Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Арсентий Павлов. В поисках себя

...pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
665.07 Кб
Скачать

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОЛЬГА ПАВЛОВА

Арсентий Павлов. В поисках себя…

СОДЕРЖАНИЕ

Начало ………………………………………………………………….3

Вишнёвый сад …………………………………………………………5

Первые шаги ……………………………………………………6

Армейская тетрадь …………………………………………….7

«Социализм строили» …………………………………………9

Человек на своём месте ……………………………………….10

Трудовая повинность…………………………………………..13

Может быть, это любовь была?.. ……………………………..14 «Говорят Алнаши» …………………………………………….16

Эффект присутствия …………………………………………..19

Приговор ……………………………………………………….21

Надо взять! …………………………………………………….22

«Жена у меня третья, а женщина – первая» …………………23

Что делать? ……………………………………………………27

Серьёзный спор ……………………………………………….29

Я не поэт! ……………………………………………………..33

Продолжение…………………………………………………………..44

2

НАЧАЛО

-Здравствуйте, – поздоровался со мной в холле университета Александр Григорьевич Шкляев. Как всегда элегантный и жутко интеллигентный, – вы в этом году уже заканчиваете свою учёбу? На какую тему диплом писать будете?

-Ну… – протянула я, пожимая плечами, – Что-то связанное с интернетом…

-А зачем вам это надо? – перебил меня строгим голосом Александр Григорьевич, – Написать очередную никому ненужную работу? У вас папа был радиожурналистом, он является частью истории удмуртской журналистики.

Почему вы про него не пишете? Кто это сделает, кроме вас?

Коротко, ёмко, лаконично заведующий кафедрой истории и теории журналистики сформулировал актуальность, цели и задачи моей выпускной квалификационной работы.

Да, Арсентий Павлов на протяжении двадцати лет был диктором и редактором районного радио села Алнаши. Благодаря ему алнашский район чаще других районов звучал в эфире республиканского радио.

Творчество Арсентия Павлова является не только частью удмуртской журналистики, он является неотъемлемой частью истории алнашского района.

Он был голосом села на последнем издыхании Советской эпохи и в период,

когда это село стало вдруг никому ненужным, в период безвременья.

В книге «Алнаши – сердцу милый свет» отмечена и литературная деятельность Арсентия Павлова: «…Автор множества лирических миниатюр,

рассказов, очерков. Они звучали по Удмуртскому радио, некоторые по всесоюзному радио, опубликованы в периодических изданиях республики, в

книге «Удмуртское радио».

Творческий путь… Какой он? Вернее, что мы вкладываем в эти два слова?

Для папы творчество было жизнью, а жизнь – творчеством. А в жизни у него было три жены, которые родили ему шестерых детей. В жизни он не избежал

3

ни тюрьмы, ни сумы. В жизни он получил инвалидность в 38 лет. В жизни,

которая закончилась в 50 лет.

Конечно, страницы его жизни и творчества насыщенны, а порой неоднозначны и мне, дочери, будет сложно оставаться беспристрастной. Для пущей объективности, я пригласила в наше путешествие людей, так или иначе соприкоснувшихся с ним и его творчеством.

Вот так начался очередной этап и моей жизни. Жизни полной, на первый взгляд случайных событий, но на самом деле логичных и последовательных.

Эти «случайности» так же преследовали в течение жизни Арсентия Павлова. Его «Автограф» для книги «Радиовещание Удмуртии» начинается со слов: «Жизнь сплетена из случаев и случайностей…»

Но начнём с начала… Вернее, с конца… В общем, с того места откуда всё началось.

4

ВИШНЁВЫЙ САД

Папа мечтал вырастить большой вишнёвый сад…

Если дети – это цветы жизни, то у папы получился внушительный букет. Нас шестеро. Я и Надя – от первой жены Валентины, Святослав – от второй жены Марии, Вероника, Аня и Таня – от третьей жены Ольги. Мы все разные. Мы все похожие. И мы очень богатые, потому что мы есть друг у друга.

Прошло десять лет с тех пор как его не стало. Он ушёл под такой же весенний шум листвы и трели жаворонков, как сегодня.

Дом – седой старик, долго ждал своих детей, всматриваясь глазами-окнами,

затянутыми глаукомой, и не заметил, как мы пришли. А когда заметил, даже не понял, что это мы… Ожидание часто сводит с ума. Он так крепко держал в своих объятиях папу, не понимая, что душит и приближает его конец. Нельзя держать ветер на привязи.

Под окнами в палисаднике калина совсем задохнулась в объятиях клёна. Ещё немного и он вырвется наружу, разбросав вокруг себя штакетник. Бабушка, глядя на калину влажными от слёз глазами, говорила, что её посадила любимая невестка Валя. Я подумала, как похожи судьбы моей мамы и этого деревца. Мама тоже задыхается в путах предрассудков…

Баня. Она ещё держится, но видно – немного осталось – клёны очень жестоки в своей свободе. Мы строили её втроём. Я, только закончившая школу,

папа, только-только оправившийся после аварии с негнущейся ногой, и беременная Оля (третья жена, они тогда ждали Анютку). Так и построили под песни

«Агаты Кристи» из кассетного магнитофона и командный голос шестилетней Вероники (первая дочь от третьего брака).

Ворота в сад, большие и тяжёлые, не сразу поддались. И… О Боже, что нам открылось! Вы видели когда-нибудь улыбку Чеширского кота? Она появляется в самых неожиданных местах и совершенно не привязана к телу. А перед нами открылась улыбка Арсентия Павлова! Она затопила весь сад вишнёвым цветом.

Вишня заполонила всё. Задушила яблони и буквально подмяла под себя кусты малины и смородины.

Папа, у тебя получился вишнёвый сад!

5

Первые шаги

Арсентий Филиппович Павлов родился в этом самом доме 14 февраля 1955

года. Здесь он жил. И здесь он умер 18 мая 2005 года. В деревне Чёрный Ключ,

втридцати километрах от села Алнаши, там, где Иж сливается с Камой.

Вмногодетной семье из восьми детей до совершеннолетия дожили только пятеро. Я побеседовала с самой младшей сестрой папы, Галиной Филипповной

(для меня просто Галяпай).

-Я знаю, что дедушка был бухгалтером на голюшурминском спиртзаводе.

Абабушка у нас кем работала?

-Она, можно сказать, почти и не работала. Отец зарабатывал…

-Вот я в кого...

-Они очень дружно жили, в достатке. Я помню даже, что нанимали женщин по хозяйству помогать. За скотиной смотреть, да по огороду…

-Галяпай, вы так-то жили в Советском Союзе, в простой удмуртской деревне. Какие домработницы?

-Да, было такое. Одна женщина приходила с Кузебаево — Зояпай Кузьмина, другая, помню с Омги. Мама говорила, что ей некогда по хозяйству успевать, за детьми надо смотреть. Она же была из обеспеченной семьи с Варзи-Ятчей, с детства привыкла, что по дому всё работники делали.

-Мне конечно с трудом верится, ну ладно. Я так понимаю, если дедушка был бухгалтером, он получил специальное образование. Где?

-В школе три класса и всё. Он самоучка был. У нас в деревне даже заявления или справки писать к нему ходили. Он и ревизором в магазинах работал. А во время войны его оставили работать председателем. Он же инвалид был с детства с ногой, вот его на войну и не взяли.

-Галяпай, если дедушка был такой грамотный, почему не отправил всех вас учиться?

-Он нам ничего не навязывал, каждый сам выбирал себе дорогу.

-А над папой не смеялись, не говорили, что он ерундой занимается?

6

- Дедушка, вашего папу всегда поддерживал, да и мы относились с уважением.

В своей поздней лирике папа говорит: «Родился – жил, жил да умер…». Да,

земной путь Арсентия Павлова был коротким. Но каким насыщенным! Потому что он родился в феврале, что ли, его жизнь и творчество, говоря словами Пастернака были «навзрыд».

В раннем детстве он переболел менингитом и остался жив без каких-либо осложнений. Учился в школе старательно, на отлично. Будучи школьником,

увлёкся сочинительством, стал отправлять свои работы в районную газету и даже получал за них гонорар.

Почему же, закончив в 1970 году восемь классов, он поступил учиться на каменщика? Думаю, на тот момент он не считал своё увлечение сочинительством делом всей своей жизни. Писать он может всегда и везде, а

сколько пользы он принесёт трудовому народу, построив своими руками благоустроенные жилища! Этот пафос касался не только Арсентия Павлова, это был стиль жизни того времени. После училища он остался работать в селе Юкаменское по специальности. И действительно, ничто не мешало ему строить по кирпичику здание редакции юкаменской районной газеты и писать статьи в эту же самую газету.

Армейская тетрадь

Служба в армии с 1973 по 75 год оставила первый существенный след в творческой судьбе Арсентия Павлова.

Ошмес Гурезь улын ошмес,

Тынад вуыд чылкыт.

Тон юзмыт вуэныд Сектаськод калыкез.

Монэ шумпоттиськод Выжыкыл кадь ошмес.

7

Вудэ ке юисько Будэ кадь кужыме.

Синмаськисько тыныд.

Луэм потэ тон кадь.

Со дун вуэд выллем Мед луысал сюлэм!

Стихотворение написано трёхстопным ямбом. Обычно этот быстрый темп хорошо подходит для шуточных, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений. А папа тоскует по родине, по родниковому краю, по своему чёрному ключу. Он как будто питается от этого источника из далёкой уссурийской тайги. Такая светлая грусть путешественника, знающего наверняка, что возвращение будет.

«Ошмес» (Родник) открывает дембельский альбом в виде тетради,

аккуратно заполненной вырезками с опубликованными статьями. Это небольшие заметки, заголовки которых отлично предваряют содержание: «Хороши дела во взводе», «На все руки мастера», «За это и честь», «Равнение на командира», «Сменить позицию», «Как служба, сынок?», «Хоть чуть похожими на них…», «Молодцы операторы!», «Дозорные неба» и т.д. Все вместе они являются «одой» коммунизму, социализму и трудовому народу.

Рядовой А. Павлов взял на себя социалистические обязательства по пропаганде армейской романтики и с честью справился с ними. Ура, Товарищи!

В «армейской тетради» ещё не прослеживается лирический герой – автор,

но уже видны лирические нотки, уже видна портретная зарисовка. Там же он пишет очерк про своего сослуживца, парня из села Юкаменское, отправляет статью в юкаменскую районную газету.

«…В ответ получаю не только гонорар, но ещё и приглашение редактора Николая Бушмелёва работать после службы в его газете. Заманчиво, но разве мог я отнестись серьёзно к такому предложению, имея восьмиклассное образование? Выучился после армии на тракториста и работал себе в колхозе.

8

Так прошёл бы и год, и второй, если бы случайно не встретились с Николаем Сергеевичем.

- Куда вы запропастились, молодой человек? Мы вас из армии ждём, для вас место держим!

Вот тут-то я раскрыл свою «болячку», мол, не тот я человек, что бы в газету ждать. Николай Сергеевич лишь улыбнулся в ответ:

- В тебе есть самое главное, а учиться надо…».

«Социализм строили»

Почему он вернулся обратно в Алнаши, точно не известно. Но, поработав в редакции юкаменской районки всего несколько месяцев, он возвращается и устраивается корреспондентом в «Алнашский колхозник». Как раз в этот период в газету приходит Леонид Ушаков и два молодых человека находят общий язык. Леонид Алексеевич так с тех пор и работает в редакции, правда из рядового корреспондента он вырос до заместителя главного редактора. (Беседа проходила на русско-удмуртском языке и здесь представлен мой вольный перевод)

-Мы с ним познакомились тут, в редакции. Он незадолго до меня устроился. Оба были молодые, сдружились.

-В работе ощущалось, что у него не было образования? Может быть вы,

как друг и специалист с высшим образованием, помогали ему?

- Нет. Он был самодостаточным журналистом. Занимался самообразованием, ездил на обучающие семинары. Много читал. Он мог одинаково хорошо писать и на русском, и на удмуртском языках. Они же потом вместе с Исифом Зотовичем поступили учиться на заочное отделение.

Вместе ездили на сессии.

-А каким он был другом?

-Человекфейерверк. Душа компании. Всегда улыбка на лице и заразительный смех. Быстро находил общий язык с представительницами противоположного пола. Девочки его очень любили.

9

Любил рыбачить. Однажды, после очередной поездки в Чёрный Ключ,

приходит и говорит: «Я вооот такую щуку поймал. Отнесу её в столовую,

пусть нам к обеду приготовят». Мы в обед пришли, а нам её уже на стол подают – фаршированную, румяную. Как на свадьбе. Все вокруг оглядывались,

завидовали нам.

Помню ещё, как мы вместе строили гараж редакционный. Вечерами, да в выходные. Он ложил кирпичи, а я ему подсобничал. Я сейчас даже не помню, за деньги мы это делали или просто из идейных соображений. Социализм строили!

Человек на своём месте

Тематику публикаций Арсентия Павлова можно охарактеризовать двумя словами – жизнь села. Конечно, этим может похвастать любой сельский корреспондент. Чем же отличается Арсентий Павлов от других своих коллег?

Если рассматривать более подробно, то все его статьи единой нитью связывает лирический герой – сам автор. Это ощущается и в оценке происходящего, и в чувствах сопереживания и соучастия. Обычно не принято использовать понятие лирический герой к журналистским произведениям, но в данном случае я бы большинство работ обозначила как лирическая проза. В

смысле преобладания авторского «Я» и лирических отступлений или вступлений.

Например, рассказывая о передовой ферме района в статье «Когда в товарищах согласье есть…» автор пишет: «…Вот ферма. И зимой оказывается красиво тут: пруд рядом, лес…» - а само название является перефразировкой строчки из басни Крылова. В статье «Две любви Владимира Ганькова» использует строки из Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать…». В статье

«Дума о лесе» для более яркой передачи настроения помогает поэт Яшин:

«В сосновом бору, в берёзовой чаще,

Где так многогранно желание жить,

Мне, сильному, только добрей и проще,

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]