Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БиК 7 Авраам и Сара.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
1.96 Mб
Скачать

Богословский текст иконы.

Средний ангел изображен выше двух других, можно предположить, что он символизирует отца как источник жизни, на что указывает и древо за его спиной. Это и дуб Мамврийский, под которым Авраам и Сарра приготовили трапезу трем путникам, это и древо жизни, которое посадил Бог посреди рая (Быт. 2.9).

Но средний ангел в одежде красно-синего цвета, то есть в одеждах Иисуса (красный символизирует его земную природу, а также кровь и страдания на кресте, синий – Божественную). Обратимся к тексту Библии: «Бога не видел никто никогда», увидеть Бога-отца невозможно («Человек не может увидеть меня и остаться в живых» - Исход 33:20). Эта возможность открывается только через Сына: «Никто не приходит к отцу как только через Меня» (Ин. 1.6) – «Я и Отец одно» (Ин.10-15), «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14.9). Таким образом, в среднем ангеле мы Отца видим через Сына. Благословляющий жест среднего ангела подтверждает это (Отец благословляет Сына на жертвоприношение).

Справа (одесную) от Бога Отца сидит Сын («Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс.109.1). Одежды второго ангела подтверждают такую возможность: телесного цвета гиматий прикрывает (поверх) небесного цвета хитон (внизу), так как плотью человеческой Христос, родившись на земле, прикрыл свое божество. Его жест означает принятие той чаши, которую благословляет Отец. Эта чаша символизирует будущее распятие на кресте – жертвоприношение Иисуса Христа. Жест правого ангела (справа от Отца) – жест полного послушания воле отца («быв послушен, даже до смерти, и смерти крестной» - Филистимлянам послание, 2.8). За его спиной возвышаются палаты (дом) – символическое изображение жилища Авраама, а также символ Божественного домостроительства – идеи Боговоплощения Иисуса Христа в человека. Христос создает свою церковь – спасение, которая и есть его тело. Таким образом, палаты за спиной Сына символизируют новую христианскую Церковь – учение, им созданное.

Напротив второго ангела сидит третий, который одет в одежды синего и зеленого цвета. Это третье лицо святой троицы – Святой Дух. Зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Дух вторит Отцу, ибо он от отца исходит согласно Никео-Цареградскому символу веры (отличие филиокве в католичестве – и от Сына тоже). Дух вдохновляет, освящает и утешает (его жест) – (Молитва Св. Духу – Утешителе, Душе истины). За спиной третьего ангела изображена гора. Это гора духовного восхождения, о которой говорит в Псалмах Давид: «Возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. 60.30).

Композиция рублёвской иконы строится на принципе круга, и мысль человека, созерцающего эту икону, тоже движется по кругу, не в силах выйти из него. И мы вновь приходим от постижения неслиянности (отдельности) – к нераздельности Святой Троицы, к тайне их единосущности. Нераздельность фигур «Троицы» у Рублёва символизирует также жертвенная чаша, приковывающая к себе их движения и взгляды. Похожесть Лиц свидетельствует об их единосущности, но не тождественности, они, по словам П. Флоренского, различаемы, но не различны. Их единение понимается как присущее им всегда. Эта трудная для живописи идея времени передаётся у Рублёва с помощью композиции (круг, чаша), цвета (гармония красок и их символический смысл), линии (плавные), сообщающих изображению ощущение покоя, тишины, «остановки времени» - вечности.

Вероятно, сегодня, не без участия «Троицы» Рублёва, тринитарный догмат христианской веры можно толковать следующим образом: "Лица Троицы составляют единое Божество, в котором каждое Лицо в свою очередь является Богом".

Эстетический смысл иконы «Троица». Подножия престолов, на которых стоят ноги ангелов, образуют линии, точка схождения (соединения) которых расположена вне плоскости иконы – там, где стоит зритель (в его сердце, ибо сердце, а не разум – источник постижения Бога и основа любой религии). Образ Св. Троицы есть прежде всего образ единства – такого же, как сам Бог, единый во Святой Троице, - данный для нас, чтобы нас исцелять, делать цельным, едиными - объединять. Именно этому учит рублёвская икона. Отсюда – понятие о русской соборности, единении душ, горении ко Христу. Мотив соборности выражен и в луковичной форме русского храма, напоминающего горячую свечу, устремленную вверх, к небу, к Богу.

Исторический смысл. Значение «Троицы» Рублева, как мы видим, шире богословской темы. Как полагают исследователи жизни Рублёва и его времени, его не могла не увлечь задача наполнить традиционный образ идеями своего времени. И хотя точное время написания не установлено, им могут быть и 10-е и 20-е годы 15 века, всё это время живёт памятью о русском святом Сергее Радонежском, и икона написана именно «в похвалу отцу Сергию». Известно, что Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия Донского на подвиг во время Куликовской битвы с монголо-татарами в 1380 году, ставил ему в пример то самое самопожертвование, которое Рублев увековечил в «Троице». Построенные Сергием Радонежским в Загорске под Москвой Троицкий собор и Троице-Сергиев монастырь (лавра) были предназначены «для единожития» людей, «дабы воззрением на св. Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Эта икона, таким образом, призыв к миру, единению, взаимопониманию, милосердию.

Именно об этом удивительно точно сказал религиозный философ Серебряного века, священник, отец П. Флоренский: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении  Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом… а внезапно сдернутая пред нами завеса непознаваемого, божественного мира... Среди  неспокойных обстоятельств  времени монголо-татарского ига, среди раздоров (войны), междоусобных распрей (вражды), всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия… открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «вышний мир» горнего (небесного) мира. Вражде и ненависти, царящим на земле, противопоставилась взаимная любовь, вечное согласие, вечная безмолвная беседа, премирная тишина…»

И всё-таки эстетическая сторона остаётся для нас очень важной: только высочайший талант смог в эпоху Средневековья создать такое многомерное в смысловом отношении произведение. Оно передаёт сюжет, хотя и вызывающий множество толкований, которые связаны с «расшифровкой» Лиц на иконе, символики «пейзажа», значений цветовых переходов. Кажется, однако, что эта множественность – тоже достоинство «Троицы», поскольку она заставляет думать и искать. Но не только сюжет: как уже отмечалось, круговая композиция, которая соотносится с цветовыми соответствиями и контрастами, её дублирование во втором круге фона (древо жизни, строение как строительство души и после повторного прохождения сюжета – подъём из мира дольнего в мир горний) не только передают высокий смысл иконы, но – и это потрясает в творчестве Рублёва – складывают динамическую композицию восприятия, что в светской живописи формируется только во второй половине Х1Х века. Так искусство этого гениального художника воплощает художественными средствами принцип диалогичности художника и зрителя, предвосхищая дальнейшие достижения художественной культуры.