Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКДМ_Экологизация общественного сознания.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
723.3 Кб
Скачать

Тема 13.Определение экологического сознания, его признаки и свойства, формы проявления

План занятия:

13.1. Важнейшие элементы экологического сознания и мировоззрения

13.2. Антропоцентрическое экологическое сознание

13.3.Экоцентрическое сознание

Литература:

Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание.

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006

Научно-технический прогресс и развитие производительных сил, особенно связанных с атомной энергетикой и ее военным использованием, сыграли большую роль в становлении проблем экологии. Анализ такого развития в мирных условиях привел к прогнозированию появления глобальных антропогенных воздействий: парникового эффекта, повсеместного потепления, изменения воздушной среды и климата, исчезновения озонового слоя и других, которые ставят под угрозу само существование человечества.

Следует указать, что в решение экологических проблем вовлечено большое число людей. Это связано с массовой урбанизацией, стремительным ростом мегаполисов, их отчуждением от живой природы и, на что указывают многие авторы, отдалением людей друг от друга и необходимостью в связи с этим поиска иных собеседников, что породило тягу людей к природе, желание ее сохранить. Вместо одиночек, заботящихся о сохранении биоразнообразия, о сохранении ландшафтов, уникальных явлений природы и т. п., появилось массовое течение, имеющее политический характер и способное заставить все общество прислушаться к своему мнению.

Таким образом, современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений и в итоге о путях эволюции природы и человека, эволюции общества.

Полем, на котором развертывались все эти события, было, конечно, сознание человека, так как все стороны отношения к природе и взаимодействия с ней были сознательно предприняты человеком на основе опыта предшествующих поколений и собственного понимания, которые формируют по ходу событий план поведения. Можно сказать, что образовался особый участок в сфере индивидуального и массового сознания, в котором разрабатываются и решаются проблемы взаимодействия личности и общества с природой, отражающие динамику такого взаимодействия, где происходит выработка необходимых поступков, действий и поведения, формирование философской концепции диалектической связи человека и природы. Эта сфера и есть то, что мы склонны обозначать как экологическое сознание. Многие авторы, разрабатывавшие психологические аспекты экологического поведения, обычно используют термин «экологическая психология», включая в него преимущественно вопросы влияния на психику человека экстремальной природной среды.

Пожалуй, наиболее правильным и наиболее общим является определение экологического сознания как сформированной в виде понятийного аппарата системы отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком. Система отношений предполагает их активный динамический характер.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой выделяются два аспекта. Первый аспект - это влияние среды на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, а второй - влияние человека на среду и отражение этого влияния, его причин, форм и результатов в сознании человека, т. е. осознание антропогенного воздействия. Эти два аспекта формируют в экологическом сознании представление о месте человека в данной экологической системе - о его роли как активного или пассивного звена системы или же как субъекта, находящегося вне системы, независимого от нее и от последствий вмешательства в эту систему.

В последнее время большое внимание уделяется такому фактору, как катастрофа, независимо от того, с каким физическим явлением она связана и имеет ли она природный или антропогенный характер. Это привело к появлению в психологии специального раздела, посвященного проблемам психических реакций человека, ожидающего, переживающего или пережившего катастрофу.

Полученные во многих исследованиях данные позволили выйти на более широкий уровень обобщений, найти и описать те элементы в физиологических, психологических и поведенческих реакциях, которые присутствуют во всех видах взаимодействия человека с внешней средой, независимо от числа и природы действующих факторов. Ничего необычного в таком обобщении нет, в биологических науках довольно четко прослеживается линия Декарта - Спенсера - Сеченова, предполагающая наличие одного системообразующего механизма, на базе которого формируются самые различные структуры. В последнее время эта позиция получила довольно значимое подкрепление в виде ряда положений синергетики.

Представляется, что существуют две основные составляющие такого обобщенного ответа: одна - формирование в сознании человека образа воздействия, его значимости, последствий его взаимодействия с человеком и возможных ответных действий и вторая - формирование на основе этого образа функционального состояния, обеспечивающего соответствующие действия человека, которые необходимо предпринять в ответ на действие фактора.

Формирование в сознании человека образа воздействия является очень сложным процессом и не всегда может быть изучено посторонним наблюдателем. Трудности такого изучения связаны с тем, что этот образ не всегда существует в вербализованной форме, в зависимости от целого ряда условий он может быть ложным или замаскированным посторонними, не имеющими отношения к сущности ситуации факторами. Обычно формируется какой-либо один из двух типов эмоциональной окраски образов: образ угрозы, предполагающий возможность разрушительного действия на человека или на общество, и образ соответствия, наличие которого благоприятствует условиям жизни и деятельности отдельного человека или человечества в целом.

Формирование адекватного функционального состояния также может иметь множество вариантов. Так, возможны различные степени адекватности, которая всегда имеет частный характер: состояние, адекватное для протекания одного процесса, может быть совершенно неадекватным для другого, параллельно протекающего процесса.

Данное в начале этой главы определение экологического сознания позволяет широко толковать этот термин, поскольку человек немыслим вне среды. Однако есть опасение, что это может привести к полному растеканию термина «экологический»: исчезнет его целевая специфичность, что в итоге может довести до абсурда, иногда характерного для некоторых публикаций.

Это опасение касается и проблемы влияния среды на человека. Здесь возникла довольно сложная, хотя и несколько забавная ситуация. Дело в том, что в отличие от других наук, изучающих связи во внешней среде, в том числе и связи живой природы, экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы (БСЭ, 1979, Т. 29). В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден и другие ученые, рассматривая понятие ноосферы и вводя его в экологию, также подразумевали надорганизменный уровень, определяя его главным образом понятием «человечество». Поэтому такие термины, как экологическая физиология, экологическая психология и т. п., неправомочны, как неправомочно и включение в эти понятия рассмотренного выше вопроса о влиянии факторов внешней среды на физиологическое и психологическое состояние человека. Действительно, анализируя приводимые в таких работах данные, легко увидеть, что они просто описывают процессы, протекающие у человека при действии того или иного природного фактора.

Однако есть некоторое оправдание такому содержанию понятия «экология». Это связано с тем, что в отличие от всего остального органического мира человек является не только биологическим объектом, но и выступает как социальная ячейка и над-организменные (в данном случае общественные) закономерности теснейшим образом переплетаются с индивидуально-личностными, где одно зависит от другого и определяет его.

Иное положение с термином «экологическое сознание», который определяет наши знания, отношения и действия, связанные с проблемами воздействия человеческого общества на среду, т. е. рассматривает второй аспект проблемы взаимодействия человека и среды.

Отношение человека к природе еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но и было предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапа становления сознания - формирования Я и неЯ в их противопоставлении и слиянии. В какой-то мере можно согласиться с мнением Л. Леви-Брюля о наличии эволюционно качественного отличия мышления, психики дологического мышления первобытного человека, наличии закона партиципации (сопричас-тия), отражающего самый начальный этап разделения в сознании Я и неЯ.

Начиная с полного отождествления себя с природой, через мифологическое сознание, рационализм и кончая современными взглядами как ученых, так и представителей различных движений за сохранение природы, содержание экологического сознания значительно менялось. На протяжении всей истории человечества первоначальное созерцательное и описательное отношение к связям человек - среда видоизменялось в первую очередь по чисто экономическим проблемам, на основе которых строились как политические, так и философские концепции, связанные с пониманием и расшифровкой причин и видов потребностей человека, удовлетворяемых благодаря использованию природных ресурсов. На ранних этапах экологического сознания, вероятно, доминировали две составляющие: природа дающая и природа, среда угрожающая. Вторая была связана как с природными катастрофами, так и с возможностью нападения хищных животных. Если судить по наскальным и пещерным рисункам, приоритет все-таки отдавался первой.

Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине XX в. Это было связано со многими причинами. Большую роль, конечно, в этом сыграл научно-технический прогресс и в первую очередь его топливно-энергетическая составляющая, что привело к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, .к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало консолидации коллективного экологического сознания. Первыми за судьбу человечества обеспокоились ученые, деятели культуры и наиболее передовая часть общества. Беспокойство было связано с тем, что если геологические катастрофы развивались в течение десятков тысяч или даже сотен миллионов лет, то сравнимые по масштабу антропогенные природные катаклизмы будут развиваться на глазах одного-двух поколений. Все это, конечно, не могло не сказаться на содержании современного экологического сознания.

Из изложенного вытекает необходимость специального рассмотрения вопроса о допустимости, границах и формах переноса некоторых аспектов человеческих взаимоотношений на природу и, вероятно, более тщательном и осторожном анализе содержания экологического сознания. Наибольшую сложность эта проблема представляет в случае, когда исследуется часть экологического сознания, связанная с отношением человека к животному миру, что выражается в формировании некоторых разделов биоэтики.

Экологическое сознание, как и сознание вообще, имеет много форм и проявлений, поэтому различны подходы к его рассмотрению и изучению. Так, можно рассматривать экологическое сознание как генерализованную форму осознания потребностей человека, источников их удовлетворения и способов такого удовлетворения. По мере расширения возможностей человека удовлетворять свои потребности и увеличения числа самих потребностей эта форма на некоторых этапах развития экологического сознания постепенно выступает во все более замаскированном виде, но остается даже на высших этапах развития экологического сознания.