Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культурная антропология.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
994.82 Кб
Скачать

Глава 2. Социобиологические и этологические основания изучения динамики культуры

Долгое время в социальной антропологии доминировало представление о том, что культура представляет собой уникальную характеристику человека. Основанием ее считалась способность людей с помощью символизации распознавать и разграничивать, а с помощью целенаправленной активности, деятельности придавать искусственные формы своему окружению. Символизация предполагает механизм формирования представлений, связывающих внутренний опыт с внешними стимулами, объектами, элементами окружения (референтами). Деятельность же является тем преобразующим началом, которое позволяет трансформировать материал, почерпнутый из окружения, в элементы искусственной среды. Во взаимодействии с ней формируются специфично человеческие, культурные характеристики как личности, так и индивидуальной и социальной активности. Особое внимание сторонники такого взгляда на культуру придают способности людей к произвольному созданию искусственных объектов. При этом произвольность понимается не в смысле абсолютной свободы воли, но как способность так комбинировать искусственные формы, чтобы они оказались пригодными для удовлетворения потребностей.

В современной науке взгляд на культуру как на специфически человеческий феномен оказывается слишком ограниченным. Данные археологии, этологии, приматологии свидетельствуют о том, что искусственные формы организации отношений с окружением есть практически у всех видов животных.

49

51

намики (включая процессы, благодаря которым, как считается, возникла человеческая культура как таковая) обращаться к природным свойствам индивидов или коллективов, к их физическому окружению.

Понятие «культура», таким образом, определяется широким кругом феноменов поведения и символических систем у человека и животных, генезис и динамика которых обусловлены не только имманентными закономерностями движений самой культуры, но и вне-культурными процессами и явлениями.

Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации

Объяснение культурных вариаций, их порождения, распространения, последствий в настоящее время связывается с социобиологическими и этологическими моделями изучения социальной жизни. Именно на этом уровне открывается возможность получить ответы на значимые для познания человека вопросы: что культурно уникально; что человечески универсально; что специфично для человеческого вида; что общего у человека с другими формами живого.

В этих концептуальных рамках углубляется знание о таких фундаментальных элементах организации социальной жизни, как порождение популяционно значимых адаптационных искусственных приспособлений (орудий, символов, структур взаимодействия), внутри- и межвидовые коммуникативные процессы. Значительные исследования ведутся в области социально значимых проявлений и контролирования агрессии, страха, привязанности, альтруизма. Интересные результаты получены в связи с изучением организации процессов ненаследственной трансляциии культурного опыта.

В такого рода исследованиях чаще всего используется метод непосредственного наблюдения в естественных условиях. Сравнение поведения человека и животных обнаруживает много сходных черт, хотя также и множество различий. В настоящее время акцент чаще

52

55

Стратификация и территория.

Стратификация и территория. Любая популяция из встречающихся исследователю всегда стратифицирована. Стратификация (расслоение) является неотъемлемым свойством животной популяции. Основу страт составляют ее элементарные единицы — особи, распределяемые по признакам пола, принадлежности к определенной возрастной группе, по функциональным ролям, по поведенческим характеристикам и т. п.

Страты состоят из различного рода групп, под которыми понимаются любые наборы особей, взаимодействующих друг с другом. Группы могут быть различными по количеству особей, длительности существования, структурной сложности, интенсивности контактов и т. п.

Популяция, таким образом, составляется из групп различной величины и структурной сложности, представляя собой многоуровневую иерархическую систему. Эта система имеет физическое, пространственное воплощение.

Пространственный контакт, ведущий к персонализации отношений между индивидами, является первым условием для становления устойчивых социальных связей. Более того, если разные способы размещения индивидов в пространстве определяют характер их последующих взаимодействий, то и типы взаимодействий, характерные для популяции, обусловливают пространственное распределение индивидов. Когда особи не склонны к устойчивым взаимодействиям, они распределяются случайным образом. Когда отношения между индивидами враждебны, форма их распределения по территории носит регулярный, равномерный характер. Если в поведении особей преобладает тенденция к совместности, они распределяются по территории группами. В случае враждебных отношений плотность популяции будет достаточно низкой. В случае позитивных отношений участки повышенной локальной плотности будут разделяться пустующими пространствами 1.

1 Панов E.H. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983. С. 92-94.

56

62

познании социальности по сравнению с противопоставлением «материального» и «духовного», «человеческого» и «животного». Если животные проявляют «моральное» поведение, то исчезает одно из важнейших различий, которое отделяло человека от других видов как при изучении моральных норм, так и при понимании общих принципов социальной организации. Разумеется, к исследованиям такого рода следует подходить с предельной осторожностью, не делать поспешных выводов, не совершать необоснованных переносов.

Сигнальное поведение и социальность

Сигнальное поведение имеет множество проявлений: действия, позы, звуковые сигналы, ритуалы. Однако у человека оно пока недостаточно изучено. Н. Тинберген полагает, что это обусловлено отсутствием систематических сравнений поведения людей и других видов животных. И хотя здесь не может быть полного тождества, возможно «применить в исследованиях человечества те способы, которые показали свою плодотворность при изучении поведения животных» 1. В первую очередь это относится к способам социализации.

Социобиологическая концепция порождения воспроизводящихся сигналов занимает в интерпретации социальной жизни значительное место. Так, Р. Докинс в работе «Эгоистический ген» утверждает, что все наблюдаемые единицы существования — молекулы, клетки, животные организмы, человек — несут в себе воспроизводящее начало. Оно объясняется тем, что в основе всего живого лежат молекулы ДНК с встроенным в них механизмом самовоспроизведения. Соответственно содержание эволюции состоит в отборе генов и в создании ими все новых организмов как «машин для выживания генов».

1 Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969. С. 166.

63

66

нако они могут носить и более сложный характер, когда «включается» целая система внешних проявлений, имеющая характер паттерна, как это происходит в случае ритуализации.

Обучение и его адаитивиая функция

Термином «обучение» представители различных дисциплин обозначают неодинаковые, хотя и близкие по содержанию феномены. Психолог подразумевает некоторые относительно долговременные изменения поведения; физиолог — значимые сдвиги в нервном субстрате; биолог — приспособительные изменения поведения и т. п. Однако в основе большинства таких определений лежит принцип исключения: обучением считаются изменения, которые нельзя объяснить ни процессами созревания развивающегося организма, ни утомлением, ни сенсорной адаптацией1. В то же время самоочевидной является общая адаптационная значимость обучения.

Обучение подразделяется на следующие типы: кратковременное и долговременное запоминание, классический и инструментальный условные рефлексы, развитие «способностей». Торн предлагает более широкую классификацию: привыкание, классические условные рефлексы, обучение по методу проб и ошибок, латентное обучение и инсайт. Эти два набора категорий в значительной мере перекрываются.

Экспериментальные ситуации, связанные с обучением, позволили выделить такие феномены, как сенсорная предобусловленность, перцептивное обучение, двустадийное обучение различению, обучение пространственному расположению объектов. Важную роль в процессах обучения выполняет подкрепление.

Современные данные показывают, что при определенных условиях — уровне мотивации и подкреплении — обучение решению простых задач мало зависит от возраста, тогда как запоминание с возрастом

1 Хайнд Р. Поведение животных. С. 605.

67

71

■ Подражание, которое иногда также относят к обучению; выделяют три типа такого поведения. Во-первых, выполнение определенного поведенческого акта вслед за выполнением его другими особями. Речь идет об актах, имеющихся в репертуаре поведения и индивида, и сообщества. Во-вторых, усиление тенденции реагировать на определенный элемент окружения в результате реакции на него других особей. В-третьих, «истинное подражание», или копирование поведенческих актов или звуков, не имеющихся в индивидуальном репертуаре поведения. Причем такие акты, помимо заимствования, не могут быть приобретены никаким иным путем.

Разумеется, эти типы механизмов обучения носят аналитический характер. Во-первых, между приведенными категориями нет четких границ, и они частично перекрываются. Во-вторых, в каждой из них можно обнаружить примеры, сильно различающиеся по сложности.

Исследовательское поведение в освоении окружения

Исследовательское поведение проявляется у всех животных при встрече с новыми стимулами и ситуациями. Животные обычно приближаются к незнакомому объекту и исследуют его, используя все имеющиеся у них возможности рецепторного аппарата. Оказавшись в незнакомой обстановке, животные начинают передвигаться ненаправленным образом, проявляя при этом «ориентировочную реакцию», то есть обследуя все, что их окружает. Исследовательское поведение весьма многообразно в проявлениях, поэтому лучше всего определить его в общем виде как поведение, благодаря которому животное знакомится с новым окружением или неизвестными стимулами. К. Лоренц объясняет порождение такого поведения через трансформацию ауторитмии, то есть внутренней упорядоченной активности организма.

72

74

Игра и ее влияние на изменение поведения

Игра — особая форма поведения, включающая в себя движения, значимые для других форм поведения (агрессия, перемещения и т. п.), но не вызывающая у наблюдателя впечатления, что действия совершаются «всерьез». Можно выделить некоторые основные признаки игры.

■ Незавершенные последовательности действий. Движения, входящие в игровое поведение, обычно отличаются от тех, которые часто встречаются у данного вида в функционально значимых ситуациях жизнеобеспечения, размножения, защиты, агрессии и т. п. Однако в игровых ситуациях последовательность движений чаще всего не завершается реализацией функции.

■ Выработка новых комплексов движений. У животного могут в игре вырабатываться новые движения, не имеющие функционального значения помимо игровой ситуации.

■ Смешение функционально различных типов поведения. Поскольку игровое поведение строится из движений, относящихся к другим типам поведения, эти функционально различные движения комбинируются произвольным образом.

■ Несоответствие интенсивности отдельных движений всей их последовательности в целом. В игре часто проявляется преувеличенная интенсивность движений, функционально не обоснованная и как бы самоцельная. Наблюдаются также многочисленные повторы какого-либо движения, не приводящие к следующему элементу последовательности, частью которой оно является в других типах поведения.

■ На групповые игры другие особи обычно не реагируют «серьезно». Более того, у некоторых животных игре предшествует особый сигнал, выделяющий ситуацию или поведение из «обычного» контекста.

■ В игровом поведении объекты используются не в их прямой функции. Часто в игровых ситуациях животные манипулируют предметами, которые в других ситуациях либо не используются, либо используются в совершенно иных функциях.

75

77

как процесс обучения. Адаптационная значимость обучения состоит в том, что благодаря ему повышается степень освоенности окружения.

5. В-четвертых, предполагается, что адаптации животных в окружении во многом способствует исследовательское поведение. Оно строится на наследственной базе, включает в себя и элементы индивидуального научения и является пусковым механизмом целенаправленных действий. Оно направлено на преодоление несоответствия между представлением о знакомой ситуации и следами восприятия новой. Адаптация состоит в перестройке внутреннего концепта таким образом, чтобы он соответствовал ключевым характеристикам новой ситуации.

6. В-пятых, рассматриваются адаптационные функции игры. Прежде всего, в процессе игры можно выделить элементы обучения. Далее, есть основания полагать, что игровое поведение имеет ряд общих черт с исследовательским. Наконец, оно связывается с рекреацией. Таким образом, адаптационный смысл игры можно определить как безопасное экспериментирование с элементами окружения.

Контрольные вопросы

1. Значимость социобиологии и этологии в познании культуры.

2. Концепция социальной организации: обоснование необходимости.

3. Стратификация и ее место в социальной организации.

4. Агрессивность и альтруизм: адаптационные функции.

5. Коммуникативное поведение животных.

6. Адаптационная значимость обучения и его составляющие.

7. Значимость исследовательского поведения в освоении окружения.

8. Функции игры в образе жизни животных.

78