Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Балашов, Л. Е. - Философия (М., 2009)

.pdf
Скачиваний:
621
Добавлен:
27.02.2016
Размер:
3.19 Mб
Скачать

между знанием и потребностью(для искусства — это чувства любви, гармонии, красоты, прекрасного; для спорта — это чувства агрессии, соревнования, борьбы).

Описание схемы «Виды человеческой деятель-

ности». На самом верху субъект, внизу – объект, по бокам: слева – отражение, справа – управление – координаты, в которых рассматриваются разные виды человеческой деятельности. К субъекту примыкает психическая сторона человеческой деятельности, к объекту – физическая. Физическая и психическая стороны человеческой деятельности связываются с помощью, прежде всего, познания и преобразования.

На схеме «Виды человеческой деятельности» (см.

ниже) наглядно показана двусторонняя связь между субъектом и объектом. Если познание и практика— противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то игровая (художественная и спортивная) деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью (для искусства — это чувства любви, гармонии, красоты, прекрасного; для спорта — это чувства агрессии, соревнования, борьбы).

Описание схемы «Виды человеческой деятель-

ности». На самом верху субъект, внизу – объект, по бокам: слева – отражение, справа – управление – координаты, в которых рассматриваются разные виды человеческой деятельности. К субъекту примыкает психическая сторона человеческой деятельности, к объекту – физическая. Физическая и психическая стороны человеческой деятельности связываются с помощью, прежде всего, познания и преобразования.

Познание — это преимущественно отражательная

516

деятельность, осуществляющая перевод материально-

1

го в то, что соединено в объекте. Напротив, управ- ляюще-преобразовательная деятельность осуществляет “перевод” идеального в материальный план (опредмечивание). В этой деятельности субъект стремится разделять то, что соединено, и соединять то, что разделено (т. е. он поступает прямо противоположно тому, что он делает в процессе познания).

На схеме видно, что познавательная и управляющепреобразовательная виды деятельности противоположны в своей направленности. Физическая и психологические стороны человеческой деятельности - со единяются прежде всего с их помощью. Целью познавательной деятельности является получение знаний, а целью управляюще-преобразовательной деятельности является приобретение блага.

В общем и в целом человеческая деятельность существует именно в этом противотоке двух противоположных видов деятельности (т. е. даже в индивидуальном плане каждый человек, кем бы он ни был, все равно как целостное существо осуществляет и познавательную и преобразовательную деятельность). Если в познании мы стремимся максимально объективизировать себя (стремление разделить то, что разделимо в объекте, и соединить то, что соединимо в объекте), то в управляюще-преобразовательной деятельности мы стремимся навязать объекту свою волю, субъективизировать его, стать хозяевами объекта-мира (т. е. разделить в объекте то, что соединимо, и соединить то, что разделено).

Познание и практика — противоположные и опо-

1 Еще Аристотель указал на этот критерий познавательной деятельности: “...истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное— связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами” (Метафизика 1051b 3-6). — Аристотель. Соч. в 4-х

т.т. Т. 1, М., 1976. С. 250.

517

средующие друг друга формы деятельности. Практика опосредует познавательную деятельность в виде эксперимента и приборного-инструментального наблюдения. Познание опосредует практическую деятельность в виде прикладных наук(технических, сельскохозяйственных, медицинских, педагогических, юридических, политических, экономических).

Игровая (художественная и спортивная) деятельность – это промежуточная форма деятельности. В художнике/спортсмене имеет место в ослабленном виде и движение от материального к идеальному, и от идеального к материальному. Эта форма не дает - по настоящему ни знаний, ни блага.

Физический труд реализуется на уровне общества в виде трудовой деятельности рабочих и крестьян.

16.6. Труд, отдых, игра, творчество

Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных моментов преобладает. К таким формам деятельности следует прежде всего отнести труд и отдых. В трудовой деятельности преобладает целевой момент (напряжение цели), в отдыхе преобладает бесцельность(отвлечение от главной цели).

518

Ниже

дана диаграмма,

в

которой

наглядно-

логически выражено соотношение различных форм

деятельности с точки зрения диалектики цели и бес-

цельности. На диаграмме труд

и отдых

изображены

как противоположные формы деятельности. Это и на

самом деле так. Совершенно очевидно также, что ме-

жду ними должна быть промежуточная форма - дея

тельности. На эту “роль» претендует игра (игровая

Она

 

 

 

 

форма

деятельности).

 

 

игра

 

отчасти свойственна труду, а

 

 

 

 

отчасти — отдыху (есть

 

 

 

 

формы труда, включающие в

труд

творче-

отдых

себя

 

игровой

элемент, и

формы отдыха в виде спор-

 

 

ство

 

тивно-оздоровительных игр).

 

 

 

 

В то же время игра как фор-

 

 

 

 

ма деятельности не сводится

 

 

 

 

ни и труду, ни к отдыху.

 

 

 

 

Значит, она «располагается»

Рис. 28. Диаграмма “Формы

где-то между трудом и отды-

человеческой деятельности»

хом, занимает

 

 

промежуточное положение между ними (на диаграмме игра помещена между трудом и отдыхом и отделена от них прямыми пунктирными линиями; пунктирный характер линий указывает на плавность перехода от одной формы деятельности к другой). В качестве примера игры как особой формы деятельности, сочетающей в себе элементы труда и отдыха, можно привести игру детей.

М. В. Демин справедливо отмечает противоречивый, как бы сказать, серьезно-несерьезный характер игры. «Приходится констатировать, — пишет он, — что проблема игры, игровой деятельности находится лишь в начальной стадии своего развития. В значительной мере такая ситуация сложилась в результате своеобразия и противоречивости игрового феномена. С одной стороны, игра представляется как бы несерьезным, бесполезным и не стоящим большого значения явлением. С другой стороны, при более пристальном рассмотрении она же оказывается далеко не простым,

519

фундаментальным феноменом действительности, тесно связанным с глубочайшими истоками человеческой активности и потому превращается в весьма серьезную и нелегкую проблему научного исследования»1.

Нельзя не согласиться с М.В. Деминым в том, что игра «не ограничивается первоначальным периодом в жизни человека, а является необходимой и существенной состав-

ляющей деятельности во все без исключения периоды его жизни»2 .

Если в труде, трудовой деятельности мы видим высшее напряжение цели, а в отдыхе, напротив, некоторую бесцельность времяпрепровождения, то в игре, в различных ее формах мы видим постепенный переход от напряжения цели к бесцельности или от бесцельности к напряжению цели. «Что же касается специфики игры, — пишет М.В. Демин,

— отличающей последнюю от неигровой деятельности, то она связана со свободным проявлением сил в процессе человеческой активности и с достижением результата, не имеющего утилитарного характера. Игра — не такая деятельность, которая осуществляется под давлением практической необходимости. И хотя игра, как труд и как всякая деятельность, предполагает преодоление препятствий, это такая активность, процесс реализации которой доставляет удовольствие, проистекающее главным образом от свободного, самопроизвольного применения человеческих сил”.

Диапазон форм игры простирается от самых серьезных, практически значимых (военные маневры, деловые игры) до самых несерьезных, кажущихся абсолютно бесцельными (детские игры, игры на отдыхе).

О творчестве и его отношении к труду, отдыху, игре см. ниже, стр. 597.

16.7. Психика

Психика — высший орган управления поведением человека. Она имеет сложную структуру, которая обобщенно выражается в такой схеме:

1Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.

2Там же. С. 96.

520

вера

сознание—мышление —воля

чувство (эмоция)

Сознание и воля — полюсы психики. Сознание

венчает ту сторону психики, которая выражается в виде ощущений, восприятий, представлений, понимания, знания. Оно характеризует способность адекватно отражать действительность (вариант: отражательную способность психики). Воля венчает ту сторону психики, которая выражается в виде влечений, желаний, потребностей, интересов. Она есть способность человека управлять своим поведением.

Мышление объединяет сознание и волю, веру и чувства. Оно выражается в виде таких умственных способностей, как ум, рассудок, разум.

Вера и чувства (эмоции) выражают по отдельности устойчивость психики и ее изменчивость, лабильность.

Иногда психику представляют как состоящую из двух уровней или частей: сознания и подсознания или сознательного и бессознательного. Это весьма упрощенная модель психики. В ней используется простая логическая операция: дихотомическое деление (П делится на С и не-С). На самом деле структура психики намного сложнее. То, что называют подсознанием или бессознательным, относится отчасти и к воле, и к мышлению, и к вере, и к чувствам-эмоциям. (См. выше схему психики; в этой схеме сознание составляет, условно говоря, не половину психики, а одну пятую!)

Вообще нужно сказать, что психику человека нельзя представлять ни как состоящую из двух частей, ни как состоящую из пяти частей. Указанные «части» на самом деле взаимопроникают и опосредуют друг друга, составляют одно целое. В воле есть элемент созна-

521

ния, а в сознании есть элемент воли. В чувствах присутствуют все другие элементы: и сознание, и воля, и мышление, и вера. Вера может быть эмоционально окрашенной, а может быть осмысленной-рациональной, может быть волевой-действенной, а может быть осоз- нанной-созерцательной. И т. д., и т. п.

То же самое можно сказать о психике в ее отношении к человеку как целому. Это такая «часть», которая неразрывно связана с человеком и с другой«частью» человека, которую обычно именуют телом. Да, о психике и психическом говорят порой как о чем-то- от дельно существующем, вне связи с остальными сторонами человеческой деятельности. Это либо научная абстракция (у психологов), либо представление, основанное на идее бессмертия души и возможности ее отделения от тела.

В чем причина противопоставления духа(души) и

тела? Почему люди вновь и вновь пытаются их разделить и противопоставить? Ведь этим занимаются не только религиозно настроенные люди. Много таких среди философствующих (их называют идеалистами), аскетствующих и мистически настроенных. Дело в том, что человек, в отличие от животных, общаетсявзаимодействует с внешним миром не только с помощью телесных органов — органов чувств и действия,

— но и с помощью искусственных средств— письменности, технических средств связи, технических средств действия-движения. Соответственно, психика человека, в отличии от психики животного, формируется и функционирует не только на основетелесного контакта-взаимодействия с окружающим миром, но и на основе упомянутыхвнетелесных искусственных средств. Отсюда относительная независимость человеческой психики (души, духа, мышления, сознания, воли, чувств) от телесного, т. е. от тела. Очевидно, что психика человека меньше зависит от его тела, чем психика животного от тела этого животного. Точнее,

522

не меньше, а меньше и больше, в чем-то меньше, в чем-то больше1. То есть рамки связи, взаимодействия, взаимоопосредствования человеческих психики и тела как бы раздвигаются: в чем-то связь становится сильнее, а в чем-то слабее, в чем-то проще, в чем-то сложнее, в чем-то более непосредственной, а в чем-то более опосредованной и т. д.

Так вот, возможность противопоставления духа и тела вытекает из осознанного или неосознанногоакцентирования внимания на моменте относительной независимости человеческой психики от тела. Такое акцентирование внимания может наступить в резуль-

тате

неумеренного

использования

искусственных

средств

общения-взаимодействия с окружающим ми-

ром и возникновения иллюзии, что наши телесные органы чувств-действия не более, чем передатчикипроводники ощущений и действий, что они играют в

нашей

жизни

исключительно

инструментально-

техническую

роль.

Например, книжник

(книжный

червь,

книжная

душа) рассматривает свое

тело почти

как чужое, а то и как чуждое, враждебное своему духу, как темницу-тюрьму своей души. В настоящее время в связи с компьютерной революцией и появлением интернета создается еще более благоприятная почва для противопоставления духа и тела. На смену традиционному, книжному в своей основе(религиозному и философскому) идеализму приходит информационнокомпьютерный идеализм-виртуализм.

Вера

Вера — уверенность, основанная на опыте жизни и желании достичь-иметь (или не иметь, избежать) что-

1 Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

523

либо. Веру обычно противопоставляют знанию. В самом деле, вера «действует» как раз там, где знания отсутствуют или их не хватает, но сильно желание дос- тичь-иметь или не иметь, избежать. Вера, как и воля,

движет человеком (известный психолог Л. С. Выготский был прав, когда писал: «Без известного фанатизма невозможно найти, защищать, воплощать истину»). Например, человек верит в свою«звезду» и старается делать всё, чтобы его «звезда» стала явью. Вера похожа также на мечту. Как и мечта, она «подогревает» или «согревает» человека психологически. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете» — говорил поэт.

Чаще всего вера касается будущего. Будущее не имеет такой определенности, как настоящее (не говоря уже о прошлом). Возможность разных вариантов бу-

дущего

и

необходимость

предпочтения

лучшего-

хорошего

худшему-плохому заставляют человека на-

страиваться на волну веры.

Вера деятельностна по своей сути. Она нужна в больших делах, когда для достижения цели требуются значительные усилия, жертвы или терпение. Вера нужна в общении, в отношениях между людьми или между людьми и высшими животными. Один человек верит или доверяет другому. Без этой веры-доверия невозможно конструктивное, плодотворное общение, вообще невозможна совместная деятельность.

Веру так каковую нередко путают с религиозной верой. Вот два примера:

В американском сериале “Крутой Уокер” раскаявшийся бандит, отец семейства, уверовавший в Иисуса Христа, говорит: “Я говорю не о религии. Я говорю о вере. Если ни во что не веришь, жизнь становится пустой.”

Или: “Мы все были как бы атеистами. А люди верили. Ведь без веры вообще нельзя жить” (слова журналиста, прозвучавшие по НТВ 11 февраля 1996 г.)

Комментарий. В том и другом случае явная подмена понятий: религиозная вера подменяется верой вообще— раз без веры жизнь пуста или нельзя жить, значит, нужна

524

вера в бога. Нужность религиозной веры обосновывается ссылками на необходимость веры вообще.

Верующие скорее всего не осознают этой подмены понятий. Они просто пытаются монополизировать и веру, и свое понимание веры.

Если человек называет себя верующим, то это вовсе не значит, что он — единственный носитель-хранитель веры. Нет человека, который не верил бы ни во что. Разуверившийся решительно во всём, как правило, кончает жизнь самоубийством. Верующий — это человек, который абсолютизирует веру, который ставит ее выше знания, разума, морали и т. д.

Вера и убеждение

Нередко высказывают мнение, что вера и убеждение — одно и то же. Такое мнение характерно для верующих. Они склонны сдвигать весь спектр жизнезначимых духовных феноменов в сторону веры. Однако и нерелигиозно настроенные ученые, писатели порой не видят разницы между тем и другим. В действительности же вера и убеждение весьма различны. Вера имеет эмоционально-волевую основу, а в убеждении помимо эмоционально-волевой компоненты значителен -эле мент мышления и практического опыта. Вера может быть слепой. Убеждение же не бывает слепым. Оно может быть ошибочным, но не слепым. Верить могут из чувства подражания, уважения или там, где не хватает знаний или существует реальная неопределенность ситуации. Например, человек может верить в то, что он будет жить долго, что он достигнет чего-либо или одержит победу.

Убеждения составляют костяк мыслительного багажа человека. Они направляют его жизнь и деятельность, делают твердым его характер, не дают “расте-

каться мысли по древу”. Без убеждений человек по-

добен флюгеру: куда ветер подует, туда и он.

Если вера “принимается на веру”, то убеждение складывается, формируется в процессе критического размышления. Нечто становится убеждением лишь после серьезной апробации, мыслительной и/или опыт-

525

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]