Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 4. Наглядность в преподавании.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
70.66 Кб
Скачать

3. Использование визуальных материалов в преподавании социологии.

Современный мир во многом сформирован технологическими возможностями аудиовизуальных средств передачи информации. Как писал еще Г.М. Маклюэн, противопоставивший сообщение (содержание информации) и способ ее передачи (язык), современный мир благодаря кино и телевидению в своих установках восприятия приближается к дописьменной культуре, отдаляясь от культуры классической. Кино и телевидение формируют общее пространство соприсутствия, в своей чувственной многомерности и подвижности приближающееся к реальности непосредственного взаимодействия. Господствующей при получении информации для современной массовой аудитории является ориентация на аудиовизуальное восприятие информации. К аналогичному выводу приходят и М. Мерло-Понти, и Э. Морен, говоря о захватывающем очаровании кинозрелища. И если аудиовизуальные медиа, в том числе - кино, стали «любимым детищем» современной цивилизации, то именно их необходимо использовать для актуализации мышления аудитории в процессе преподавания.

Привлекательность киноповествований для решения задач преподавания обусловлена также особым его преимуществом перед реальностью. Воспринимаемая в реальности форма (предмет, человек) никогда не бывает совершенной, четкой: в ней всегда «есть заусенцы», «излишек материи». Расшифровка в процессе восприятия предполагает угадывание, умение не замечать «лишнее». Киноповествование же имеет, как говорит М. Мерло-Понти, «более мелкое зерно, чем драма реальной жизни», поскольку происходит в мире более точном, чем реальный.

Опыт встраивания виртуальных сюжетов в процесс преподавания социологии

Способы встраивания виртуальных сюжетов в процесс преподавания могут быть разными, в зависимости от учебного курса и того места, которое кинематографические сюжеты занимают в его контексте. Например, в структуре курсов «Социология культуры», «Социология массовой культуры» анализ культурного текста является важным самостоятельным тематическим разделом, в то время как в других курсах виртуальные сюжеты могут использоваться исключительно как иллюстративный материал. Наконец, кинофильм, социально-политическая (или социально-историческая) ситуация и социологический взгляд на мир (или отдельная теоретическая концепция) могут неожиданно войти в резонансное состояние, породив таким образом самостоятельное социологическое произведение, ценность которого несводима к одной из перечисленных составляющих.

«Ирония судьбы»

Интересный опыт встраивания сюжета в структуру учебного курса связан у меня с фильмом «Ирония судьбы или с легким паром» Эльдара Рязанова. В теме «Методологические основания социокультурного анализа», где рассматриваются социологические корни культурно-аналитической традиции и реализующие ее методологические концепции, я предлагаю следующее задание. Необходимо проинтерпретировать сюжет фильма, используя одну из рассмотренных концепций (речь идет о понимающей социологии, символическом интеракционизме, феноменологической социологии и др.).

Вероятно, этот сюжет Э. Рязанова и Э. Брагинского применим как «стимульный материал» в рамках изучения оппозиции структурно-функционального и конструктивистского направлений в социологии. Как и в любой комедии ошибок, здесь действия героев обусловлены, прежде всего, их когнитивными конструкциями. И эту связь действия и конструкции, чаще скрытую от социологически неискушенного взгляда, сюжет выпячивает, ярко проявляет.

Великолепно ложатся на сюжет фильма идеи Макса Вебера о субъективном смысле как конституирующем основании социального действия - диалог Нади и Жени о впечатлении друг о друге при первой их встрече. Противостояние мужских персонажей - Жени и Ипполита, воплощающих социально-нормативную специфику разных культурно-исторических контекстов в рамках советской культуры - прекрасно показывает, как предшествующий социальный опыт формирует способы и схемы восприятия реальности (концепция Пьера Бурдье).

Неожиданным итогом использования этого задания в аудитории стал вывод о том, что такое любовь. Этот вопрос, который может показаться излишне романтическим в наше прагматически ориентированное и активно раскрывающее оппозицию/связь любви и секса время, не теряет своей актуальности в студенческой аудитории. Так вот, как показали мне студенты, любовь, возникающая неожиданно и неоткуда, переопределяющая собой жизненный мир человека, и есть эмерджентная, возникающая социальность, о которой говорит Джордж Мид.

Фильм «Эксперимент» (Германия, режиссер Оливер Хиршбигель, 2001), получивший приз за лучшую режиссуру на Монреальском международном кинофестивале 2001 г. также обладает большим социологическим потенциалом. Фильм повествует о том, что в ходе научного эксперимента 12 обыкновенных людей добровольно становятся на две недели «заключенными» тюрьмы, в то время как 8 таких же добровольцев становятся надзирателями. Задача первых – соблюдать правила тюремного режима; задача вторых – поддерживать порядок. Но человеческая природа берет свое, и эксперимент выходит из-под контроля: под бесстрастными взглядами ученых надзиратели упиваются властью, унижая заключенных, и в тюрьме назревает бунт… Фильм снят по мотивам реального эксперимента и ярко иллюстрирует Теорему Уильяма Томаса - концепцию определения ситуации («Если ситуация воспринимается реально, то она реальна и по своим последствиям»).

Большим иллюстративным и интерпретативным социологическим потенциалом обладают фильмы Ларса фон Триера «Самый главный босс», «Догвиль», «Танцующая в темноте» (в ролях Бьерк, Катрин Денев) и др.; Мела Гибсона «Апокалипсис» или Отара Иоселиани «И стал свет!». И даже форс-мажорную комедию «День выборов» Олега Фомина вполне можно использовать как иллюстративный источник проведения российских предвыборных компаний 90-х годов прошлого века.

Кроме того, сюжет того или иного фильма можно развернуть и в дискуссионном русле, предложив для обсуждения вопрос о причинах столь нестандартного поведения героини (героя). Трудность таких заданий часто состоит в том, чтобы удержать дискуссию в тематических рамках социологической проблематики, ориентировать участников на обсуждение социокультурных оснований наблюдаемых явлений, в том числе и индивидуальных черт героев, уникальных ситуаций и т.д.

Знание сюжетов сказок, книжек, мультиков, компьютерных игр или художественных фильмов, в отличие от реального, дает богатейший массив информации и виртуального опыта. В этом проявляется и характер современной культуры - аудиовизуальной по своей природе и мозаичной, не жестко иерархизированной по строению.

Таким образом, обращение к разнообразным виртуальным событиям и сюжетам, в том числе - сюжетам художественного кинематографа, в процессе преподавания дисциплин социо-гуманитарного цикла становится необходимостью.

Способы встраивания виртуальных сюжетов в процесс преподавания могут быть разными, в зависимости от учебного курса итого места, которое кинематографические сюжеты занимают в его контексте. Например, в структуре курсов «Социология культуры», «Социология массовой культуры» анализ культурного текста является важным самостоятельным тематическим разделом, в то время как в других курсах виртуальные сюжеты могут использоваться исключительно как иллюстративный материал. Наконец, кинофильм, социально-политическая (или социально-историческая) ситуация и социологический взгляд на мир (или отдельная теоретическая концепция) могут неожиданно войти в резонансное состояние, породив таким образом самостоятельное социологическое произведение, ценность которого несводима к одной из перечисленных составляющих.

Важно уловить относительно устойчивые тематические ориентации студентов как целевой аудитории и постараться их использовать в аудитории учебной.