Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Петрушин Мастерская психологического консультирования.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Памятка о технике безопасности

Психолог! Прежде чем приступить к работе, необходимо не смеши­вать, а различать:

а) себя и свою профессиональную роль.Растождествляйся (дистанцируйся, де-идентифицируйся и т.д.) с ролью психолога. Психо­лог — не человек. Ты исполняешь роль психолога, но ты — не психолог. (А кто? Ты — это ты.);

б) «человеческие» и «рабочие» отношения с клиентом.Клиент — тоже не человек. С ним надо не дружить, не сопереживать, не сочув­ствовать, а помогать ему решать его проблемы. За деньги. Если хочешь с кем-нибудь подружиться, делай это в нерабочее вре­мя;

в) свои личные проблемы и проблемы клиента.Если у меня болит зуб, мне не до жалоб другого. Я могу с ним только о зубной боли раз­говаривать. Нерешенные личные проблемы будут переносить­ся на клиента. Нельзя решать свои проблемы за счет клиента. Кроме этого, необходимо сдавать свой рабочий инструмент (свою личность) в чистку и настройку более опытному психологу. И зани­маться физкультурой, а то работа сидячая.

Психолог как заместитель «я» невротика

С точки зрения психосинтеза все психологические проблемы челове­ка есть результат его отождествления своего «Я» с чем-либо: с внешно­стью («Я — красавица»), с телом («Я — здоров»), с социальной ролью («Я — начальник») и т.д. Одновременно у человека существует не одно, а несколько отождествлений. Каждое из них является как бы частью личности, субличностью. Когда эти субличности начинают конфликтовать, то проблема усугубляется. Например, одна сублич­ность ругает другую, или ситуация, когда одна субличность чего-то хо­чет, а другая этого желания боится.

Самостоятельно человеку не всегда удается разрешить этот конф­ликт, так как он попеременно только лишь отождествляется с каждой субличностью, перескакиваете одной позиции на другую. Из теории решения конфликтов известно, что для их конструктивного разреше­ния необходим кто-то третий, посредник-медиатор между конфлик­тующими. Если мы говорим о внутреннем конфликте, то это нейт­ральное место может быть только у не-отождествленного «Я». Осталь­ное все равно будет субличностью. Но без специальной подготовки человеку трудно долгое время находиться в месте не-отождествленно­го «Я», всегда есть опасность впасть в какую-нибудь часть личности. Поэтому помощь психолога будет осуществляться в том случае, если он займет эту позицию нейтральности в отношении конфликтующих сторон клиента.

Какими же признаками обладает не-отождествленное, чистое «Я», как правильно быть его заместителем? Прежде всего «Я» не имеет ни­каких атрибутов, оно никакое. Про «Я» вообще ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть. Второй важный признак, что оно не оценивает, не критикует, не жалеет (это все субличности), «Я» просто при­сутствует.

Наблюдать не за клиентом, а за собой

В работе психолога есть один тонкий момент: он должен говорить не о клиенте, а о себе.Если точнее, о себе по поводу клиента — о своих ощу­щениях, своих мыслях, своих ассоциациях. В этом реализация идеи о том, что психолог является зеркалом психики другого человека. Хотя, с другой стороны, это правило распространяется не только на роль пси­холога. Строго говоря, все, что человек говорит, он всегда пропускает через себя, через свою психику. Поэтому объективного взгляда на мир у человека в принципе быть не может. Когда мы произносим: «Этот че­ловек слабый», на самом деле мы говорим: «Я воспринимаю этого че­ловека слабым», или вместо: «Ты устал», точнее будет: «Я думаю, что ты устал». Но в жизни этот факт приоритета субъективного в нашем вос­приятии часто игнорируется. Поэтому обратная связь, поданная в «объективной» форме, воспринимается нами как гипноз или как пси­хологическая атака. Говоря о себе по поводу клиента, психолог снима­ем опасность психической инфекции и возникновения излишнего со­противления. Иначе может возникнуть такая трагикомическая ситуа­ция: «Я узнал, что я такой-то», — говорит человек после консультации. «А как ты это понял?» — «А мне психолог сказал!».

Здесь можно привести другую метафору — во время консультации клиент играет на психологе, как на музыкальном инструменте, и при этом психолог издает разные звуки. Требование к психологу одно — чтобы он, как инструмент, был хорошо настроен. Сделать из себя ин­струмент — это направление к профессиональному росту. И, конеч­но, этот инструмент должен быть хорошо настроенным. Улавливать в своем теле тончайшие вибрации, распознавать едва зарождающие эмоции, позволять проявляться первым ассоциациям, следить за те­лесными ощущениями — все это и называется настройкой.

Работа с клиентом в такой инструментальной позиции требует без­граничного доверия к себе, к своим мыслям и чувствам. Есть такой страх, что, может, это только мое и к клиенту не относящееся. Для это­го психологу надо заранее создать установку: все, что будет возникать во мне во время консультации, ко мне не имеет никакого отношения. Я к своим чувствам и мыслям буду относиться по-рабочему, то есть рассматривать не как случайные, а как-то связанные с проблемой кли­ента. На самом деле, это же возникает в процессе нашего общения. И если б клиента не было, то у меня бы не было таких состояний!

При таком подходе часто возникает удивление и интерес не толь­ко к клиенту, но и к себе, к тому, что в тебе звучит. Потому что музы­ка звучит для всех. На консультации мы через уникальную проблему конкретного человека изучаем общечеловеческоедруг в друге.