каждому жанру волеизъявления (мольба, просьба, пожелание, приказ) соответствуют собственные средства. Один и тот же жанр получает различное речевое воплощение. Просьба может содержать «волшебное слово» пожалуйста, а может быть крайне пренебрежительной: «Эй, ты, как там тебя, хватить ворон считать! Помоги-ка!».

Если настаивать на необходимости разграничения функций языка и речи, представляется удобной и логичной классификация В.А. Аврорина. Он выделяет четыре языковые функции:

  • коммуникативная

  • мыслеообразующая (конструктивная)

  • мыслевыражающая (экспрессивная),

  • аккумулятивная (накопление и использование знаний и опыта) [Аврорин].

Большинство исследователей, однако, отрицает принципиальное различие между языковыми и речевыми функциями. В отдельном высказывании они переплетены настолько тесно, что нет необходимости и возможности строго выдерживать оппозицию функция языка / функция речи.

Другой проблемой является вопрос числа языковых функций. Монофункционалисты полагают, что все функции сводятся к одной. Чаще всего ею признается коммуникативная (Н.И. Жинкин, Р.В. Пазухин, Л. Блумфилд). К. Фосслер единственной функцией языка считал функцию выражения чувств, а Г.В. Колшанский – функцию выражения мыслей. Оба называют ее экспрессивной.

В.А. Аврорин, выделивший четыре функции, признает связь между ними настолько тесной, что всю их систему «можно представить себе как единую функцию, имеющую четыре неразрывные стороны» [Аврорин, с.48].

Сознание, осуществляемое в языковой форме, интенционально. Оно не просто протекает. Оно всегда на что-то направлено. Сознание диалогично, что отражено и во внутренней форме слова: со-знание «совместное знание». Язык всегда употребляется для общения: «Язык фактически является в известном смысле другим названием самой коммуникации…» [Винер, с.71]. Коммуникация остается коммуникацией и при нежелании сообщать кому-либо что-либо (дневник, «писательство в стол»), и при нулевом коммуникативном эффекте (отсутствие реакции адресата; риторическое обращение), и при автокоммуникации посредством внутренней речи. Поэтому все функции языка сводятся к коммуникативной. Остальные – ее различные стороны: фазовые (мыслеообразующая), инструментальные (номинативная, когнитивная2), содержательные (эмотивная, волюнтативная3, эстетическая), идентифицирующие (этническая, корпоративная). В реальном функционировании они неразрывно слиты с коммуникативной. В.А. Аврорин указывает, что немотивированно расширенный полифункционализм языка основан на нетерминологическом понимании слова функция. Под понятие функции в таком случае подпадает любое возможное использование языка [Аврорин, с.34].

Мы не считаем разграничение языковых и речевых функций принципиальным. Речевые функции в любом случае основаны на языковых ресурсах. В прикладном аспекте нет актуальности и у проблемы моно-/полифункциональности языка. Для решения задач внешней лингвистики нет необходимости углубляться в терминологические дискуссии. Гораздо важнее дать наиболее полную картину функционирования языка в обществе. Поэтому приведенный в пособии список функций не претендует на исчерпывающую полноту. Его легко дополнить или сократить, объединив некоторые функции.

По мысли авторов, важность обсуждаемых проблем и открытость списка языковых функций должны стимулировать самостоятельность и творческую инициативу учащихся. Защитой диплома жизнь не заканчивается, и ее экзамены предстоит сдавать каждому. Надеемся, что предлагаемое пособие поможет в этом непростом деле.