Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья Иваненко С.И..doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
100.35 Кб
Скачать

10

С.И. Иваненко,

доктор философских наук, религиовед

Что мне как религиоведу нравится в адвентистах седьмого дня Кого можно считать религиоведом

Сейчас, как, впрочем, и прежде, иногда возникает дискуссия, что такое религиоведение, зачем оно нужно, было ли религиоведение в СССР, кого можно считать религиоведом, а кто – самозванец.

Кратко выскажу свою точку зрения, не претендуя на её абсолютную правильность.

Религиоведение – это наука о религии, сформировавшаяся во второй половине XIX века. Одним из первых в России слово «религиоведение» употребил Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Во время разговора с одним из посетителей он сказал, что занимается сейчас религиоведением – это самая нужная наука, а у нас её до сих пор нет1.

С той поры много воды утекло и религиоведение в нашей стране появилось. Существовало религиоведение и во времена СССР.

В 1975 году я закончил философский факультет Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова2 и вот уже 40 лет профессионально занимаюсь изучением разных религий.

Во время обучения специализировался на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне называется кафедра философии религии и религиоведения). При кафедре был научно-методический кабинет, где была и Библия, и немало богословской и религиозно-философской литературы. У любознательных студентов была возможность познакомиться и со Священным Писанием, и с авторитетными комментариями к Библии. Я в полной мере воспользовался этими возможностями и постарался уже на студенческой скамье проштудировать Библию.

Иногда несведущие люди утверждают, что в СССР не было науки религиоведения, а существовал только научный атеизм. Это не так. Мой научный руководитель Дмитрий Модестович Угринович (1923-1990) ещё в 1973 году выпустил книгу «Введение в теоретическое религиоведение» (М.: издательство «Мысль» - 239 с.).

От советского времени осталось немало интересных и содержательных религиоведческих трудов. Их не стоит идеализировать, в этих работах применяется (или, по крайней мере, декларируется) марксистский подход к изучению религии. Но немало и реальных фактов, документов, объективных и здравых оценок3.

Убеждён, что религиовед – это специалист, учёный, который объективно изучает религии. Исходный и основополагающий принцип религиоведа – объективность в сочетании с конкретно-историческим анализом той или иной религии.

В религиоведческом исследовании не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «тёмная» или «светлая» краска предназначается для описания той или иной религии, а истина считается достоянием какой-то одной конфессии. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом и отечественном религиоведении. Подбор и изложение материала осуществляются с намерением как можно более точно воспроизвести историю и современное состояние изучаемой религии без того, чтобы в ней искусственно образовывались «белые» пятна.

Не менее важный принцип – использование языка веротерпимости4.

В своей религиоведческой работе, в том числе кандидатской5 и докторской6 диссертациях, а также при подготовке в качестве руководителя авторского коллектива первого в стране справочника религиозных организаций Российской Федерации, я всегда стремился следовать принципам объективного подхода к разным религиям. Как автор 15 книг, 20 брошюр и 77 статей по проблемам религиоведения, исходил из того, что религиоведение может помочь людям преодолеть межрелигиозную нетерпимость, жить в мире, любви и согласии.

С этих позиций выскажу своё мнение и об Адвентистах Седьмого Дня.