Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Возникновение интерперсонального психоанализа о....docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
31.6 Кб
Скачать

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии

Кафедра теории и практики социальной работы

Конспект по предмету «Персонология»: г. Салливан «Интерперсональная теория в психиатрии»

Выполнил:

Сергеева Татьяна,

студентка 3 курса, 8 гр.

Проверил:

Самойлова Валентина Алексеевна,

к. псих. н., доц.

Санкт-Петербург, 2011 г.

Часть I ознакомительный экскурс в теорию

Возникновение интерперсонального психоанализа обычно датируется началом 20-х годов XX века, когда американский психоаналитик Гарри Салливан впервые занялся лечением пациентов, страдавших шизофренией.

Глава 1

Суть концепции развития

Вся информация из области психиатрии трактуется с двух точек зрения: первая основывается на объяснении смысла происходящего в свете того, что нам уже известно полностью или частично; а вторая базируется на интерпретации полученных данных таким образом, чтобы не вызвать ощущение дискомфорта и неполноты бытия (тревогу).

В рамках психиатрии Г. Салливана предпринимается попытка объяснить серьезные психические расстройства, при этом единственно возможный метод заключается в том, чтобы проанализировать весь путь развития. Другими словами, если проследить, какие метаморфозы произошли с каждым человеком, прежде чем он достиг метрической взрослости, то тогда, вероятно, можно многое узнать о его жизни и проблемах.

Г. Салливан в своей работе рассматривает различные теории, которые позволяют описать начинающийся с момента рождения процесс превращения весьма способного животного в человека, поэтапно протекающий начиная с периода раннего младенчества под влиянием других людей исключительно с целью адаптации к существованию.

До момента овладения речью каждый человек, даже самый глубокий имбецил, осваивает простейшие модели взаимоотношений с родителем или с тем, кто его заменяет. Эти простейшие модели со временем забываются, остаются лишь наиболее устойчивые образования, на которые в дальнейшем многое наслаивается, и таким образом формируется множество новых конструктов.

Иногда эти образования настолько отличаются от тех, какими им следовало бы быть, чтобы обеспечить полноценное существование в том или ином обществе, что последующее развитие человека несколько отклоняется от того, что условно принято считать нормой. В этих случаях мы можем говорить о возникновении психоневрозов или психозов.

Опыт, переживаемый младенцем как примитивная тревога или как примитивный страх, у некоторых людей значительно позже возникает вновь под воздействием весьма специфических условий. Такие условия очень часто наблюдаются на ранних стадиях того, что мы обычно называем шизофреническими нарушениями. У целого ряда людей они нередко появляются в так называемых сновидениях в моменты жизни, связанные с сильными переживаниями, особенно в юношеском возрасте. В таких условиях практически все, начиная от мимолетного воспоминания и, вероятно, до полного возвращения самой примитивной формы тревоги, вызывает сверхъестественные эмоции.

Сверхъестественные эмоции - это группа эмоциональных переживаний, границы которой весьма размыты; наиболее общей особенностью таких переживаний является благоговение. Вероятно, некоторые пережили нечто подобное, впервые услышав звучание огромного органа. Многие проникаются чувством величайшего благоговения при первом взгляде на Большой Каньон.

О других сверхъестественных эмоциях известно гораздо меньше. Салливан объединяет их под общим названием боязнь. Боязнь в данном случае представляет собой нечто гораздо большее, нежели то, что мы вкладываем в это слово в разговорной речи, - ужас и отвращение. Каждая из этих сверхъестественных эмоций несет в себе элемент, вызывающий содрогание, как будто перед нами возникает образ, пришедший из потустороннего мира и являющийся, по моему глубокому убеждению, своеобразным пережитком раннего эмоционального опыта, что дает нам возможность охарактеризовать каждую из этих эмоций.

Таким образом, процесс психотерапии наиболее ценен тогда, когда терапевт пытается выявить наиболее уязвимые для тревоги места в интерперсональных взаимоотношениях, вместо того чтобы работать с симптомами, вызванными тревогой, или пытаться ее избежать. Понимание сути тревоги и осознание ее роли в развитии человека сэкономят колоссальные психиатрические усилия, если речь идет о деятельности психотерапевта, и предотвратят бесчисленные глупые ошибки, если выбор падет на какую-то другую область психиатрии.