Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мирошников.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
278.48 Кб
Скачать

Социально-экономическое развитие.

    

    Хотя в пе­ри­од Рес­тав­ра­ции по­ли­ти­чес­кая власть в стра­не при­над­ле­жа­ла дво­рян­с­т­ву и ду­хо­вен­с­т­ву, эко­но­ми­ка Фран­ции - ее сель­с­кое хо­зяй­ст­во и про­мыш­лен­ность - про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся по ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­му пу­ти. Рос­ло ко­ли­чес­т­во фаб­рик и за­во­дов, в ря­де об­лас­тей про­мыш­лен­нос­ти осу­щес­т­в­лял­ся пе­ре­ход от руч­но­го тру­да к ма­шин­но­му. Про­ис­хо­ди­ла диф­фе­рен­ци­ация крес­ть­ян­с­т­ва. Зна­чи­тель­ная часть без­зе­мель­ных или ма­ло­зе­мель­ных крес­ть­ян по­ки­да­ла де­рев­ни и ухо­ди­ла ра­бо­тать на про­мыш­лен­ные пред­п­ри­ятия в го­ро­да, по­это­му, хо­тя и не так быс­т­ро, как в Ан­г­лии, уве­ли­чи­ва­лось чис­ло ра­бо­чих. Во Фран­ции про­дол­жал­ся про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот, по­яви­лась тех­ни­чес­кая ин­тел­ли­ген­ция.

    Промышленный пе­ре­во­рот и раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма ве­ли к уси­ле­нию эк­с­п­лу­ата­ции про­ле­та­ри­ата, об­ни­ща­нию и ра­зо­ре­нию мел­ких ре­мес­лен­ни­ков и кус­та­рей. Про­мыш­лен­ный кри­зис 1826 г., а за­тем деп­рес­сия 1829-1830 гг., сов­пав­шая с не­уро­жа­ями, ухуд­ши­ли и без то­го тя­же­лые ус­ло­вия жиз­ни тру­дя­щих­ся; боль­шие мас­сы лю­дей бы­ли ли­ше­ны за­ра­бот­ка. След­с­т­ви­ем это­го был рост ре­во­лю­ци­он­ных нас­т­ро­ений­, во мно­гих го­ро­дах Фран­ции об­ра­зо­вы­ва­лись ра­бо­чие об­щес­т­ва и ор­га­ни­за­ции, по­яв­ля­лись кас­сы вза­имо­по­мо­щи и дру­гие ра­бо­чие объ­еди­не­ния. Про­ис­хо­ди­ли пер­вые стач­ки, не­ко­то­рые из них кон­ча­лись стол­к­но­ве­ни­ями с по­ли­ци­ей. Ра­бо­ты пер­вых ис­то­ри­ков Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции - Тьер­ри, Ги­зо, Минье, оце­ни­вав­ших ее как ре­во­лю­цию треть­его сос­ло­вия, ста­но­ви­лись по­пу­ляр­ны­ми сре­ди ин­тел­ли­ген­ции. Ши­ро­ко рас­п­рос­т­ра­ня­лись идеи уто­пи­чес­ких со­ци­алис­тов - Сен-Си­мо­на, Фурье, ан­г­ли­ча­ни­на Оу­эна и др.

    Усилилась оп­по­зи­ци­он­ность ли­бе­раль­ной бур­жу­азии. В 1829 г. об­ра­зо­ва­лась ор­ле­ан­с­кая пар­тия, ини­ци­ато­ры соз­да­ния ко­то­рой - Та­лей­ран, Минье, Тьер и дру­гие де­яте­ли - по­ни­ма­ли, что по­ли­ти­ка Кар­ла X мо­жет при­вес­ти к но­вой ре­во­лю­ции. Пар­тия ор­ле­анис­тов, т. е. сто­рон­ни­ков млад­шей вет­ви ди­нас­тии Бур­бо­нов, Ор­ле­ан­с­кой­, про­су­щес­т­во­ва­ла поч­ти весь XIX век. Вско­ре пос­ле об­ра­зо­ва­ния она ста­ла из­да­вать свой ор­ган - га­зе­ту «На­ци­ональ». Боль­шин­с­т­во па­ла­ты де­пу­та­тов сто­яло за пар­тию ор­ле­анис­тов, про­тив край­не ре­ак­ци­он­ной по­ли­ти­ки, про­во­ди­мой По­линь­яком. Но­вые вы­бо­ры в па­ла­ту да­ли боль­шин­с­т­во ор­ле­анис­там.

Июльская монархия во Франции (1830-1848).

    

    Главным ито­гом Июль­с­кой ре­во­лю­ции бы­ло зак­реп­ле­ние по­бе­ды бур­жу­азии над дво­рян­с­т­вом. Од­на­ко с 1830 по 1848 г. гос­под­с­т­во­ва­ла не вся бур­жу­азия, а толь­ко ее на­ибо­лее бо­га­тая часть - так на­зы­ва­емая фи­нан­со­вая арис­ток­ра­тия, в сос­тав ко­то­рой вхо­ди­ли бан­ки­ры, круп­ные бир­же­вые дель­цы, «же­лез­но­до­рож­ные ко­ро­ли», вла­дель­цы уголь­ных ко­пей­, руд­ни­ков, ле­сов, круп­ные зем­лев­ла­дель­цы. Фи­нан­со­вая арис­ток­ра­тия дик­то­ва­ла в па­ла­те за­ко­ны, раз­да­ва­ла до­ход­ные мес­та, на­чи­ная с ми­нис­тер­с­ких пос­тов и кон­чая та­бач­ны­ми лав­ка­ми. Ра­бо­чие же, крес­ть­яне, мел­кие про­мыш­лен­ни­ки и тор­гов­цы бы­ли вов­се от­с­т­ра­не­ны от учас­тия в по­ли­ти­чес­кой влас­ти.

    Финансовая арис­ток­ра­тия по­лу­чи­ла вы­со­кие дол­ж­нос­ти в ап­па­ра­те го­су­дар­с­т­ва. Она поль­зо­ва­лась гро­мад­ны­ми го­су­дар­с­т­вен­ны­ми суб­си­ди­ями, раз­лич­ны­ми льго­та­ми и при­ви­ле­ги­ями, ко­то­рые пре­дос­тав­ля­лись же­лез­но­до­рож­ным и ком­мер­чес­ким ком­па­ни­ям. Все это уве­ли­чи­ва­ло бюд­жет­ный де­фи­цит, ко­то­рый стал хро­ни­чес­ким яв­ле­ни­ем в го­ды Июль­с­кой мо­нар­хии. Рост бир­же­вых спе­ку­ля­ций - су­щес­т­вен­ный факт в ис­то­рии тех бур­ных лет. Ко­роль Луи Фи­липп, круп­ней­ший во Фран­ции ле­сов­ла­де­лец и фи­нан­сист, был лич­но за­ин­те­ре­со­ван в ук­реп­ле­нии гос­под­с­т­ва фи­нан­со­вой арис­ток­ра­тии. К 1841 г. у не­го лич­но (не счи­тая бо­гатств, при­над­ле­жав­ших чле­нам семьи) бы­ло око­ло 800 млн. фран­ков. В кон­це 40-х го­дов толь­ко у че­ты­рех фран­цуз­с­ких бан­кир­с­ких до­мов бы­ло 2,5 млрд. фран­ков, т. е. лишь на 1 млрд. фран­ков мень­ше, чем во всей каз­не Фран­ции.

    Бюджетный де­фи­цит и не­ук­лон­ное воз­рас­та­ние го­су­дар­с­т­вен­но­го дол­га от­ве­ча­ли ин­те­ре­сам фи­нан­со­вой бур­жу­азии: го­су­дар­с­т­вен­ные зай­мы, на ко­то­рые шло пра­ви­тель­с­т­во для пок­ры­тия де­фи­ци­та, да­ва­лись под боль­шие про­цен­ты и бы­ли вер­ным ис­точ­ни­ком ее обо­га­ще­ния. Рост го­су­дар­с­т­вен­но­го дол­га уси­ли­вал по­ли­ти­чес­кое вли­яние фи­нан­со­вой арис­ток­ра­тии и за­ви­си­мость от нее пра­ви­тель­с­т­ва.