Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции для бакалавров зио.doc
Скачиваний:
247
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
602.62 Кб
Скачать
    1. Арендные отношения.

Малочисленность населения не позволило использовать в полной мере обширные массивы Войсковых земель. В первой половине прошлого столетия, по свидетельству официальных лиц, целая треть казачьих семейств совсем не засевали своих полей и только одна треть населения вела необходимое хозяйство. Наличие пустующих земель, при запрете на их продажу, заставляло администрацию искать пути их рационального использования. Единственно возможной формой получения дохода с этих земель являлась сдача их в аренду. По форме эта аренда являлась откупом доходов, так как земля сдавалась с торгов в откупное содержание. В торгах участвовали как представители различных слоев местного населения, так и представители других губерний. Договор об откупе заключался с тем из торгующих, кто предлагал большую цену. Одним из первым дошедших до нас договоров об аренде является договор 1778 года об откупе войсковых степей по реке Бузулук есаулом Логиным и старшиной Каменновым.

Особенно быстро аренда войсковых земель начала развиваться в ХIX веке. С 20-х годов этого столетия аренда войсковой земли, раньше производившаяся эпизодически, превратилась в систему. Срок аренды обычно устанавливался от 1 до 3 лет. Арендуемые земли использовались в основном под пастбища. Сами арендаторы обычно их производительно не использовали, а сдавали иногородним купцам для выпаса закупаемого здесь скота, а чаще всего русским гуртовщикам-прасолам для «нагула» скота, закупаемого в заволжских степях у кочевников.

Арендаторы войсковых земель выступали в этом случае посредниками между собственником земли Войском Донским и непосредственным землепользователем. Это увеличивало для пользователя арендную плату, зато давало возможность арендаторам войсковых земель, используя каждый срок аренды, получать прибыль. Так, в 30-х годаx XIX века ежегодно сдавалось в аренду до 50 тысяч десятин земли в различных округах.

Однако развитие аренды тормозилось рядом обстоятельств. Контракт на аренду участка, прежде чем вступить в силу, утверждался в Петербурге Военным Министерством, что создавало неизбежную бюрократическую волокиту. Убытки от этого терпела как войсковая казна, так и арендаторы — ведь земли в это время не использовались. Не устраивал арендаторов и краткосрочный срок аренды, а также запрещение в больших масштабах использовать ее под пашню.

Вероятно это связано было с тем, что часть съемщиков земли использующей ее под пашню, смотрели на аренду, как на случайное занятие. "Нигде такое хищническое хозяйство не практикуется как на арендуемых землях, которые вследствие этого в недалеком будущем могут превратиться в золу и через то понизиться в цене, как арендной, так и в продажной, что и наблюдается уже в настоящее время (речь идет о 1885 годе) в некоторых местностях."

Несмотря на это, аренда превратилась в основную форму эксплуатации свободных войсковых земель.

Таким образом, количество сдаваемых в аренду войсковых земель с начала XIX по начало XX века увеличилось более чем в 20 раз.

Главными пользователями земель, сдаваемых в аренду войсковой администрацией, были казачьи общества, крестьянские товарищества, отдельные крестьяне. Величина арендной платы за землю была эффективным регулятором развития аренды земли.

На величину арендных выплат также влияли местоположение и форма земельного участка, удаленность от рынка сбыта производимой продукции, сложность рельефа, качество почв, плотность населения.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения арендатора и арендодателя, был Арендный Договор. Детально проработанный, он состоял из 21 пункта и четко определял обязанности и права обеих сторон, защищая, однако, запасные земли от истощения и нерационального использования.

Главные его положения сводились к следующему:

  • пастбищами, сенокосами и водоемами можно было пользоваться на всем пространстве участка;

  • пашней — только на половине участка причем 1/4 часть площади распахивалась в первые три года, остальная разрешенная площадь, — в другие три года;

  • арендованный участок разрешалось передавать в пользование другим лицам в целом и по частям, но с согласия Областного Правления;

  • разрешалось устраивать пруды, колодцы и возводить хозяйственные постройки при условии, что постройки по окончании срока аренды будут снесены в течении полугода или переданы новому арендатору, а пруды и колодцы поступали в собственность Войска;

  • откупщик обязывался отбывать повинности по истреблению вредных земледелию животных и насекомых, возмещать казенные расходы на эти работы;

  • скотопрогоны шириной 60 саженей, проходящие по территории арендованного участка, не могли быть изменены без разрешения войскового начальства;

  • за проход гуртов, табунов и отар по скотопрогонам и дорогам арендованного участка откупщик не должен брать платы, а за выпас, водопой и ночлег скотины устанавливался верхний предел оплаты.

Кроме этого, типовой Договор устанавливал за арендодателем право на контроль площади земельного участка, контроль за правильным использованием земли, дорог и водоемов, взиманием арендной платы (два раза в год) и штрафов в случае нарушения условий Договора, а также право на изъятие участка полностью или частями.

Регулированием арендных отношений обычно занималась войсковая администрация. К ее ведению относилось предоставление земельных участков в аренду, проведение торгов, регистрация арендных договоров, взимание арендной платы и штрафов, контроль за правильным использованием земли, дорог и водоемов.

В начале ХХ века функции регулирования арендных отношений были возложены на Войсковой Земельный Совет. Первоочередной задачей Совета было - не угнетая арендаторов материально увеличивать доходность войсковых земель. Решение этой задачи Войсковой Земельный Совет видел прежде всего в том, чтобы крупные участки, которыми сдавалась ранее войсковая, земля, были разбиты на мелкие части, что приближало бы к землям запаса не крупных арендаторов, которые перепродавали бы земли более мелкими частями по более дорогой цене, а непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции - казаков и крестьян. Другой мерой было установление сдачи участков в арендное пользование казачьим и крестьянским обществам и товариществам хозяйственным способом без торгов, по оценке их Земельными Советами. В совокупности эти меры облегчали условия арендования войсковых земель и приближали последние и арендатору-хлеборобу. В самое последнее время перед революцией были приняты дополнительные меры по обеспечению рационального использования арендуемых участков:

  • осуществление долгосрочной сдачи земли в аренду с обязательным введением севооборота;

  • обязательность посева многолетних трав;

  • необходимость составления описания всех земель при непременном осуществлении оценок.

Земельными Советом была предложена новая форма арендного договора, отличающаяся от применяемой следующим:

- введен пункт о том, что сдаваемая земля поступает в пользование на условиях договора с момента освобождения ее от обязательств с прежним арендатором;

- исключались штрафы в суммах 25 и 50 рублей, которые часто не платились: величина штрафов по мнению Совета не могла превышать более чем в 5 раз размер годовой арендной платы за десятину, при условии расторжения договора.

Таким образом, Войсковой Земельный Совет способствовал облегчению условий арендного договора, приближая к аренде, войсковых земель казачьи и крестьянские общества и земледельческие товарищества.

Контрольные вопросы.

  1. Какие формы землевладения и землепользования функционировали на Дону до 1917 года?

  2. Какое место занимало казачество по населению и пользованию землей?

  3. Каким образом складывались земельные отношения на Дону в дореволюционный период?