Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балдаев.Родословные предания и легенды бурят.doc
Скачиваний:
282
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Олзонов род Улус Шунтинский III готолова рода

Родословная: Эхирит, Зонхи, hэрхэн, hуудаг Сагаан, Сэхир, Олзон, Баянгаза, Ивалга, Убгэн, hамнуухан, hахай, Бутуухэн, Федор, Никитин, Аю, Ардан.

В долину реки Иды из Куленги пришел hахай. На родине его была засуха: ни травы, ни хлеба не было, все пропало от жары. В долине Иды жили буряты земледельцы и скотоводы. В тот год был хороший урожай. Люди были сыты, а также сыт был скот. hахай нанялся в батраки за хлеб.

Он был молод, холост, работать был удал, за год он зарабо­тал много хлеба. Свой заработок он отвез домой и раздал сво­им, родственникам. На другой год он пришел и тоже нанялся в батраки. Работая в Нижне-Тарасинском улусе, он сошелся с, одной молодой вдовой, влюбился в нее и женился. С тех пор он зажил хозяином. У него родились дети. hахай навсегда остался в Нижней Тарасе. Общество приняло его в число своих сороди­чей. Потомков у него много. Они образовали отдельный улус hахай ураг.

Записано со слов 87-летнего Бугды Бутуханова II готольского рода из улуса Нижне-Тарасинский Боханского аймака Усть-Ордынского нацнонального округа Иркутской области в июле 1947 года.

Готолов род племени булагат

Готолов род подчинялся Верхнему, или Идинскому острогу. А потом, с организацией Идинской степной конторы, образо­вался отдельный род, который под названием готолова рода ад­министративно подчинялся думе. Позже было организовано Г'отольское родовое управление с резиденцией в улусе Бохан. Во главе родового управления стоял шуленга, избиравшийся из среды бурят. Обычно избирался богатый человек, имеющий ка­кого-нибудь предка, служившего шуленгой или заhуулом (ноен утха). Иногда эта должность передавалась по наследству от по­томства к потомству.

Должность шуленги была почетная, жалованья он не полу­чал ни натурой, ни деньгами. Родовое управление имело наем­ного родового писаря. Писарями служили ссыльные поселенцы, нередко горькие пьяницы. Писаря являлись главными воротилами родовых дел. Они всячески злоупотребляли своим положе­нием, сами устанавливали и собирали с общества налог. Неко­торые писаря, приехав бедными, уезжали богатыми людьми.

Еще при Идинской степной думе готольское родовое управ­ление разделилось на три самостоятельных рода: I готолов, II готолов и III готолов. Резиденции их остались в Бохане и по­мещались в одном здании. Были выбраны три родовых шулен­ги, нанялись три писаря.

В 1887 году Идинская степная дума была разбита генерал-губернатором Восточной Сибири графом Игнатьевым на пять инородных управ: Бильчирскую, Боханскую, Молькннскую, Укырскую, и Улейскую, которые состояли из родовых управле­ний. Боханская инородная управа состояла из трех родов ‑ 1 готолов, II готолов и III готолов. На месте Готоловского ро­дового управления было выстроено здание Боханской инород­ной управы со всеми службами на средства трех готоловых родов.

На должность головы инородной управы были выдвинуты два кандидата ‑ Сократ Пирожков, представитель тайшинской фамилии и Тугут Трубачеев, представитель нарождающегося кулачества. Кандидаты боролись в течение трех месяцев не на жизнь, а на смерть. Первый мобилизовал вокруг себя своих родственников и ноенов, то есть служивших заседателями степ­ной думы, родовыми старостами (даргами и шуленгами) и улусными старшинами (зайсанами и заhулами); второй мобили­зовал кулаков, разбогатевших на купле и продаже товарной продукции улусов. Они не жалели средств для достижения сво­их целей, угощали своих сторонников мясом и вином. По улу­сам ездили специальные бригады, заходили в каждый двор, угощали, хвалили своего кандидата и просили стать сторонни­ком своей «партии».

Население трех готоловых родов раскололось на два враждебных лагеря. Возникали драки, ссоры и клевета друг ма друга, братья не стали знаться, сыновья восстали против отца, родственники рассорились.

Фамилия тайши Пирожкова была известна генерал-губерна­тору и губернатору Иркутской губернии, а также Иркутскому губернскому управлению, поэтому губернская администрация всячески поддерживала С. Пирожкова. На суглане доверенных и всего населения трех готоловых родов, достигшего 25-летнего возраста, при поддержке чиновника особых поручений Иркут­ского губернского управления С. Пирожков получил большин­ство голосе. Он был избран головой Боханской инородной уп­равы.

Выборы двух выборных инородной управы тоже сопровожда­лись борьбой двух «партий» ‑ Г. Петрова и Т. Трубачеева. При поддержке губернской администрации Г. Петров победил и был избран выборным от III готолова рода, то есть помощником го­ловы Пирожкова.

За выборами головы и выборного наступили выборы трех ро­довых старост, по одному на род. В родовые старосты III готоло­ва рода были выставлены тоже два кандидата ‑ К. Петров и Т. Трубачеев. Первый был родным братом выборного Г. Петрова и двоюродным братом С. А. Пирожкова. На собрании всего на­селения III готолова рода К- Петров получил большинство голо­сов и был избран родовым старостой III готолова рода. В I н II готоловых родах на выборах родовых старост тоже победили сторонники Пирожкова. Сам Т. Трубачеев, а также сторонники его, вновь разбогатевшие кулаки, не имели такого влияния на общество, как Пирожков. Таким образом, вся власть во вновь образовавшейся Боханской инородной управе осталась за фами­лией тайшей Пирожковых.