Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ювенальная юстиция психодиагностика жертв сексуального насилия.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
91.35 Кб
Скачать

2. Эмоциональные состояния, возникающие у потерпевших в период сексуального наси-лия и в ходе расследования уголовного дела.

Помимо описанных выше особенностей познавательной деятельности, которые опреде-ляют специфику показаний малолетних потерпевших, следует остановиться на негатив-ном влиянии эмоциональных состояний, возникающих в результате насилия. Ситуация насилия (прежде всего сексуального) является в высшей степени психотравмирующей для человека, оказавшегося его жертвой. Подобная ситуация, относящаяся к экстремальным, характеризуется, во-первых, интенсивностью воздействия, во-вторых, блокировкой веду-щих потребностей жертвы (прежде всего в неприкосновенности личности, в том числе и половой, половой свободе, сохранении здоровья, независимости), в-третьих, объективной трудностью достижения цели, в-четвертых, неопределенностью возможных исходов. Экс-тремальность ситуации в значительной ситуации определяется и внешними факторами, сопутствующими насилию, к которым относятся изолированность места происшествия, превосходство насильника в физической силе либо превосходство в количестве посягаю-щих на неприкосновенность личности, пассивно-нейтральное отношение окружающих к происходящему. Немаловажными обстоятельствами для того, чтобы ситуация приобрела экстремальный характер являются такие факторы, как: субъективная значимость воздей-ствия, особенности предшествующего опыта деятельности в аналогичных условиях, уро-вень адаптивных возможностей жертвы (здоровье, выносливость, степень развития навы-ков и умений действовать в подобных условиях) и т.д.

К числу наиболее характерных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях, от-носятся аффект, фрустрация, психическая напряженность, растерянность, тревога.

Остановимся на каждом из перечисленных состояний.

Аффект. Исходя из определения, данного выдающимся российским психологом С.Л.Рубинштейном, «аффект – это стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать и неподчиненную сознательному воле-вому контролю разрядку в действии». По мнению С.Л.Рубинштейна, «аффективное со-стояние выражается в заторможенности сознательной деятельности», «аффективное дей-ствие как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им». Возникает аффект в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций; в тех случаях, когда происходит внешнее блокирование целей, на достижение которых направлено действие субъекта. Обычно эта блокировка бывает преднамеренной (со стороны других лиц). При этом, субъект может начать агрессивные действия даже в тех случаях, когда он не подвергся нападению, а только лишь на основании знания, что другой питает в отношении него враждебные намерения. Агрессии предшествует резко выраженное переживание гнева. При крайне высоком напряжении и интенсивности протекания состояния аффекта происходит унификация внутриличностных областей, их примитивизация, регрессия. По содержанию переживаний выделяются аффекты радости, страха, гнева, ужаса и пр. Однако юридически значимыми являются аффекты гнева (реже - страха, ужаса). В ситуациях насилия проявляются указанные виды аффекта. Вместе с тем следует отметить, что в случае аффективной разрядки жертва насилия нередко сама становится объектом применения закона.

Психическая напряженность. Нередко, говоря о психической напряженности, многие ав-торы называют это состояние стрессом. На бытовом уровне психическая напряженность также давно и прочно отождествилась с этим понятием. По мнению К.К.Платонова, «вы-раженная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в необычной, новой или угрожающей ситуации, нередко несоизмеримая с опасностью, называется эмоциональной напряженностью». Это состояние может вызывать эмоционально-моторные, эмоциональ-но-сенсорные и эмоционально-интеллектуальные нарушения. Платоновым К.К. выделя-ются 4 уровня напряженности: от незначительной до длительной резко выраженной. Вме-сте с тем, влияние психической напряженности на деятельность неоднозначно. Дезорганизация психической деятельности в результате ПН может наступить сразу (в зависимости от конкретных условий, а также индивидуально-психологических особенностей человека), однако, может быть и отсроченной. То есть, в известных обстоятельствах при нарастании психической напряженности до определенного уровня человек обнаруживает относительную устойчивость к стрессогенным факторам, проявлять адекватную активность (например, оказание активного сопротивления), но впоследствии, при дальнейшем нарастании напряженности, наступит дезорганизация деятельности (как результат наступления фазы истощения в структуре общего адаптационного синдрома). Как показывает экспертная практика, состояние психической напряженности (стресса) очень часто возникает в ситуации насилия.

Фрустрация. Состояние фрустрации характеризуется наличием стимулированной потреб-ности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация отличается от других экстре-мальных состояний, о чем свидетельствует множество исследований. Если рассмотреть причины возникновения фрустрации, то здесь необходимо выделить: во-первых, помехи, исключающие возможность достижения субъектом своих целей; во-вторых, унижение, оскорбление при невозможности (реальной или субъективной) действовать соответствен-но мотивам; в-третьих, фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Необходимым ус-ловием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели. Несмотря на дезорганизацию психической деятельности, фрустрационное поведение не обязательно лишено целесообразности: внутри себя оно может содержать некоторую цель. Однако достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации. Субъективные переживания в состоянии фрустрации, как и при аффекте, прежде всего, связаны с эмоциями гнева, страха, отвращения и презрения. Фрустрация вызывает известную дезорганизацию в протекании психических процессов. Это выражается в ошибках восприятия, и в том числе, преждевременном распознавании, переоценке угрозы извне; отмечается также снижение умственной продуктивности.

Если рассматривать влияние фрустрации на деятельность, то может отмечаться резкое увеличение уровня активации (вплоть до нервозности), эмоциональное возбуждение, им-пульсивная агрессивность. Это обусловливает несколько видов фрустрационного поведе-ния, в частности: бесцельное двигательное возбуждение; во-вторых, агрессия и деструк-ция; в-третьих, апатия; и, наконец, стереотипия и регрессия (примитивизация поведенче-ских реакций, соответствие их поведенческим реакциям более раннего уровня, снижение качества исполнения). Можно выделить и способ поведения, лежащий на стыке агрессии, апатии и регрессии, такой как суицид. При возникновении состояния фрустрации в ситуации сексуального насилия, как показывает практика, преобладают апатия и регрессия.

Растерянность. Не реже, чем состояние фрустрации, в ситуациях сексуального насилия возникает растерянность. С точки зрения житейского понимания, растеряться - значит “недоумевать, как быть, что делать”, “встать в тупик, потерять голову”, “утратить хладно-кровие, самообладание, от волнения не зная, как поступить”. То есть, растерянность воз-никает при необходимости принятия решения либо реализации его, но при отсутствии знания того, каким образом это осуществить, т.е. при отсутствии программы действия (или ее несоответствия требованиям ситуации), иными словами, при отсутствии готовно-сти действовать. Субъективно растерянность сопровождается отрицательными эмоцио-нальными переживаниями (преимущественно астеническими). При этом, волевой кон-троль над действиями и поведением может быть снижен либо утрачен вовсе. Глоточкин А.Д. и Пирожков В.Ф. противопоставляют растерянность аффектам, приближая ее к де-прессивным состояниям. Угрехелидзе М.Г рассматривает растерянность как расщепление психики на несколько установок, направленных на разные действия. Эти установки ней-трализуют друг друга и в результате человек проявляет пассивное поведение в ситуации, требующей активности, либо одна из установок начинает доминировать и человек дейст-вует в соответствии с ней, производя нередко ошибочные действия. Иными словами, рас-терянность характеризуется несоответствием между готовностью человека к действию и требованиями конкретной ситуации, что обусловливает пассивность, снижение волевого контроля, потерю гибкости поведения, вплоть до полной его дезорганизации.

Таким образом, в ситуации сексуального насилия жертва находится в экстремальном со-стоянии (чаще всего в состоянии фрустрации, стресса и/или растерянности). Каждое из этих состояний способно оказать дезорганизующее влияние на восприятие обстоятельств дела, процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации об интересующих следствие событиях, а также – на поведение в исследуемой ситуации.

Следует подчеркнуть, что в период расследования (а также судебного разбирательства) ситуация для жертвы не перестает быть психотравмирующей. Это связано с тем, что сам факт сексуального насилия становится достоянием гласности, вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих (в том числе самых близких людей). Яркая эмоцио-нальная реакция со стороны окружающих усугубляет негативные переживания потерпев-шей. Прежде всего это касается эмоции стыда. Переживая стыд, человек испытывает по-терю самоуважения, потерю достоинства, отверженность. Он чувствует себя объектом презрения и насмешки, ощущает беспомощность, неадекватность. Человек кажется себе «маленьким, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т.д.». При этом стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффектив-но; у человека возникает ощущение, что он не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. В тех случаях, когда человек не в состоянии использовать механизмы психологической защиты от стыда (отрицание, подавление, самоутверждение), в качестве защитной реакции возникает аффективное расстройство в форме депрессии. В таком состоянии отмечаются острые переживания страдания, угнетенность, направленная на себя агрессия, чувство вины, восприятие себя недостойным, жалким, неспособным. Усилия по восстановлению и укреплению своего Я после пережитого сильного стыда часто продолжаются дни, недели; иногда месяцы и годы спустя ситуация может регулярно воспроизводиться в сознании и интенсивно переживаться.

Очевидно, что продуктивность следственных действий с потерпевшей в подобном состоянии вряд ли будет высокой. Особенно в тех случаях, когда расследование ведется формально либо, как иной раз бывает, предвзято. Это требует особого подхода к жертве сексуального насилия, использование специальных приемов, повышающих доверие и эффективность межличностного взаимодействия, а также привлечение помощи со стороны психологов, специализирующихся на оказании помощи жертвам сексуального насилия.