Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть 2. Соц.-эконом.блок..doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
772.61 Кб
Скачать

Тема 2.6. Этническая и демографическая стратификация.

Все ценное, чем обладает общество, прежде всего доходы, благосостояние, престиж и власть, распределяется неравномерно. Можно сказать, что социальная стратификация – это закрепленное неравенство в распределении социальных благ и обязанностей. Ниже будут представлены две дополнительные системы стратификации – этническая и демографическая. В демократическом обществе неравенство по данным признакам недопустимо. Но, тем не менее, оно имеет место в некоторых обществах. Названные стратификации свойственны в той или иной мере всем обществам – как традиционным, так и современным, и поэтому представляют собой важный предмет социологического изучения.

Этническая стратификация.

Общества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Эти физические и культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной системе на базе своей принадлежности к той или иной конкретной группе.

Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица, телосложение и форму головы. Конечно, общих черт, объединяющих всех людей, гораздо больше, и эти общие черты значительно важнее, чем различия. Но все же, к примеру, норвежцы, китайцы и нигерийцы отличимы по их физическим параметрам. Это объясняется их расовой принадлежностью. Расы это группы населения, отличающиеся внешними наследственными чертами.

Хотя мы с готовностью признаем, что народы различаются по своим физическим свойствам, социологи сталкиваются со значительными затруднениями при идентификации рас и классификации людей в соответствии с расовыми различиями. Человеческие существа невозможно с легкостью подогнать под расовые классификации, и ученые пока не могут прийти к общему мнению по поводу разделения народов на расы. Однако люди сами придают различным чертам социальную значимость. В социальных определениях, даваемых индивидами, цвет кожи или какая-то другая черта превращается в «показатель» или «признак» социального статуса.

Этнические общности идентифицируются в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д. Этнические группы часто обладают чувством «кровного родства» и в той или иной степени многие из них считают себя нациями.

Этносы формировались в процессе исторического развития постепенно. Было время, когда каждая большая группа-семья являлась отдельным этносом. Несколько семей, вступивших в союз, образовывали род. Роды объединялись в кланы. Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Кланы сохраняли общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя уже в полной мере соответствует понятию «этническая общность». Племя охватывает значительное число родов и кланов, обладает собственным языком или диалектом, территорией, элементами формальной организации, общими компонентами культуры (обычаи, обряды, религиозные верования и пр.). Численность отдельных племен достигала нескольких десятков тысяч человек. В процессе исторического развития одни племена преобразовывались в более крупные этнические общности (народности и нации), другие растворялись (ассимилировали) в более крупных этнических общностях, третьи (как правило, изолированные природными условиями) так и оставались на племенной стадии развития. Являясь этнической группой, племя еще сохраняет и некоторые черты кровнородственной группы (ведет родословную от одного мифического предка, сохраняет обычай кровной мести и пр.).

Народности как формы этнических общностей стали возникать по мере возникновения первых государств. Племена, подкреплявшие свою языковую, территориальную и культурную общность созданием государственного аппарата, оформлялись в народности. Начинает складываться экономическая общность, но из-за натурального способа ведения хозяйства экономические связи слабы. Судьбы народностей складывались по-разному. Некоторая их часть превратилась в нации. Большая же часть народностей, войдя (как правило, в результате военного захвата) в состав государств, созданных другими народностями, ассимилировалась с ними. Однако некоторая часть народностей сохранилась и в рамках государств, созданных более сильными этническими общностями. В рамках народности изживаются либо теряют свою важность черты кровнородственной группы.

Высшим проявление этнического единства является нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют никаких признаков кровнородственных связей, но их объединяет один развитый, литературный язык, единая национальная культура, общность исторической судьбы, рождающая историческую память о событиях, вызывающих сильные эмоции: от национальной гордости до национальной скорби и унижения. Так, на почве единой территории, языка, культуры и истории формируются единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Устанавливаются прочные экономические связи, что приводит к созданию единого национального хозяйства.

Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляются как синонимы, как равнозначные понятия. Сегодня нацией называют граждан одной страны. Такая трактовка нации соответствует между­народной практике и официальному языку современных го­сударств, использующих слово «нация» в значении гражданской общности.

В политической практике России слово «нация» и производное от него «национальность» употреблялись чаще всего в этническом смысле, не обусловленном наличием или отсутствием госу­дарственности, что вошло в менталитет миллионов людей. Такая точка зрения подразумевает различение социально-исто­рических организмов, какими являются этнос и нация. Данные понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. «Этнос» – это социальная категория, характеризующая один из признаков социальной стратификации: разделения общества по национальности. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. «Нация» же является политической категорией, обозначающей население отдельной страны.

Этническое многообразие представляет собой явление, характерное для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является итогом завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. Таким образом, объективно возникают межнациональные отношения.

Теоретически национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны. В некоторых случаях государствами предпринимались попытки исключения этнического многообразия путем уничтожения или изгнания отдельных этнических групп. Яркими примерами таких решений являются изгнание мусульман и иудеев из Испании в XV веке или депортация арабов из нескольких получивших независимость африканских стран в 1960-1970-е гг.

Доминирующая группа всегда использует ряд стратегий в отношении к этническим меньшинствам. Меньшинство можно определить как группу населения с расовым или культурным самосознанием. Такие группы нередко подвергаются угнетению или дискриминации со стороны доминирующей этнической группы страны. Дискриминация – это необоснованный отказ в правах и свободах представителям национальных меньшинств, которые по своим способностям и навыкам не уступают членам доминирующей группы.

Выделяют шесть основных типов межнациональных отношений: ассимиляция, плюрализм, правовая защита меньшинств, перемещение населения, постоянное угнетение и уничтожение.

Ассимиляция. Это слияние какого-то этноса с другим народом путем усвоения его культуры и соответственно утраты своего языка, обычаев, национального самосознания. Иногда меньшинства могут рассматривать эту стратегию как предпочтительную. Однако доминирующие группы и меньшинства часто по-разному подходят к ассимиляции. Исторически сложились два подхода к ассимиляции. Первый подход – традиция «котла для переплавки» – рассматривает ассимиляцию как процесс, в результате которого группы и культуры сливаются в рамках нации в одно целое, образуя новый народ и новую культуру. Второй подход связан с оценкой культуры доминирующей группы как превосходящей, которая должна вытеснить полностью собственную культуру ассимилирующегося меньшинства.

Плюрализм. Некоторые меньшинства не проявляют желания ассимилироваться. Они высоко ценят свои индивидуальные культурные особенности и традиции и предпочитают политику плюрализма, т.е. взаимное приспособление различных групп к особенностям друг друга. Группы сотрудничают, когда это представляется необходимым для их общего благополучия, особенно в политических и экономических вопросах.

Проиллюстрировать принцип плюрализма можно на примере Швейцарии. Исторически швейцарская нация сложилась благодаря стремлению разнородных общин к сохранению своей локальной независимости с помощью общих оборонительных союзов. Швейцарского языка не существует. Швейцарцы говорят на немецком, французском или итальянском языке, причем все федеральные документы подлежат переводу на три «официальных языка». Разные кантоны, дополнительно к языковым различиям, также сохраняют некоторое культурное своеобразие. Хотя большинство швейцарцев – протестанты, некоторая часть населения исповедует католицизм. При всех различиях швейцарцы научились гармоничному сосуществованию.

С плюрализмом тесно связан принцип правовой защиты меньшинств с помощью конституционных и дипломатических средств. В некоторых странах значительные группы населения отрицают возможность сосуществования с меньшинствами на равных условиях. В таких обстоятельствах государство может применить правовые меры защиты интересов и прав всех членов общества.

Перемещение населения. Иногда доминирующие группы используют перемещение населения для уменьшения численности меньшинств. Такой подход совпадает с сепаратистскими целями некоторых меньшинств – и в том и в другом случае делается попытка сгладить межгрупповые конфликты с помощью физического отделения. Нередко часть населения вынуждают мигрировать. Например, отделение Пакистана от Индии после Второй мировой войны сопровождалось миграцией более 12 млн. мусульман и индусов. Такая миграция была частично вызвана терроризмом, а частично инициирована правительством. В СССР в период культа личности некоторые национальные меньшинства подвергались депортации в отдаленные регионы страны.

Постоянное угнетение. Часто доминирующая группа предпочитает сохранить меньшинства в своем составе, но при этом указать им «их место» в обществе – подчиненное и эксплуатируемое. Такой подход нередко называют «внутренний колониализм». Например, белое население Южной Африки создало систему апартеида – политического и экономического угнетения чернокожих и прочих представителей неевропейских меньшинств. Аналогично, введение законов, ограничивающих миграцию мексиканцев в Соединенные Штаты, столкнулось с большими трудностями, поскольку властные деловые круги на юго-западе США и в других районах страны нуждались в наличии меньшинств, которые можно было бы эксплуатировать.

Уничтожение. Межгрупповые конфликты могут приобретать такую напряженность, которая способна повлечь за собой физическое уничтожение одной группы другой. История изобилует примерами геноцида – направленного и систематического уничтожения расовой или этнической группы. Так, белые жители североамериканских штатов уничтожили более 2/3 коренных американцев. Буры в Южной Африке смотрели на готтентотов как на диких зверей и безжалостно их истребляли. Нацисты в 1933-1945 гг. уничтожили 6 млн. евреев и 500 тыс. цыган. Следует подчеркнуть, что описанные выше подходы не являются взаимоисключающими и некоторые из них могут применяться одновременно.

В последнее время этнос стал выступать в качестве референтной группы для многих людей, что свидетельствует об усилении этнической значимости. Референтная группа – это общность, с которой индивид сознательно себя со­относит, ориентируя на нее свое поведение. Она выполняет две основные функции – нормативную и оценочную. Выбор некоторой социальной группы в качестве референтной означает не просто ориентацию на определенные нормы и ценности, принятые в данной группе, но и познание себя и окружающего мира сквозь призму груп­повых представлений, что определяет «центральное» поло­жение этой группы в мировоззрении её членов. Обычно в стабильном обществе роль референтной группы выполняют половые, возрастные, территориальные, профессиональные и другие группы. Однако, когда действие стабилизирующих факторов ослабевает, на смену может выйти другая группа, выполняющая статус референтной.

Этнические ценности не исчезли и не исчезнут, по мнению ученых, в обозримой перспективе. Стремление к сохране­нию собственных традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве противовеса интеграционным тенденциям, необходимой формой сохранения этносов. Поэтому этносы начинают играть роль референтных групп для многих людей в условиях, когда размыты сослов­ные и прочие социальные границы, ролевые различия пола и возраста. Если человеку трудно войти в систему соци­альных связей, или он оказался вырванным из привычного уклада жизни, сменив профессию и место жительства, то этнос может выступить в качестве группы поддержки.

Таким образом, социальная безысходность, связанная с потерей референтности, восстанавливается на уровне этноса. Конечно, идентифицируя себя с тем или иным этносом, человек может быть вовлечен в логику гипертрофирован­ного развития этноцентризма, когда «чужие» – представи­тели другого этноса, становятся врагами. И сегодня мы яв­ляемся свидетелями, когда многие готовы пожертвовать жизнью тысячи людей во имя национальной идеи, во имя процветания своего народа. «Национальная идея» и национализм становятся тождественными.