Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ювенальная юстиция психодиагностика жертв сексуального насилия.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
91.35 Кб
Скачать

1 Стадия 2 стадия 3 стадия

гнев

(54.9)1 страх

(54.2) Подавленность

(50.0)

страх

(49.9) неуверенность

(52.7) Ненависть

(47.5)

неуверенность

(43.5) безвыходность

(52.0) Тревога

(46.4)

безвыходность

(42.0) утомление

(44.5) Страх

(44.7)

подавленность

(41.6) гнев

(42.3) Неуверенность

(42.8)

ярость

(41.1) раздражение

(42.3) Напряженность

(42.0)

тревога

(39.3) готовность действовать (42.2) Обида

(41.2)

раздражение

(39.1) растерянность

(40.3) Ярость

(41.2)

напряженность

(38.8)

Утомление

(40.9)

опасность

(38.4)

Как видно из представленной таблицы, на первой стадии, непосредственно пред-шествовавшей преступлению (иными словами, в аффектогенной ситуации) состояние субъекта обнаруживает широкий спектр отрицательных эмоциональных переживаний, имеющих высокий энергетический потенциал. При этом отмечаются переживания безвы-ходности ситуации, наличия опасности, тревоги, напряженность. То есть, состояние по своему содержанию близко фрустрации, психической напряженности с выраженным “ориентировочным” компонентом в отношении сложившейся ситуации.

На второй стадии, собственно в период совершения инкриминируемого деяния, нарастает удельный вес переживаний безвыходности, неуверенности и, вместе с тем, появляется компонент, не отмечавшийся на первой стадии - готовность действовать. Это, наряду с выраженным переживанием высоко энергетически заряженных отрицательных эмоций, свидетельствует о новом качестве состояния субъекта - “включения” активности на всех уровнях, установки на действие в связи в аффектогенностью ситуации. В то же время, проявляется и противоположная тенденция: наряду с готовностью действовать выражена и растерянность. Подобная амбивалетность связана, по-видимому, с тем, что мы имеем дело с усредненными показателями, производными от равной степени выраженности у испытуемых как готовности действовать, так и ее отсутствия. В то же время, “готовность действовать” в представлении многих испытуемых может сливаться с “потребностью действовать” и тогда мы сталкиваемся с характерной картиной аффективного состояния: когда имеется непреодолимая потребность действовать, но отсутствует адекватная готов-ность к этому, в результате чего активность может носить неадекватный характер. Обра-щает на себя внимание и то, что уже на этой стадии зарождаются предпосылки характер-ного для экстремальных состояний последующей астении, т.е. мы видим весомый фактор утомления. Таким образом, цветоэмоциональные ассоциации достаточно образно отра-жают характерные изменения содержания состояния на стадии “эмоциональной разряд-ки”.

На третьей стадии, т.е. непосредственно после совершения инкриминируемого деяния (убийства, нанесения тяжкий телесных повреждений) мы видим, что наиболее весомым фактором является подавленность. Наряду с такими компонентами состояния, как тревога, утомление, неуверенность, она может служить показателем нарастающей астении. Однако помимо этого продолжают наблюдаться и такие компоненты состояния, как ненависть, ярость, обида. И это вполне естественно, поскольку даже кратковременное состояние (аффект) не может одномоментно изменить уровень энергетики, свой знак и т.д. То есть, при стремительном нарастании определенных тенденций, какое-то время будут сохраняться, возможно, столь же стремительно ослабевая, прежние тенденции. Таким образом, и на третьей стадии обобщенные показатели ОРДПС отражают адекватное динамике содержание психического состояния.

Таким образом, выявляется соответствие обобщенных результатов ОРДПС общей картине развития аффективного состояния на трех ключевых стадиях развития криминальной си-туации. Поскольку параметры состояния, его “эмоциональный спектр” был составлен на основе самоотчетов испытуемых о своем состоянии в период совершения преступления, то, тем самым, выявляется соответствие результатов ОРДПС и данным самоотчетов.

В то же время нас интересовало, насколько сопоставимы данные ОРДПС с результатами других методов исследования психического состояния и, в частности, шкалы оценки пси-хической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, раз-работанной Н.А.Курганским совместно с коллективом1 (в дальнейшем с целью сокраще-ния будет именоваться шкала напряжения) и СУПОС-8.

С этой целью нами были проанализированы данные о психическом состоянии испытуе-мых по шкалам напряжения и СУПОС-8 на тех же трех стадиях развития криминальной ситуации по тем же уголовным делам. Обобщенные результаты по шкале напряжения представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Фактор 1 стадия 2 стадия 3 стадия

Психическая активация 14.5 13.6 15.4

Интерес (вовлеченность) 12.9 13.9 13.9

Эмоциональный тонус 12.9 15.8 15.5

Напряженность 13.6 16.8 15.6

Психологический комфорт 16.0 17.1 15.9

Если проанализировать данные, полученные с помощью шкалы напряжения, то можно заметить, что на первой стадии отмечаются умеренные психическая активация, вовлечен-ность, эмоциональный тонус и напряженность, при наличии психологического диском-форта (согласно процедуре обработки имеется обратная зависимость показателей всех факторов, за исключением напряженности: чем выше показатель, тем менее выражен этот параметр). На второй стадии нарастают напряженность, психологический дискомфорт и снижается эмоциональный тонус (т.е. начинают преобладать отрицательные эмоциональ-ные переживания). На третьей стадии снижается уровень психической активации. Таким образом, шкала напряжения в целом адекватно отражает динамику аффективного состоя-ния на ключевых этапах развития криминальной ситуации.

Еще более показательны данные, полученные с помощью СУПОС-8 (см. табл. №3).

Таблица № 3

Фактор Ст. 1 2 3

P (психическое спокойствие) 15?35 12.1 3.3 5.8

E (чувство силы и энергии) 14?26 12.7 9.2 5.9

A (стремление к активности) 7?17 10.6 10.5 4.5

O (импульсивная реактивность) 3?11 7.0 10.5 5.3

N (напряжение, беспокойство) 8?16 16.8 19.5 18.5

U (опасность, тревога) 5?13 14.1 17.1 24.1

D (депрессия, изнуренность) 3?11 9.5 13.2 14.2

S (подавленность, удрученность) 3?11 16.8 16.0 24.0

Как видно из приведенной таблицы, на первой стадии состояние “среднего” испытуемого характеризуется снижением (по сравнению со стандартным, обычным состоянием) уровня психического спокойствия, энергичности, а также повышением напряжения, тревоги, ощущения опасности. На второй стадии происходит значительное изменение характера состояния испытуемого по сравнению с первой стадией: практически утрачивается психическое спокойствие, нарастают импульсивная реактивность, напряжение, ощущение опасности, тревога, изнуренность. (Последний момент подтверждает данные, полученные с помощью ОРДПС о том, что на второй стадии уже отмечается “зарождение” явлений астенизации). На третьей стадии проявляются низкий уровень психического спокойствия, снижение силы и энергии, низкий уровень стремления к активности. При этом, крайне высоки показатели тревоги, ощущения опасности, подавленности, удрученности. То есть, налицо показатели астенического синдрома.

При этом необходимо подчеркнуть, что обобщенные показатели такой тонкой материи, как эмоция, а тем более в ее связи с цветом, могут только приблизительно отражать ре-альную картину. Вместе с тем, в сопоставлении с данными по шкале напряженности и СУПОС-8, очевидно, что метод ОРДПС отражает характерные для аффекта изменения со-стояния на ключевых стадиях развития криминальной ситуации (подготовительная ста-дия, стадия взрыва и стадия истощения). Однако в отличие от метода шкалирования, ме-тод ОРДПС позволяет рассматривать значительно больший спектр эмоциональных пара-метров состояния, устраняет искажающие влияния, связанные с трудностями вербализа-ции эмоциональных переживаний, а также вызванные защитной установкой.

В ходе исследования нас интересовала проблема получения обобщенных ранжировок ос-новного набора ТВЦ, соответствующих состоянию человека на каждой стадии развития криминальной ситуации. Однако эта попытка не привела к успеху: во всех случаях коэф-фициент конкордации не превышал значения, равного 0.15. Это вряд ли свидетельствует об отсутствии закономерностей, а скорее о большой вариабельности как цветоассоциа-тивных представлений об эмоциональных состояниях, так и о многообразии составляю-щих “эмоционального спектра”. Вместе с тем проведение частотного анализа, в ходе ко-торого выяснялось представительство цветов, преимущественно занимавших первые и последние два ранга, оказалось весьма информативным.

Так, на первой стадии, соответствовавшей аффектогенной ситуации, первый ранг занима-ли черный (39.4%) и красный (21.2%) цвета; второй ранг - синий (36.4%) и красный (18.2%) цвета. Отвергаемые (7 и 8 ранги) принадлежали желтому и зеленому цветам. Если исходить из символики цвета (по Люшеру), то состояние на первой стадии можно охарак-теризовать как экстремальное, выражающееся в реакции протеста против существующего положения дел при готовности действовать безрассудно и опрометчиво. Отмечаются так-же повышение уровня активации, возбуждение, экстравертированность (направленность вовне); на эмоциональном уровне - ярость, свирепость, тревога и враждебность [ по Янь-шину П.В., 1995 ]. Отвержение зеленого и желтого цветов может интерпретироваться как блокировка потребностей, стремление преодолеть препятствия, а также разочарование.

Вторая стадия (непосредственно агрессивных действий, а также острых эмоциональных переживаний) связана с черным и синим цветами (1-2 ранги). Наряду с реакцией протеста, готовностью действовать, синий цвет может интерпретироваться как ранимость, повышение чувствительности. К числу отвергаемых (ранги 7-8) трудно отнести определенные цвета ввиду их равномерного распределения. Однако, несколько чаще отвергаются желтый и зеленый цвета.

Третья стадия, равно как и вторая, описывается черным и синим цветами при отвержении желтого, зеленого и красного цветов. Отвержение красного цвета может быть интерпретировано как физиологическое и нервное истощение.

Следует также отметить, что по представлению М.Люшера, нахождение основных цветов (синего, зеленого, красного и желтого) на 6-8 позициях символизирует “стрессовое со-стояние” и чем больше основных цветов находится на позиции отвержения, тем разруши-тельнее влияние “стресса” на психическую деятельность человека. Как видно из наших данных, на III стадии на позиции отвержения находятся три основных цвета, что соответ-ствует явлениям астенического синдрома в динамике аффективного состояния.

Таким образом, динамика психического состояния, выражаемая цветовыми ассоциациями, достаточно адекватно отражает динамику эмоционального состояния, близкого к аффекту или фрустрации: фиксация на проблеме, реакция протеста, повышение уровня активации ? обострение чувствительности при потребности в покое ? появление признаков астенического синдрома на фоне отрицательных эмоциональных переживаний.

Подводя итог, можно сказать, что метод ОРДПС при производстве экспертизы аффекта и иных эмоциональных состояний позволяет: во-первых, проследить динамику психического состояния человека на различных стадиях развития криминальной ситуации; во-вторых, наглядно показывает “эмоциональный спектр” состояния испытуемого на разных стадиях, выявляет “удельный вес” тех или иных эмоций, переживаний в процессе развития состояния; в-третьих, отражает специфику экстремального состояния (его содержание и динамику) как с точки зрения составляющих “эмоционального спектра”, так и позиции символики цвета; в-четвертых, соответствует самоотчету испытуемого о своем состоянии в исследуемый период, и, наконец, соответствует данным, полученным с помощью шкал (Н.А.Курганского, СУПОС-8). В то же время, несмотря на диагностические возможности метода ОРДПС, нельзя забывать, что он является одним из методов экспертного исследования состояния. Использование ОРДПС в комплексе с психологическим анализом материалов уголовного дела, самоотчета испытуемого, шкалами Н.Курганского и СУПОС-8 значительно повышает достоверность результатов исследования психического состояния, обоснованность и категоричность выводов эксперта.

Список литературы:

Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия эмо-ций.//ПЖ, 1983, т.5, № 3. – С.81-84.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наукова думка, 1989. – 200 с.

Вартанов А.В., Муньягисеньи Э. Полилингвистическое пространство цветовых назва-ний//Вестник МГУ, 1994. - сер.14 - № 2. – С.32-40.

Вартанов А.В., Соколов Е.Н. Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования//ПЖ, 1994, Т.15, № 5. – С.85-93.

Джос В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. - Кишинев, 1990. – 176 c.

Иванов Л.М., Урванцев Л.П., Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций: Сб. Психологические проблемы рационализации деятельности. - Ярославль, 1978. - С.55-64

Люшер М. Цвет Вашего характера. - М.: Вече, Персей, АСТ. – 1996. – С.11-224.

Миронова Л.Н., Семантика цвета в эволюции психики человека: Сб. Проблемы цвета в психологии. - М.: Наука, 1993. – С.172-189.

Ольшанникова А.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональ-ность//Вопросы психологии. - 1976. - № 5. – С.103-113.

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета//Вестник МГУ. - 1988. - сер. 14. - № 3. – С.70-82.

Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. - М., 1987. – 220 с.

Плишко Н.К., О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различных модальностей при изменении эмоционального состояния: Сб. Диагностика психических состояний в норме и патологии. - Л., 1980 - С.135-140

Пуховский Н.Н. Разработка психометрической модификации 8-цветного варианта теста М.Люшера//ПЖ. - 1995. - Т. 16,№ 1 – С.138-148.

Руденко В.Е. Цвет - эмоции - личность: Сб. Диагностика психических состояний в норме и патологии. - Л., 1980. - С.107-115

Сивик Л. Цветовое значение и измерение восприятия цвета: исследование цветовых об-разцов: Сб. Проблемы цвета в психологии. - М.; Наука, 1993. – С.95-121.

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. - М., 1990. – 88 с.

Цветовой тест отношений. Методическое пособие. - Л., 1983. – 20 с.

Чернова М.В. Методика Г.Фрилинга «Цветовое зеркало». – Эпсилон. Информационный бюллетень №4. – Калуга, 1997. – С.27-30

Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. - Самара, 1995. – 218 с.