Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религия в Золотой Орде.doc
Скачиваний:
142
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
889.86 Кб
Скачать

§ 2. Воцарение хана Узбека

Начало XIV в. было временем значительного усиления влияния мусульман в Золотой Орде. Заключительный период правления хана Токты, сознательно проводившего "протекционистскую" политику по отношению к мусульманам, создает объективные предпосылки консолидации сторонников ислама, стремившихся к захвату власти в стране. В последние годы его правления происламски настроенная часть монгольской аристократии, тесно связанная с хорезмийским купечеством, делает ставку на царевича Узбека, сына Тогрулджи, убитого в 1291 году Токтой. Противники ислама поддерживали законного наследника престола — сына хана Токты, царевича Ильбасмыша. Понимая, что после смерти Токты престол перейдет Ильбасмышу, сторонники Узбека готовят заговор. Во главе заговора стоял эмир Кутлуг-Темир, заставивший присягнуть царевича Узбека, что в случае победы он обязуется исповедовать ислам. Большую роль в подготовке переворота играли братья Кутлуг-Темира — Сарайтемир и Мухаммедходжа, а также хатунь Баялунь, жена покойного Тогрулджи, которая позднее выговаривала Узбеку:"... я добыла тебе царство, да давала тебе деньги, для того кто требовал денег, коней для того, кто требовал коней, одежды для того, кто требовал одежд, улаживала этим дела того, кто требовал моих услуг..."23 Кроме того, Узбека поддержало мусульманское духовенство. Так шейх Номан, имевший большое влияние при дворе, еще при жизни хана Токты, уверял царевича, что "царство отойдет к тебе и ты (будешь) царем после Токтая"24. Источники отмечают, что царевич Узбек в начале XIV века, в отличие от своего предшественника хана Берке, рассчитывавшего только на себя, уже имел немалое число решительных, организованных и сплоченных сторонников. Серьезная поддержка царевича Узбека, как среди монгольской аристократии, так и среди хорезмийского купечества и мусульманского духовенства, давала ему реальный шанс не только на захват власти, но и на более широкую исламизацию населения государства.

В историографии Золотой Орды существуют три различных версии событий 1312 г., в результате которых ханом становится царевич Узбек, а ислам государственной религией Золотой Орды. Первая из них, изложенная в "Истории Шейх-Увейса", представляет события так: "В Дешт-и-Кыпчаке в том же году (1303/1304) скончался Токтай. У него был сын по имени Ильбасмыш и старший эмир Кадак, который желал после Токтая посадить на престол Ильбасмыша. Узбек, сын Туличи, в Хорезме сговорился с Кутлуг-Тимуром, и под предлогом выражения своей скорби (о смерти) государя они направились в Орду, и во время (аудиенции) Узбек вонзил нож в Ильбасмыша, а Кутлуг-Тимур ударил ножом Кадака, и они обоих убили. Царствование перешло Узбеку, и он вступил на престол султанства"25.

Вторая версия, нашедшая отражение в сочинениях Энннувейри и Хафиза-и-Абру представляет события не как рядовой дворцовый переворот, а излагает их именно как религиозную войну. По ней династический кризис, вызванный смертью хана Токты, приводит к ситуации двоевластия, когда противостояние между двумя претендентами на престол перерастает в вооруженное столкновение мусульман и язычников. Незаконное воцарение мусульманина – Узбека вызвало негодование монгольских эмиров, которые вознамерились свергнуть его. "Это были Тунгур (Тун-гуз) и Таз, сын Манджука. Когда власть его (Узбека) утвердилась, то он умертвил обоих и вместе с ними несколько ордынских вельмож"26. Согласно Хафиз-и-Абру, во главе восставших против Узбека стоял один из сыновей Токты, казненный после поражения в "религиозной войне" вместе с 120 царевичами-чингизидами27. Если судить по количеству казненных царевичей, то размах антиисламского движения был очень велик. Однако сам хан Узбек в письме египетскому султану предпочитает называть восставших с оружием в руках шаманистов "шайкой". Энннувейри так излагает содержание этого письма: "В государстве его (Узбека) оставалась еще шайка людей, не исповедовавших ислама, и, воцарившись, предоставил им выбрать или вступление в мусульманскую религию, или войну, что они отказались (от принятия ислама) и вступили в бой, и он напал на них, обратил их в бегство и уничтожил их посредством избиения и пленения"28.

Третья версия основывается на отрывке из исторической хроники Ибндукмака, где говориться, что "Токта скончавшись, не оставил по себе детей ни мужского, ни женского пола... Кутлуг-Тимур... обратился за помощью к старшей из хатуней, бывшей женою Тогрулджи, отца Узбекова, и условился с нею возвести Узбека... ему, и присуждено было вступить на престол"29. Таким образом, есть основания полагать, что "присуждение" престола Узбеку в данном контексте может трактоваться как результат курултая. Следовательно, царевич Узбек не был узурпатором и к власти пришел законным путем.

В настоящее время достаточно трудно восстановить исторические реалии, связанные с приходом к власти хана Узбека, поскольку ясно, что оценка этих событий в источниках давалась совсем не беспристрастно. Более вероятной версией развития событий все же представляется государственный переворот, подготовленный "мусульманской партией", что подтверждают прямые свидетельства персидских авторов. Мирное развитие событий, описываемое рядом арабских авторов, менее вероятно, поскольку выборы хана на курултае, объявление которого в 1312 г. только предполагается, не исключало возникновение вооруженных столкновений сразу после его воцарения. Вне зависимости от рассмотрения воцарения Узбека — как захват власти, или как передачу ее законному наследнику на основании решения курултая, очевидно, что его восшествие на престол было подготовлено мусульманской партией, представители который имели вполне определенную политическую цель, заключавшуюся в создании надежной государственной структуры, помогавшей центростремительным силам противостоять центробежным, заставляя те или иные политические группировки в центре и на местах учитывать мнение "духовных наставников".