Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_IGiP_ZS.docx
Скачиваний:
123
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
474.18 Кб
Скачать

Судебная система. В развитии судебных учреждений наметились следующие тенденции:

1) Часть судебных правомочий изымается у феодалов и передается королевской юстиции. Королевский суд мог пересмотреть любое решение сеньориального суда

  1. Наметилось постоянное обособление судов от административных органов

  2. Начинает формироваться судебная система централизованной монархии

Высший суд королевства – Парижский Парламент (большинство постепенно перешло в руки легистов) стал высшим апелляционным судом. Был разделен на палаты большая (судебная), несколько следственных и палат прошений. Рассматривал наиболее важные гражданские и уголовные дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов.

Кроме того, было создано 13 провинциальных парламентов, рассматривавших наиболее серьезные дела.

Основную массу дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи и прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов.

В XIV веке создается специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура. Поначалу в ее состав входили особо доверенные лица короля, следившие за соблюдением интересов короны при судебном рассмотрении общегосударственных, местных и даже частных дел. Впоследствии королевские прокураторы стали выступать в судах, как обвинители по делам, где затрагивались интересы монархии и государства.

3

В XV - XVI веках в странах Западной Европы, в т.ч. и во Франции складываются абсолютные монархии. Наступает последний период в истории феодализма.

Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений. Европейская промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменилось более крупным. На смену мастеру, создававшему изделие от начала до конца, пришло мануфактурное производство, а значит и техническое разделение труда. Во Франции первая мануфактура появилась в XVI веке.

По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии. Возникают крупные состояния. Получают развитие банки и общегосударственные ярмарки. Созданная при Людовике XI Лионская ярмарка становится на некоторое время денежным центром для всей Западной Европы.

Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации.

По мере роста богатств, сосредоточенных в руках буржуазии, возрастало ее значение в феодальном обществе. Благодаря существовавшей во Франции покупке должностей представители буржуазии проникают на самые важные посты в финансовое и судебное ведомства.

Устанавливается своеобразное равновесие сил буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим равновесием сил, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам и, тем самым, возрастает в своем значении.

Наибольшее осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются:

- полного контроля над всеми провинциями;

- неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе;

- сокращается сфера сеньориальной юстиции, приходит конец автономии городов, перестают созываться Генеральные штаты;

- назначения на церковные должности исходят от короля.

Полное торжество неограниченной монархии во Франции отмечено реформами кардинала Ришелье, фактически управлявшего страной при Людовике XIII (1624-1644 гг.). Важнейшая из его реформ заключалась в расширении компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций. В руки "интендантов полиции, юстиции и финансов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами и набор в королевскую армию, руководство местной полицией.

На эти должности намеренно назначались люди незнатного происхождения. Они, как правило, были чужими для провинций, которыми управляли. Должности интендантов в отличие от других не продавались.

Государственная власть со всеми ее атрибутами сосредоточивается в руках короля. От него исходят все законы, в его руках сосредоточено управление финансами. Государство отождествляется с личность короля, что нашло свое выражение в высказывании, приписываемом Людовику Х1У: «Государство – это я!»

В состав государственного (королевского) совета королем назначались представители высшей придворной аристократии и дворянства. Решения совета утверждались королем, что придавало совету совещательный характер. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщений с мест). Функционировали рад других органов: тайный совет (кассационный пересмотр ряда судебных дел), аппарат канцлера - почетного представителя короля.

Часть этих органов действовала постоянно, другие от случая к случаю, третьи не созывались вообще. Но должностные лица продолжали числиться на службе и получали огромное жалование, что делало их верными слугами монархии.

Центральные органы управления, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролером финансов и госсекретарями по военным, иностранным, морским делам и делам двора.

Завися от воли сюзерена и не зная, какой она будет завтра, министры, даже компетентные, были лишены действительного значения. Естественно, не проявляли инициативы и другие чиновники. Они действовали по принципу ответственности за свои действия только перед тем, кто наверху, и полнейшего игнорирования интересов низших слоев. Тем более, что произвол постоянно исходил от самого короля. Актом 1692 года, например, Людовик XIV объявил продажными все те городские должности, которые до того считались выборными. В течение 80 лет правительство 7 раз объявляло эти должности продажными и столько же раз заставляло их выкупать.

Особым произволом сопровождалось взыскание налогов, размер которых зависел от усмотрения сборщика. Никогда еще французский крестьянин не жили так плохо, как в период наибольшего блеска абсолютной монархии. Уже при Ришелье крестьянин, по утверждению самого министра, был "ободран до костей".

Значительные средства выжимались из страны с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, но и внутри страны. Хотя раздробленность Франции была ликвидирована, правительство сохранило внутренние таможни. Местные торговцы говорили, что дешевле привезти соль из Китая, чем провезти ее внутри страны с юга на север.

Суд. Одновременно в государстве функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные, которые нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности

В рассматриваемое время продолжалось усиление роли королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом(1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудными гражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации т.е. принятия дела из любого некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно не находилось.

Однако, эти меры не вызвали улучшения деятельности судов, т.к. сама структура королевской юстиции была архаичной, крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми правомочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого, наряду с судьями входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.

Не меньшее значение имел Государственный совет, считавшийся высшим органом управления. Он одновременно рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права. Им разрешались споры о подсудности.

Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд (счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора).

Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные,

Вершиной этой пирамиды был король, который мог принять к своему рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.

Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и король.

Начиная с правления Ришелье, в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. При Людовике XIV вошли в употребление бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки часто оказывались в руках фаворитов и фавориток короля, которые используя их сводили с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов приняла массовый характер (во времена Ришелье более 50 тысяч).

Произвол, казнокрадство, царившие в обществе, были отражением кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Резко понизилась боеспособность армии, которая имела ярко выраженный классовый характер (офицером мог быть только дворянин).

В результате была проиграна семилетняя война (1756-1763гг.) и спор с Англией за колониально-морское первенство закончился в пользу последней. Симптомом упадка было и бессилие абсолютизма довести до конца процесс создания единого государства, упростить и упорядочить запутанное административное и судебное устройство. Сосредоточение сильной местной власти в руках провинциальных интендантов не устраняло административной неразберихи, а только отягчало бедствия народа. На вопрос "что есть интендант?" Фонвизин кратко, но правильно отмечал: интендант – это "вор, имеющий полномочия грабить провинцию безотчетно"

Королевский двор называли "могилой нации". Он был самым главным источником административных злоупотреблений и произвола. Имея связи с высшими властями или королевскими фаворитками, можно было раздобыть те самые "леттр де каше", о которых говорилось выше и без суда заточить в Бастилию своего личного или политического врага.

Таким образом, сыграв в течение определенного времени известную положительную роль, монархия изжила себя и превратилась в реакционную силу. Абсолютизм был последним этапом в истории феодального государства. В ходе революции 1789 года феодализм и его правовые институты в лице монархии были низвергнуты.

Лекция 3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]