Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ааааааааааааааааааааа.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
498.18 Кб
Скачать

11 Итоги Перестройки

Таким образом, перестройка в СССР привела Советский Союз к краху и распаду. На карте мира появились новые независимые государства, Коммунистическая партия прекратила быть важной частью в жизни каждого человека, строгий тоталитарный режим остался в прошлом. Все эти события позже приведут к дефолту и «лихим 90-м». Но об этом не задумывался никто.

Процесс реставрации капитализма в СССР.

Общая оценка социально-экономической ситуации в начале 1992 года

Постепенно, по мере "перестройки" квалификация сути происходящего как реставрации капитализма приобретает всё большее распространение. Если в 1989 году об говорили лишь в рамках Объединённого фронта трудящихся или общества "Единство", то уже опрос делегатов XXVIII съезда КПСС показал, что 45% численности из их числа считали, что в обществе появились силы, толкающие к буржуазному строю и они имеют шансы на успех. Правда, расшифровки этих "сил" на съезде дано не было.

Более категоричен был киевский рабочий В. Гриценко: "Стыдно и обидно за руководство КПСС, призывающее нас, рядовых коммунистов, к рыночным отношениям, а сказать напрямик - к отходу от социализма".

Затем тот же вывод подтвердили голоса с противоположной стороны. Ещё в 1987г. руководитель перестройки заговорил о её "революционном характере", но, поминая В. И. Ленина, провозглашал "больше социализма". Тогда могло показаться, что слово "революционное" просто синоним слов "глубокое" и "серьёзное". По мере перестройки стали говорить о "революции сверху", что верно, поскольку народ в перемене политики не участвовал (ему ещё говорили о социализме).

Но часть идеологов высказывалась всё более откровенно. Например профессор — историк , выступающий за возврат к капитализму, П. Васильев: "У нас сейчас антисоциалистическая революция"

Политолог А. Бовин писал о переходе "от перестройки к революции" и зафиксировал свой вывод более изящно: "Дело идёт к полному демонтажу "казарменного" социализма и замене его не обновлённым социализмом, а одним из вариантов неокапитализма"

12

Разумеется, реставрация старого общественного строя называется контрреволюцией, а не революцией. И понятно, что слово "контрреволюция" здесь подменяется исключительно из-за пропагандистского "неблагозвучия".

Суть происходящего ныне процесса, несомненно, состоит в попытке контрреволюционной реставрации капиталистического строя.

О реставрации, возврате СССР к капитализму нередко пишут и в капиталистической прессе Запада. Дж. Гэлбрейт назвал свою статью об изменениях в Восточной Европе "Бегство к капитализму". Ничего иного и не могут означать "разгосударствление", "приватизация" и "рынок", которые стали сегодня ключевыми экономическими понятиями. "В экономике, - говорит один из идеологов реставрации Г. Попов, - мы должны осуществить разгосударствление и приватизацию, создать хозяев, рынок, конкуренцию..." Официальное подтверждение ликвидации социализма дало устранение из названий большинства республик слова "социалистическая".

Анализу некоторых аспектов реставрации капитализма и посвящён данный доклад, - вне зависимости от предполагаемого её варианта ("дикий", "колумбийский" или развитой капитализм в смысле результата). Мы не будем касаться аспекта, связанного с судьбой других бывших социалистических стран, хотя связь тут, видимо, есть, как и самого "закрытия" СССР в Беловежской пуще. Не акцентируется внимание и на специфических моментах распада страны, ибо пока во всех её частях суть процесса одинакова, если не считать цветов буржуазно-националистической окраски. Внимание преимущественно уделяется экономике, хотя абстрагироваться от надстройки тут никак нельзя, ибо подчас она имела решающее значение для хода реставрации.

Аспект реставрации, "заката социализма" не означает авторского пессимизма. И сегодня какие-то фундаменты разрушенного строя сохраняются. Несомненно, они велики в душах людей, в их оценке конкретной жизни. Массовое сознание ещё вряд ли переварило "судьбоносные изменения", массы вряд ли осознали, куда их привели. Характерно высказывание правой газеты "известия" о ветеранах и других людях, вышедших на митинг в Москве 23 февраля, как о людях, плохо понимающих, что же происходит с ними и со страной. Е. Лигачёв даже и сейчас полагает, что не смотря на все изменения строя "его социалистический характер пока сохраняется" (Гласность. 1992. №4). Это возможно, лишь попытка "сохранить лицо" человека, который стоял наверху в начале процесса, не осознавая, чему он служит. Иное дело, упомянутая выше массовая технология.

13

В своих суждениях и оценках автор, как беспартийный сторонник коммунистических взглядов на исторический процесс, очевидно, пристрастен.

Его оценки связаны и с опытом жизни, с делом деда и отца, от которых он не отрекается. Это не значит, что автор не стремился быть объективным. Более того, желание сохранять объективность выражается и в весьма широком использовании мнений людей противоположной идеологии.

Быстро ускорявшийся процесс реставрации прошёл несколько этапов. Объявленная М. Горбачёвым в 1985 г. "перестройка" лишь в самом начале представляла собой некие метания в поисках пути развития социализма, но уже вскоре лозунги "ускорения социально-экономического развития", "социальной справедливости" и т.п. были сняты, а под старым соусом "обновления социализма" началась его ликвидация. В отдельных частях понятие "социализм" подвергалось всё более агрессивному остракизму. Афоризм: "70 лет страна шла не туда" (В. Тихонов, Ю. Афанасьев) приобретал всё более широкое распространение в политических версиях, в среде элитной интеллигенции.

Фактически же уже 1986 г. был годом подготовки к повороту. Ещё в начале 1986 г. перестроечный экономист П. Бунич радовался в "Литературной газете" №7: "Перемены начались". Он и сегодня активно "улучшает" экономику, хотя результат его активности очевиден.

1987 г. ознаменовался хозяйственной реформой, прикрытой знаменем оздоровления социалистического строя.тВ 1989 г. новацией стало сокрушение политического строя как условия для изменения базисных отношений. Это позволило ввести в действие ряд законов, разрушающих экономический строй социализма. Хотя социалистическая орнаменталистика и государственной идеологии сохранялась, но правые силы получили возможность организоваться, выйти к трибунам, давить на правительство. Подрыв старой системы опирался уже не только на закон о предприятии, но и на закон о кооперации.

Однако, ключевую экономическую и политическую роль играл закон о собственности.

Он узаконил переворот в глубинном экономическом отношении: государственная собственность законодательно приобрела условный характер ("полное хозяйственное ведение"), а частная - в многоликих формах получила права развития, хотя слово "частная" законодатели сознательно не употребляли.

14

Принятием закона о собственности закончился подготовительный этап реставрации и начался латентный (скрытый) этап прямой реставрации с ликвидацией плановости, "выращиванием" класса предпринимателей и т.д.

Скрытность обеспечивалась сохранением наверху людей с партбилетами КПСС. Кроме того, борьба (в парламентах на митингах, "война законов" центра и республик) между горбачёвским курсом реставрации и праворадикальными группировками (от ,Демсоюза" г-жи Новодворской до МГД и выросших других "демократов") маскировала суть процесса. Центризм М. Горбачёва атаковали вроде-бы оппоненты, хотя во многом это было только столкновение политических амбиций. В тени оставалась суть процесса, одинаковость цели правого центризма и правого радикализма. Нарыв между соперниками одной ориентации неожиданно прорвался в августе 1991 г. в результате стихийной, судорожной, неумелой, не обеспеченной поддержкой масс попытки высших государственных деятелей устранить от руля М. Горбачёва. Имея очевидной (судить пока можно по заявлениям ГКЧП) задачей остановить хаос и распад страны, сохранить некие социалистические основы общества, они фактически позволили сменить скрытый курс на реставрацию откровенным. Как признал в телевизионной передаче Г. Попов, "мы даже не рассчитывали на такую быструю победу". Правый центризм сменился правым радикализмом с откровенными целями ускорения движения назад, к капиталистическому строю. Не говорим уже о том, что август обострил атаки на "Центр", т.е. на единство Союза.

Так проходил процесс ликвидации социализма в основных чертах. Теперь же было бы целесообразно остановиться на предыдущем, социалистическом развитии.

15