Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Значение учения Шопенгауэра для современной зап....doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
133.63 Кб
Скачать

2.2. Воля – предельное основание бытия

Из других произведений Шопенгауэра следует назвать: «О воле в при­роде», «Две основные проблемы этики», «Афоризмы житей­ской мудрости».

Шопенгауэра называют волюнтаристом, потому что он считал волю предельным основанием бытия. Для него воля – метафизически основной принцип.

Воля, – писал Шопенгауэр, – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе; слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном поведе­нии человека, – огромная разница в проявлениях, но суть остается неизменной.

Особенностью шопенгауэровского понимания воли является то, что воля у него – метафизическое зло, являющееся источником всех наших беско­нечных страданий.

Рассел считает философскую систему Шопенгауэра – адаптацией философской системы Канта. Такое сравнение помогает лучше понять природу воли у Шопенгауэра. Действительно, воля Шопенгауэра – это не что иное, как «вещь в себе» Канта, интерпретированная определенным образом. Мир – это тоже «веще в себе» и это тоже слепая «воля к жизни», которая дробится бесконечном множестве «объективации». Каждая объективация воли стремите к абсолютному господству, что приводит к постоянной «войне всех против всех». Принимая кантианское деление на мир явлений и мир «вещей в себе», Шопенгауэр утверждает, что мир явлений – это наше представление о мире, в основе которого находится злая воля. Пространство и время у Канта – также принадлежат к явлениям, в этом Шопенгауэр следует за Кантом. «Вещь в себе», то есть воля, не существует ни в пространстве, ни во времени8. И пространство, и время ограничивают предметы, локализуя их или относя к какому-то конкретному историческому периоду; но поскольку они (время и пространство) – лишь явления, воля лишь в представлении может состоять из различных волевых актов, лишь в представлении может иметь начало и конец.

Источниками множественности пространство и время являются лишь как представления, как явления. На самом деле они лишь представляют единую; неделимую субстанцию – волю. Воля единственна и безвременна. Шопенгауэр отождествляет ее с волей всей Вселенной.

Моя «отдельность» – это иллюзия, являющаяся продуктом моего субъективного аппарата пространственно-временного восприятия. То, что реально, — это одна громадная воля, проявляющаяся во всем течении Вселенной, в равной степени в одушевленной и неодушевленной природе9.

Эта воля слепа, бесцельна, иррациональна и свободна.

Ненасытность воли толкает человека на изматывающую борьбу, которая, по Шопенгауэру, научает человека порабощать природу и других людей, культивирует все более жестокие формы эгоизма.

Итальянский философ Б. Кроче в работе «Экономика и этика» отметил, что Шопенгауэр не смешивал эгоизм и порочную волю, считая, что эгоисты наносят ущерб другим, используя зло как средство. Даже в зависти во всех ее отвратительных проявлениях Шопенгауэр, считает Кроче, видел нечто че­ловеческое. Упоение же злом как таковым, а именно этим характеризуется воля у Шопенгауэра, – «дьявольское занятие».

Из этого можно делать предположение (поскольку у Шопенгауэра на этот счет точных указаний нет, за исключением отрицания им христианства и предпочтения религиям Индии), что, по Шопенгауэру, в основе мира ле­жит дьявольское начало.

Именно этим можно объяснить мысль Шопенгауэра о том, что страдание – существенная часть жизни людей, и оно возрастает с познанием.

Злая природа воли и ее бесконечный характер являются причиной того, что человек никогда не будет удовлетворен. Человек все время преследует «без­успешные» цели, старается «выдуть мыльный пузырь как можно больше, хотя отлично знает, что он лопнет».

Итак, мир – это объективация воли, это множество ее объективации, существующих как иерархическая целостность, как иерархия идей в платоновском смысле, отражающая объективации воли.

Высшей ступенью такой иерархии у Шопенгауэра является человек, об­ладающий способностью к рациональному познанию.

Мир как представление предполагает существование субъекта и объекта. Они не отделимы друг от друга, но опорой мира Шопенгауэр признает субъект.

Субъект – опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом подразумеваемый: в самом деле все существует не иначе, как в функции субъ­екта.

Понятие «субъект» играет существенную роль в концепции Шопенгау­эра. Если объект как множественность обусловлен априорными формами времени и пространства, то субъект находится вне времени и пространства, он сознает себя всей волей к жизни, он конструирует мир из множества представлений. С его исчезновением исчезает мир как представление, оста­ется одна злая воля, биологическая по своей природе, по мнению Шопен­гауэра. Субъект Шопенгауэра очень самонадеян и эгоистичен: он считает, что все прочие субъекты зависят от его существа и существования.