Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Форсирование Днепра в Мгилеве в 1941

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
494.6 Кб
Скачать

до начала поозерского оледенения (95 тыс. лет назад). Особенности межледниковья – умеренно-теплый климат, похожесть флоры на современную.

В начале и в конце межледниковья на территории современной Беларуси жили мамонт, волосатый носорог, медведь, волк и др. Во время муравинского межледниковья сформировалось в основном современная гидрологическая сеть и основные формы рельефа на части территории Беларуси, которая не покрывалась последним оледенением, в том числе и на территории Лоевского района.

Со смотровой площадки лоевского парка открывается вид, от красоты которого захватывает дух – такая дивная панорама открывается перед нами. Слияние рек Днепра и Сожа, старое русло Днепра, так называемый «старик», луга и лесавсе это прекрасно видно с высоченной кручи.

«Где Сож попадает в объятья чужие Спешащего к морю седого Днепра, Купаются в волнах лучи золотые, Росой умываются травы с утра».

Бумеранг – вот на что похоже место слияния Сожа c Днепром. Последний забирает всю силу притока и устремляется дальше на запад, прорезая водную границу между двумя государствами. Признаться, выглядит она весьма условно. С набережной Лоева до украинской территории при желании можно добросить камнем – так близко. Граница проходит прямо по фарватеру реки, проще говоря, по судоходной ее части. Видите, на повороте стоит бакен (ярко-красный буй), там

– другой, за ним – третий, четвертый… Условная линия между ними и есть государственная граница Республики Беларусь. Почти сто пятьдесят километров водной глади – таков участок, вверенный лоевской группе пограничных катеров: 30 – по Сожу и еще около 120 – по Днепру. Отраженное в воде небо, речной бриз и пышная зелень по обе стороны. Тишина. Покой. Это только кажется.

Браконьерам, контрабандистам и нелегалам на белорусско-украинской границе противостоят «Гепарды» и «Аисты».

Именно здесь, в Лоеве, расквартировалась единственная в республике группа пограничных катеров – два резвых катера: «Аист» и юркая амфибия «Гепард». График их выхода на дежурство держится в секрете и известен только

43

командиру. Жизнь в приграничье бурлит, и ухо здесь нужно держать востро, иначе жди неприятностей. Порыбачить на Днепр круглый год едут рыбаки со всей области, но забывают, что Лоевщина – приграничная зона. Хочешь посидеть с удочкой, понежиться на берегу или искупаться – будь любезен, сначала получи пропуск, согласуй время, место и цель пребывания, предъяви паспорт и документы на лодку. В противном случае – административный протокол, суд и штраф. Порядок-то знают все, но вот как выполняют…

Перестрелки, сирены и погони на предельных скоростях – всего этого за годы существования группы не было ни разу. Катера военные, патроны в автоматах – боевые... Но вывернуться нарушители пытаются все равно. Раз взяли на Днепре двоих с электроудочкой: улова на дне лодки – не на один протокол. Вызвали рыбоохрану. Пока суд да дело, браконьеры взялись выбрасывать рыбу за борт: благо вовремя заметили... Через трое суток на том же месте задерживают тех же «фокусников»! Штрафы, протоколы, разбирательство. «Это ж надо, 25 лет браконьерю, а попадаюсь второй раз, и второй – на Днепре», – скрежетал зубами задержанный.

Было время, из Украины в Беларусь пытались незаконно переправлять рыбу. Ловили на Киевском водохранилище, сбывать пробовали на рынках Гомеля и Речицы. Несколько удачных операций – и канал «захлебнулся». Такая же участь ожидала украинских наркокурьеров, продавцов косметики и «серых» поставщиков стройматериалов, которые в обход пытались провезти груз по чернобыльской трассе. Близ деревни Верхние Жары брали троих афганцев с проводником. Середина реки, лодка с мотором. «Откуда и куда?» – «К друзьям приехали порыбачить». Документов при себе никаких – доставили в отряд, а после разбирательства депортировали в Россию. Потом уже выяснилось, что метили гости в Германию.

В дозоре пограничникам приходится проводить по трое, четверо, пятеро суток. Дозаправка и провиант – на береговых базах, но не это самое тяжелое. Летом две «смерти» – жара и полчища комаров. Зимой – ледяные торосы (бугристые полутораметровые наледи) – самые коварные враги «Гепардов» на воздушных подушках. Не объехать их, не перепрыгнуть.

44

«Морскими волками» не рождаются. Становятся. Кому-то повезло больше – учился в Гомельском училище речного флота. Кому-то меньше – азы судоходного дела начал постигать уже по прибытии на границу. Благо сама атмосфера и все условия к тому располагают: не подполковник, а капитан второго ранга, не майор, а старпом, не прапорщик, а мичман. Есть здесь и каюты, и кают-компании, и камбузы, и кубрики, и даже кок. Есть и то, что старина Роберт Льюис Стивенсон в свои времена едва ли мог предполагать.

На белорусско-украинском участке границы действуют пункты упрощенного пропуска для родственников и свояков, живущих на разных берегах Днепра. Несколько раз в сутки здесь курсирует специальный катер.

За шесть лет группа пограничных катеров Гомельского погранотряда задержала более 900 нарушителей пограничного законодательства.

Звенья пограничных катеров с 2005 года охраняют участки государственной границы на Немане, Западной Двине и Горыни.

Есть в Лоеве и свой «бермудский треугольник». Нет, там не исчезают суда. Не смещается временная ось. Там спокойно живут обыкновенные люди, которых, несмотря на значительную отдаленность от «благ цивилизации», местная власть окружает постоянным вниманием и заботой. Это так называемая заречная зона, расположенная «по ту сторону» берегов сливающихся Днепра и Сожа, великолепные лесные места.

Стареют заднепровско-сожские села. В так называемой заречной зоне в семи деревнях проживает сейчас всего около 700 человек. Причем почти половина из них – в центральной деревне Карповке. Школьников – около 60. На учете в первичной ветеранской организации – 16 участников Великой Отечественной. От деревни Карповка до райцентра по шоссе почти 135 километров. В последнее время руководство района стало активно вести разговор о создании Днепро-Сожского биологического заказника, строит планы развития экологического туризма. Условия для этого самые что ни есть подходящие. Природа – щедрая на дары. Что же касается впечатлений… Да один огромный ромашковый луг в речной пойме чего стоит! А неподалеку – дивная, почти сказочная дубрава…

45

Между тем повседневный уклад жителей деревень Карповка, Слава, Абакумы, Свирежа, Орел, Хоминка и Новая Деревня размерен привычным ритмом. С начала и до конца навигации основной вид транспорта здесь – лодкамоторка. Отрезанные от райцентра широкой лентой воды заречане к такому способу передвижения приучены с детства.

Здесь жили, сражались, пахали землю, растили детей наши далекие предки. На этой прекрасной земле живут их потомки, и будут жить еще долгие века. Жить, работать, радоваться, любить и писать стихи.

«Плывуць Дняпра i Сожа хвалi вечныя – У мора-акiян, як песня салауя. Старонка мая любая надрэчная О, Лоеущына родная мая!»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

МИЛАШЕВСКАЯ Ромуальда Иосифовна с 1985 г. – штатный экскурсовод Гомельского бюро путешествий и экскурсий. В настоящее время директор КУП «Гомельоблтурист».

46