Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История психотерапии Л 1,2,4 от Наты.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
166.4 Кб
Скачать

Лекция 4 (23.09.15)

Соколова, Чичерницкая «Психология нарциссизма»

4 варианта грандиозного «Я»: богоподобное, агрессивное, альтруистическое, необыкновенное (подчеркивается особое своеобразие). У психотерапевтов проявляются все виды этого грандиозного «Я». Мы не хотим быть просто лекарями, которые лечат конкретными методами от конкретных недугов. Мы создаем «большой проект», «большую идеологию», «новый взгляд на мир» и т. д. Во многом этим мы обязаны Фрейду, который вышел за пределы чисто медицинского обихода. Наше поведение не описывается отношением к клиенту. У нас богатая жизнь внутри сообщества. Отношения в психотерапевтических сообществах резко отличаются от того, что происходит в других сообществах. Все это создает особую атмосферу амбициозности.

Многие авторы обсуждают одну и ту же тему: что психотерапия – это все, что мы делаем. Некий психотерапевтический момент заложен в любом нашем действии. И второе. Мы начинаем наше действие с некой неудовлетворенности и завершаем тем, что в том или ином виде обретаем удовлетворение. Все отношения с другими людьми наполнены или ожиданием этой удовлетворенности, или действиями, направленными на достижение этой удовлетворенности.

Это два главных свойства, имеющих отношение к нашей работе, нам нужно зафиксировать.

1-е свойство: проявление во всем, что мы делаем, это – универсальная иммонентность (внутренне присущее). Мы получаем некие психотерапевтические импульсы от любого действия, от любых отношений, от любых интеракций с другим человеком.

2-е свойство: мы получаем от всего некое символическое удовлетворение. Прибавочное символическое действие есть в любом виде деятельности. Обозначим это как символическая гратификация. Гратификация – удовлетворить символическую прибавочную потребность. По отношению к любому виду деятельности психотерапия занимает такую позицию.

Выделив психотерапию в отдельную дисциплину, мы объясняем человечеству, чем оно всю жизнь занималось, даже если ему казалось, что оно делает что-то другое. Первое свойство связано со вторым. Например, уборка дома – тоже психотерапевтическое действие. Мы сидим на таком типе знания, которое отличается повышенной значимостью для всех и встроено в любое действие. Что касается отношений между людьми, нам просто нет равных. Все, что связно с прибавочным значением в отношениях, проходит по нашему «ведомству». У нас есть основания, чтобы мы создавали большие интеллектуальные идеологические проекты. Мы – те, кто добывает и пользуется самым важным народным знанием для всех людей.

Поэтому, как только появились первые психотерапевтические школы, сразу появилась и некая большая философия, что-то такое, что заставило всех насторожиться. Фрейд стал своеобразным «культурным героем». Вместо того, чтобы только лечить больных людей, он вдруг стал чем-то вроде проповедника некой новой религии. Им заинтересовались далеко за пределами профессионального круга, и все психотерапевты старались ему подражать.

То есть, вместо того, чтобы создавать общую копилку психотерапевтического знания и ее пополнять, каждый психотерапевт, ощущавший в себе достаточно сил и ответственности, стал создавать новый большой проект и резко противопоставлять себя Фрейду. Вся «особая значимость» психотерапии здесь проявилась. Создание новых школ во главе с лидером и с претензией на некое универсальное обобщение своих положений и на то, что другие более или менее не правы, с ними – состояние войны. В последнее время эта картинка немного сгладилась. Создатели школ уже не такие амбициозные. Но психотерапия до сих пор – область особо привлекательного интеллектуального знания. Это знание привлекательнее классической психологии.