Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории уголовного права западных государств в V-XX вв.doc
Скачиваний:
159
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Преступления против государства

В период государственных, устрашающих наказаний государственные преступления подвергались самым жестоким наказаниям. В XIX в. было признано, что голый умысел при совершении государственных преступлений не наказуем. Приготовление к совершению тяжкого государственного преступления наказывалось, но меньше, чем покушение и совершение. Таким образом, смертная казнь за приготовление к тяжкому государственному преступлению была отменена.

Покушение на убийство главы государства могло наказываться как оконченное убийство смертной казнью. Например, такую норму устанавливал французский кодекс, германский кодекс (§ 80). Аналогичная норма имеется в современном российском уголовном кодексе: статья 277 предусматривает, наряду с другими наказаниями, и смертную казнь за убийство и покушение на убийство государственного или общественного деятеля.

Руководствуясь принципом индивидуализации наказания, при совершении государственного преступления семья преступника не подвергалась больше наказанию. Смертная казнь также была отменена за прикосновенность к государственному преступлению, то есть за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о готовящемся или совершенном государственном преступлении.

В законодательстве XIX в. постоянно проявлялось стремление отменить смертную казнь за государственные (политические) преступления, особенно за заговор и попытку изменения формы правления. Например, во Франции смертная за политические (государственные) преступления была отменена в 1848 г.

В противоположность старой теории, наука XIX века, подметила в государственных преступлениях обстоятельство, которое смягчало вину. Ученые классической школы считали, что само по себе причинение какого - бы то ни было вреда, хотя бы самого тяжкого, не может служить основанием для наказуемого преступления, если в причинении его не участвовала злая и развращённая воля. Исходя из этого положения заметили, что между волей совершающего такие тяжкие преступления, как убийство, разбой, поджог, и волей, совершающего государственные (политические) преступления, есть существенная разница. Первая содержит в себе больше зла, чем вторая, которая в большинстве случаев есть только воля заблуждающаяся, увлечённая ложно понятым общественным благом, и нередко только слишком рано стремящаяся к совершению того, что позднее принимается и усваивается всеми. Следует заметить, что в государствах Западной Европы со времени французской революции конца XVIII в. и до 1870-х годов произошёл переход от абсолютной монархии к конституционному государству. Особенно часто форма правления изменялась во Франции, которая с 1789 г. и до 1875 г. переменила 13 конституций. Отсюда, в науке и законодательстве XIX в. постоянно проявлялось стремление смягчить меру наказания за государственные преступления.

Понятие и объём государственных преступлений был уточнён. Государственные преступления посягают на внешнюю безопасность государства (его суверенитет, независимость и территориальную целостность) и внутреннюю безопасность государства (его государственный строй). Из группы государственных преступлений были исключены отказ от уплаты налогов, оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей, подделка монеты. Французский уголовный кодекс к публичным преступлениям относил посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность государства. Понятия о государственных преступлениях не были определены с надлежащей точностью. Посягательства на внешнюю безопасность государства были, в значительной мере направлены против дворян-эмигрантов. К ним кодекс относил поднятие оружия против Отечества, сношения с враждебно настроенными к Франции государствами и пособничество им во «враждебностях», шпионаж, выдачу государственной тайны.

К посягательствам на внутреннюю безопасность государства французский кодекс относил посягательство на императора или членов императорской фамилии, попытки ниспровержения или изменения образа правления (ст. 86-90). Причём, кодекс не уточнял, что наказываются попытки насильственного свержения существующей формы правления (ст. 87). Эти действия карались смертной казнью с конфискацией имущества. Французы, наученные горьким опытом революции, с такими её неизбежными спутниками, как нестабильность власти, частые перевороты, смуты, стали сурово наказывать публичные призывы к насильственному изменению государственного строя. Если гражданин в публичном месте или собрании прямо призывал к преступлениям против внутренней безопасности государства - к гражданской войне, смутам, погромам, разграблениям, и это повлекло за собой указанные последствия, то он наказывался как виновный в совершении этих преступлений (ст. 102) . В случаях, когда указанные призывы не имели никаких последствий, виновные в них наказывались изгнанием.

Кодекс предусматривал ответственность и за преступления и проступки против Конституции Империи. К таковым деяниям относились преступления против нормального функционирования избирательной системы: покупка голосов избирателей (ст. 113), воспрепятствование явке граждан на выборы (ст. 109), фальсификация бюллетеней (ст. 111) и др. Здесь же предусматривались наказания за нарушение закреплённых Конституцией личных свобод. Например, за незаконное лишение свободы (ст. 120) и др.

К публичным преступлениям французским кодексом были отнесены преступления и проступки против общественного спокойствия, к которым относились должностные преступления (пренебрежение административными или судебными обязанностями, взяточничество), подделка монеты, подлог, бродяжничество и нищенство.

Бродяги или праздношатающиеся, которые не имели ни определённого места жительства, ни средств к существованию, ни работы, за один только этот факт наказывались краткосрочным тюремным заключением - от трёх до шести месяцев (ст. 271). Такому же наказанию подвергались нищие, которые просили милостыню в местности, где существует дом призрения нищих (ст. 274). Бродяги и нищие, не имея законных источников доходов, могли совершать и совершали различные преступления. Привычка к безделию, к лени, как считалось, опасны для общества своим примером. Наконец, бродяга ведь что-то ест, на него тем или иным путём обязательно тратятся ежедневно известная сумма общественных денег, - на него тратится не кто иной, как бедный труженик.

Французский кодекс запрещал образование и деятельность незаконных обществ, созданных в политических, религиозных или литературных целях и численность которых превышает 20 человек (ст. 291-292). Для законности существования общества требовалось специальное разрешение правительства.

Германский уголовный кодекс делил государственные преступления на следующие группы:

1. Посягательства на внутренний государственный порядок в том виде, в каком он выступает в конституции государства. Таковыми являлись: 1) Предумышленное убийство или покушение на такое убийство императора или государя одного из союзных государств, входящих в германскую федерацию (§ 80); 2) Попытка насильственно изменить конституцию Германской империи (§ 81. п. 2); попытка произвести изменение должна быть насильственной; простые угрозы под этот параграф не подходят; 3) Попытка насильственно присоединить всю или часть территории Германии к иностранному государству или территорию одного союзного государства к другому; или же отделить часть территории Германии (§ 81. п. 3 и 4); кодексом наказывались приготовительные действия к указанным преступлениям, в том числе и публичные призывы.

2. Посягательства на внешнюю безопасность государства или государственная измена, которая охватывает сношение с иностранным правительством с целью склонить его к войне против Германии, вступление на службу в неприятельскую армию, умышленное содействие неприятельской державе во время войны (передача во власть неприятеля крепостей, частей германских войск; передача в руки неприятеля или разрушение к выгоде этого последнего или приведение в негодное состояние крепостных укреплений, военных судов, военных складов, мостов, железных дорог, телеграфа; вербовка неприятелю людей или склонение солдат германской армии перейти к врагу и др.), дипломатическая измена или сообщение другому правительству или опубликование для всеобщего сведения государственных тайн (§ 87-92). Приготовлением в государственной измене во время вооружённого мира признавались шпионаж и выдача военных тайн.

3. Оскорбление Величества есть нарушение уважения, подобающего по отношению к монарху как человеку и как носителю верховной власти, поскольку уважение, подобающее по отношению к монарху, выше того, которое следует подданным. Оскорбление Величество было возможно насильственным действием (например, пощёчиной) или словом в форме собственного суждения о недостойности монарха: отрицание нравственного и социального достоинства, отрицание умственных и физических качеств и способностей, необходимых для Верховного Правителя, ругательные слова, карикатуры, упрёк в безнравственных действиях, клевета и оглашение позорящих обстоятельств (§ 94-97). Порицание правительственных действий, являющихся за подписью ответственного министра, могло быть рассматриваемо как оскорбление величества, поскольку оно содержит или делает возможным неуважительное суждение о монархе. Наказания за оскорбление Величества колеблятся от пожизненного заключения в каторжной тюрьме до заключения в крепости не менее 5 лет.

4. Наказуемые деяния против публичных субъективных прав, в особенности избирательного права: воспрепятствование участвовать в выборах или подавать голос, подлог по отношению у выборам, избирательный подкуп (§ 107-109).

Соседние файлы в предмете История государства и права зарубежных стран