Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
наследование бизнеса НА ОТДАЧУ.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
151.56 Кб
Скачать

§2. Сравнение норм Российского наследования права с другими правовыми системами.

Наследственное право никогда не было самодовлеющим образованием. Оно было, есть и будет производным по отношению к общему массиву правовых норм, регламентирующих собственность граждан. А поскольку у нас в стране все более зримо осуществляется процесс совершенствования распределительных отношений, с неизбежностью сохраняется и значение института наследования. И сегодняшняя реальность свидетельствует о том, что возможность передать своим близким по наследству имущество и получить наследство от близких во многом позволяет человеку увереннее и стабильнее чувствовать себя в системе современных общественных отношений.1

В третьей части ГК РФ по-новому урегулированы отношения, возникающие в связи с составлением завещательного распоряжения правами на денежные средства в банках. Как известно, специфика института завещательного распоряжения вкладом в ГК РСФСР состояла, во-первых, в упрощенном порядке его оформления, поскольку для действительности завещательного распоряжения достаточно было его удостоверения служащим банка (нотариального удостоверения не требовалось), а во-вторых, вклад не входил в состав наследственного имущества и на него не распространялись общие правила о наследовании (ст. 561 ГК РСФСР). Благодаря этим особенностям завещательное распоряжение до настоящего времени было весьма популярно.

Теперь Гражданский кодекс установил общий правовой режим для наследования прав на денежные средства в банках, т.е. они не исключаются из состава наследства (ст. 1128). Такой подход законодателя вряд ли следует признать обоснованным, поскольку граждане лишились простого и удобного способа передать наследнику деньги без лишних формальностей. В связи с введением общего порядка наследования денежных вкладов можно предположить, что распространенность завещательных распоряжений о денежных средствах снизится. Более упорядочены нормы, посвященные завещательному отказу, под которым ранее понималось возложение на наследника исполнение какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать его исполнения (ст. 538 ГК РСФСР). Действующий Гражданский кодекс особо подчеркивает характер действий наследников, совершаемых в пользу отказополучателей.

Как указано в ч. 1 ст. 1137 ГК РФ, речь идет об исполнении наследником (по завещанию или по закону) за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера. При этом правовая природа складывающихся отношений между отказополучателем и наследником, на которого возложен завещательный отказ, однозначно определена законом: к таким отношениям применяются положения ГК РФ об обязательствах, если из правил раздела о наследовании и существа завещательного отказа не следует иное (ч. 3 ст. 1137).

В действующем Гражданском кодексе также закреплено, что завещательный отказ должен быть установлен в завещании. При этом содержание завещания может исчерпываться завещательным отказом. Само понятие завещательного отказа раскрывается теперь более детально. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1137 ГК РФ предметом завещательного отказа может быть передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение для отказополучателя и передача ему иного имущества, выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и тому подобное. В частности, на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу (пожизненно или на иной срок) право пользования этим помещением или его определенной частью.

Учитывая большую практическую значимость завещательного отказа, законодатель также устанавливает правило, согласно которому при последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу.

Завещательный отказ (легат) распространен во многих странах, в частности в Испании, ФРГ, Франции, Венгрии. Кроме того, гражданское законодательство зарубежных стран предусматривает и другие виды завещательных распоряжений. Например, ст.ст. 655 – 659 ГК Венгрии содержат такие неизвестные российскому законодателю виды распоряжений, как договор о наследовании и дарении на случай смерти, договор в отношении ожидаемого наследства. По договору о наследовании наследодатель обязуется назначить договаривающуюся с ним сторону своим наследником за предоставление содержания или внесение пожизненных периодических платежей. Дарение на случай смерти может быть совершено только в отношении той части наследства, которая при наличии завещания была бы признана предметом завещательного отказа. Право заключения договора в отношении ожидаемого наследства венгерским законодательством предоставлено исключительно потомкам наследодателя.

В отличие от завещательного отказа завещательное возложение, как и прежде, предполагает возложение на наследника совершить какое-либо действие, направленное на осуществление общеполезной цели. Новый раздел ГК РФ вводит следующие уточнения: во-первых, действие может носить как имущественный, так и неимущественный характер; во-вторых, возложить такую обязанность можно как на одного, так и на нескольких наследников по завещанию или по закону; в-третьих, допустимо возложить на одного или нескольких наследников обязанность содержать принадлежащих завещателю домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними (ст. 1139).

Возрождение института завещательного отказа (легата), практически забытого в советский период, связано с социально-экономическими изменения­ми в обществе. Как известно, достаточно длитель­ный период времени наследственное право носило характер второстепенной, вспомогательной отрас­ли. Законодательно были закреплены ограничения, связанные с наследованием по завещанию, пре­дельным размером наследуемого имущества и т.д. Недостаточность правового регулирования отно­шений наследования, тем не менее, соответствовала экономической ситуации в государстве. Дело в том, что интерес к наследственным правоотношениям возникает только в том случае, если есть что насле­довать. Наличие в собственности лишь малоценного движимого имущества и вкладов исключает необ­ходимость заботиться о судьбе такого имущества на случай смерти. «В условиях новой экономической ситуации граждане получили возможность приоб­ретать право собственности на жилые помещения, землю, другие предметы, имеющие значительную экономическую ценность. С этим связано измене­ние психологического отношения к имуществу. В со­ветский период возможности «наживать свое» иму­щество, т.е. собственность, были ограничены как экономически, так и законодательно, что постепен­но приводило к угасанию стимула к накоплению».1

Действующий Гражданский кодекс существенно конкретизирует нормы об исполнении завещания. Как и прежде для завещателя предусматривается возможность поручить исполнение завещания гражданину – исполнителю завещания (душеприказчику), который должен выразить согласие на это. Такое положение давно признано мировой практикой и применяется в большинстве развитых стран мира. Новеллой Кодекса является уточнение, что «согласие гражданина быть исполнителем завещания выражается этим гражданином в его собственноручной надписи на самом завещании, или в заявлении, приложенном к завещанию, или в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства» (ч. 1 ст. 1134). Как согласие могут расцениваться и фактические действия по исполнению завещания, совершенные в течение месяца со дня открытия наследства.

По новым правилам (ст. 1136 ГК РФ) исполнитель завещания, помимо возмещения за счет средств наследства необходимых расходов, связанных с

исполнением завещания, вправе требовать вознаграждения за счет наследства, если это предусмотрено завещанием. Заметим, что ранее ГК РСФСР императивно устанавливал безвозмездный характер оказываемых исполнителем завещания услуг (ст. 545 ГК РСФСР).

Серьезным нововведением является расширение круга наследников по закону вплоть до шестой степени родства. ГК РСФСР предусматривал две очереди наследников по закону. В первую очередь призывались к наследованию дети, супруг и родители умершего. Во вторую очередь наследовали братья и сестры умершего, его дед и бабка, как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 532 ГК РСФСР). Законом Российской Федерации от 14 мая 2001г. № 51-ФЗ эти очереди наследования были дополнены еще двумя: в третью очередь наследовали братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя); в четвертую – прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки. ГК РФ предусматривает не четыре, а уже восемь очередей наследования.

В соответствии с ч. 2 ст. 1145 к наследникам пятой очереди отнесены дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди наследуют двоюродные правнуки и правнучки и двоюродные дяди и тети; если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя. При отсутствии перечисленных наследников по закону в качестве наследников восьмой очереди наследуют нетрудоспособные иждивенцы (не входящие в круг наследников по закону), которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (п. 2 и 3 ст. 1148).

В других странах действует несколько иной механизм наследования и распределения наследственных долей. Например, согласно Закону о наследовании от 29 января 1949г. в Болгарии супруг получает долю наследственного имущества наравне с детьми. Если у наследодателя нет детей, то к наследованию призываются его родители. В этом случае переживший супруг получает половину наследственного имущества, если к моменту смерти наследодателя супруги состояли в браке менее 10 лет, и 2/3 наследственного имущества, если супруги состояли в браке более 10 лет. При наследовании вместе с братьями, сестрами и восходящими наследниками умершего супруг получает 1/3 наследственного имущества, если состоял в браке с умершим менее 10 лет, или 1/2 этого имущества, если состоял в браке более 10 лет.

В соответствии со ст. 615 ГК Венгрии переживший супруг получает в порядке наследования право на узуфрукт в отношении всего имущества, наследником которого является не он. Право на узуфрукт обеспечивает супругу возможность владеть и пользоваться имуществом, принадлежащим по праву собственности другому лицу, и извлекать из него доходы. При этом осуществляющий свое право супруг обязан действовать в соответствии с правилами нормального ведения хозяйства, заботиться о сохранности имущества.

Согласно ч. 2 ст. 921 ГК Испании наследники одной степени родства наследуют в равных долях, за исключением наследников из так называемой «двойной линии», к которым согласно ст. 949 Кодекса относятся дяди и тети по отцовской и материнской линии. Если они при получении наследства конкурируют с братьями и сестрами наследодателя по отцу или по матери, то доля дяди и тети в два раза превышает долю таких братьев и сестер.

Установление российским законодателем такого большого количества очередей, видимо, объясняется желанием практически устранить возможность передачи имущества государству, т.е. не допустить случаи перехода имущества в разряд выморочного. Это, безусловно, положительная тенденция, которая характерна для развития наследственного права большинства зарубежных государств. Например, в Болгарии и Италии к наследованию призываются родственники по боковой линии до шестой степени родства включительно. В Германии круг наследников не ограничен: после пятой парантеллы (прапрадеды и прапрабабки) следуют другие парантеллы. Во Франции наследование по закону осуществляется до пятой степени родства, в Испании – до четвертой.

Но есть и обратная сторона медали: увеличение количества очередей до восьми вряд ли оправданно, поскольку наследники даже пятой очереди родства (двоюродные внуки и внучки наследодателя) могут не догадываться о существовании двоюродных дедушки и бабушки, не говоря уже о наследниках последующих очередей.

Определяя значение наследственного права, необходимо принимать во внимание, что развитие наследственного права, справедливое наследственное регулирование — один из аргументов в пользу преобразования хозяйственного механизма. Ведь человек работает не только для себя и общества, но и для создания прочной материальной базы близких ему людей. Стало быть, само существование и дальнейшее развитие института наследования тесно связаны с созданием одного из мощных побудительных стимулов к производительному труду.1

Существенному реформированию подвергся институт обязательной доли, призванный охранять имущественные интересы членов семьи наследодателя. В соответствии с положениями ГК РСФСР несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследовали, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них по закону

(ст. 535). Теперь, согласно ст. 1149 ГК РФ, размер обязательной доли уменьшился до одной второй доли, которая причиталась бы обязательным наследникам при наследовании по закону.

Аналогичное правило закреплено в ГК Венгрии 1959г. В Гражданском кодексе Швейцарии с изменениями от 1984г. обязательная доля составляет 1/2 только в отношении родителей и пережившего супруга наследодателя, в отношении же наследников по нисходящей линии (детей) такая доля равна 3/4.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, возможны и уменьшение размера обязательной доли, и отказ в ее присуждении. Так, частью 4 ст. 1149 ГК РФ установлено: если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и тому подобное) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и тому подобное), суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении.

Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство гражданина (должника) прекращаются со дня его смерти, если исполнение этих обязательств не может быть произведено без личного участия умер­шего либо эти обязательства иным образом нераз­рывно связаны с личностью должника. Таким об­разом, неисполненные обязательства умершего перед кредиторами по выплате в счет долга денеж­ных средств или передаче определенной содержа­нием обязательства вещи после его смерти должны быть исполнены правопреемниками.

В связи с тем, что при наследовании имущество умершего пере­ходит к другим лицам в неизменном виде как еди­ное целое и в один и тот же момент, то «ответствен­ность наследников по обязательствам наследода­теля вытекает

из сущности универсального право­преемства».1

Нововведением следует признать положение ГК РФ, определяющее срок для предъявления кредиторами своих претензий к принявшим наследство наследникам. Если ГК РСФСР 1964г. устанавливал шестимесячный срок для предъявления подобных требований (ст. 554), то ГК РФ закрепляет правило, согласно которому «кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований» (п. 3 ст. 1175). Существенным является уточнение о том, что при предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.

Новые нормы о наследовании ужесточают ответственность наследников по долгам наследодателя, устанавливая ее солидарный характер, хотя при этом и сохраняется прежнее правило о том, что размер ответственности наследника ограничивается стоимостью перешедшего к нему наследственного имущества (п. 1 ст. 1175).

Подводя итог анализу правовых норм, регулирующих отношения наследования имущества, следует отметить, что нормы действующего ГК РФ во многом устраняют имевшиеся в прежнем законодательстве противоречия и пробелы, и в большей степени соответствуют складывающейся в настоящее время системе имущественного оборота. Представляется необходимым указать на стремление законодателя отвести ведущую роль наследованию по завещанию как наиболее эффективному способу распоряжения собственника своим имуществом. Прослеживается существенное развитие принципа свободы завещания по сравнению с правилами, предусмотренными ГК РСФСР 1964г. Об этом свидетельствуют нормы, предоставляющие завещателю возможность выбрать способы составления завещания, а в чрезвычайных обстоятельствах – даже изложить свою волю в простой письменной форме. Тенденция свободы завещания проявляется и в уменьшении размера обязательной доли, а также в установлении правил, когда она может быть уменьшена судом или вовсе не присуждена.

Как недостаток следует отметить то обстоятельство, что в ГК РФ нормы о наследовании по завещанию идут впереди правил о наследовании по закону. Такой подход законодателя вызывает сомнения, ведь составление завещания – не обязанность, а право завещателя, которым он может и не воспользоваться. Кроме того, глава 62 «Наследование по завещанию» содержит отсылки к нормам последующей 63 главы, посвященной наследованию по закону. Более логичным было бы сохранение прежней последовательности изложения норм, закрепленной ГК РСФСР, при которой нормы о наследовании по закону предвосхищали положения о наследовании по завещанию.