Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Балашов. Философия

.pdf
Скачиваний:
35
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
3.02 Mб
Скачать

Различие между телом и группой отчетливо проявляется в характере«поведения» этих видов материи. «Поведение» тела описывается динамическими законами, «поведение» группы — статистическими закономерностями. В этом плане тело можно охарактеризовать как нестатистический ансамбль частиц, а группу — как статистический ансамбль.

Тело представляет собой целое(систему), в котором части (элементы), как правило, разнородны и зависимы друг от друга, находятся в тесной связи друг с другом; «поведение» частей тела вполне упорядочено относительно друг друга, «регулируется» внутренними противоречиями. Вместе части тела образуютструктуру тела. Группа представляет собой совокупность однородных элементов, относительно независимых друг от друга и находящихся в различныхстолкновениях друг с другом. «Поведение» элементов группы неупорядочено, хаотично, «регулируется» внешними противоречиями. Группа является бесструктурным образованием.

Тело и группа— соотносительные виды материи. Всякому телу определенного типа соответствует группа этих тел. Примеры: вещество и поле, частица вещества (атом или молекула) и газ.

Теперь о мезоматерии, промежуточном виде материи. Ясно, что в природе существуют конкретные формы материи, которые носят промежуточный характер. Возьмем хотя бы жидкость. Она является промежуточным агрегатным состоянием — между твердым телом и газом. На уровне микрочастиц к промежуточным формам относятся самопроизвольно распадающиеся ядра тяжелых атомов. Не случайно ученые уподобляют их жидкой капле.

Органические виды материи: организм и сообще-

ство. Тело, мезоматерия и группа являются универ- сально-всеобщими видами материи. За их пределами никаких других видов материи нет и быть не может.

146

Логическое членение материи на указанные виды обусловлено, как уже говорилось, диалектикой взаимоотношения ее сторон (качества и количества) и именно в силу этого оно является полным, исчерпывающим членением.

Все конкретные формы материи, изучаемые различными науками, являются либо подвидами ее видов в отдельности, либо объединяющими видами (осуществляющими органический синтез, взаимоопосредствование видов материи). В последнем случае мы име-

ем дело с живыми организмами и их сообществами. Это органические виды материи. Наглядное представ-

ление о соотношении универсально-всеобщих видов и органических видов материи дает таблица категорий (см. выше, табл. 1).

Итак, к органическим видам материи относятсяорганизм и сообщество. Частными видами «организма» являются одноклеточный организм, растение, животное (особь, живое существо), человек. Частными видами «сообщества являются колония клеток, рой, стая, стадо, племя, род, народность, нация, семья, коллектив, социальная группа, общество.

Приведенная выше классификация видов материи позволяет решить задачу категориального или, как еще говорят, сущностного, неэмпирического разграничения двух сфер природы и деления форм материи на низшие и высшие.

Определив стороны и виды материи, можно теперь составить полную картину категориальной структуры материи. Этой цели служит диаграмма (структурная схема) категории «материя» (см. выше табл. 1). Диа-

грамма в наглядно-логической форме дает общее представление о структуре материи. Из диаграммы видно, что все «пространство» материи делят между собой, «заполняют» качество, мера и количество. Каждая из этих категорий имеет свое отдельное«пространство» субкатегорий. Виды материи (тело, мезо-

147

материя, группа) образуют внутри «пространства» материи свое замкнутое «пространство». Этим отмечается, с одной стороны, подчиненность видов материи ее сторонам, их производность от последних, а, с другой, их относительная самостоятельность и взаимосвязь. Определенную смысловую нагрузку несет также расположение видов материи по отношению к ее сторонам. Расположение тела и организма ближе к стороне качества указывает на их соответственность качеству. А расположение группы и сообщества ближе к стороне количества указывает на их соответственность количеству.

В верхней части диаграммы(«пространства» материи) располагается субстанция. Эта категория занимает особое место в системе ближайших определений материи. Со стороны качества она выражает предел качественной общности, единства всех материальных

реальностей. Со стороны количества она выражает предел бесконечности материи, т. е. ее абсолютную бесконечность. Таким образом, субстанция характеризует материю со стороны ее абсолютной, универсальной всеобщности и абсолютной, универсальной бесконечности. Она выражает общую, единую и бесконечную основу всех материальных реальностей. Это положение можно обернуть: в качестве субстанции материя выступает всеобщей основой(матерью, первоосновой) всех вещей.

Следует отметить одну важную особенность понятия субстанции. Это понятие выражает момент единства в материи, но не того единства, которое присуще каждому конкретному телу(в виде целого, целостности), а единства, присущего всей материи, материи в целом. Субстанциальность и целостность— разные понятия. Субстанциальное единство материи не -ис ключает ее неединства, нецелостностности. Материя едина и неедина, целостна и нецелостна.

148

8.2. Качество

До сих пор о качестве говорилось как стороне материи. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его «хозяйство». Здесь, естественно, возникает вопрос о структуре качества, о системе субкатегорий(частных понятий, определений), составляющих содержание категории «качество».

Сторонами качества являются всеобщее и специфическое. Общее и частное — промежуточные моменты, звенья качественной определенности. Таким образом, структура качества выражается прежде всего в тетраде субкатегорий:

всеобщее-общее-частное-специфическое.

Указанная тетрада субкатегорий обусловливает иерархию уровней внутри качественной определенности реальных объектов. Уровни различаются по степени специфицировании и общности — от самого конкретного уровня, соответствующего данному, единичному предмету, до самого общего уровня, соответствующего абстракции материи вообще. Например, качество меди — это не только ее качество какданного элемента, отличного от других элементов; оно включает в себя и качество металла, поскольку медь является металлом, и качество химического элемента, поскольку медь является химическим элементом, и качество вещества, поскольку медь является веществом, и качество материи, поскольку медь является материальным образованием.

В самом деле: специфическое — то, что характеризует исключительно один, данный объект; частное — то что характеризует некоторые объекты(далеко не все, только часть объектов); общее — то, что характеризует не один, а два, либо несколько, либо многие, большинство объектов; всеобщее — то, что характеризует все объекты без исключения.

Специфическое, частное, общее и всеобщее дают

149

общую

схему иерархии

качественных

уровней. Они

 

как верстовые столбы отмечают основные пункты в

 

этой иерархии.

из

указанных категорий

имеется

 

Внутри

каждой

 

своя градация уровней. Например, когда мы говорим

 

об общем, то нередко употребляем выражения«более

 

общее» и «менее общее». Это, так сказать, непрерыв-

 

но-количественная градация уровней. Иной пример

 

градации дает категория всеобщего. Градация уровней

прерывн

внутри

 

этой

 

категории

носит -

количественный характер. Всеобщее в пределах одной

 

качественной определенности выступает как частное в

 

пределах другой, более общей качественной опреде-

 

ленности.

Например,

для

млекопитающих всеобщим

 

признаком является кормление молоком. А для позво-

 

ночных животных, являющихся более широким клас-

 

сом животных, этот признак не является всеобщим.

 

Всеобщие разного уровня соотносятся друг с другом

 

примерно так же, как бесконечный ряд четных чисел и

 

бесконечный ряд натуральных чисел. Первый ряд, хотя

 

и является «частью» второго, так же бесконечен, как и

 

этот второй. Более того, указанные ряды равномощны,

 

так как каждому элементу одного ряда соответствует

 

элемент

другого ряда. Разные всеобщие «ведут

себя»

 

подобным образом. Одно всеобщее может быть«ча-

 

стью» другого всеобщего и тем не менее оставаться

 

всеобщим. Иерархия всеобщих разного уровня восхо-

 

дит как к своему пределу— к абстракции материи во-

 

обще. Все более и более «общие» всеобщие как бы те-

 

ряются в дымке этой абстракции. Материя вообще яв-

 

ляется

 

всеобщим

всех

всеобщих, универсально-

 

всеобщим или всеобщим универсумом.

 

 

 

Иерархия качественных уровней предполагает как

 

отграниченность, разнообразие, многообразие предме-

 

тов, так и их связь, общность, единообразие. Ниже да-

 

на диаграмма (структурная

схема) категории «каче-

 

ство».

 

 

 

 

 

 

 

 

150

ОБЩЕЕ -

ЧАСТНОЕ

класс

(тип) (типическое) —

ВСЕБЩЕЕ

 

 

СПЕЦИФИ-

 

(индивидуальное) ЧЕСКОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р о д

 

разновидность

 

 

вид

Рис. 5. Диаграмма (структурная схема) категории «КАЧЕСТВО»

Существование

ка-

честв

различной

степе-

ни

общности

обнару-

живает

относитель-

ность

различия

качест-

ва и количества. Каче-

ственные

различия

на

одном

уровне

высту-

пают

как количествен-

ные на

другом,

более

общем уровне. Это по-

зволяет измерять и со-

измерять

качественно

различные объекты.

Качество и количество— взаимопроникающие противоположности. В качественных определениях необходимо присутствует количественный момент. Так, мы говорим о качествах различнойстепени общности. Мы говорим также о качественном многообразии реальных объектов.

8.3.Количество

Вструктуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством.

Количество нельзя рассматривать как не-качество, т. е. нельзя изображать отношения качества и количества в смысле простого отрицания, по принципу «А и не-А». Количество и качество противоположны друг другу как стороны материи и в то же время суть одно, поскольку их общей основой, носителем является ма-

терия.

Ниже дана диаграмма (структурная схема) кате-

151

гории «количество».

НЕПРЕРЫВНОЕ

(величина, степень)

квазибесконечное

(cерийное)

БЕСКОНЕЧ-

КОНЕЧНОЕ

НОЕ

 

[уникальное]

[единичное]

ДИСКРЕТНОЕ

[множество, число]

Рис. 6. Диаграмма (структурная схема) категории «КОЛИЧЕСТВО»

Из

этой

диаграммы

видно,

что

сторонами

или моментами количе-

ства

являются,

во-

первых,

бесконечное

и

конечное, и, во-вторых,

непрерывное и

дискрет-

ное. Отсюда следуют два «внутренних» (структурообразующих) определения категории:

1. Количество есть единство бесконечного и конечного.

2. Количество есть единство непрерывного и дискретного.

Эти определения количества выражают разные аспекты категории. Они дополняют друг друга. Между ними имеется определенное соответствие. Бесконечное соответственно непрерывному. Конечное — дискретному. В самом деле, непрерывное или континуальное таит в себе бесконечность. Мысленно его можно делить на сколько угодно частей, до бесконечности. С другой стороны, бесконечное по своей природе континуально. Круг, являющийся образом бесконечности, образован непрерывной линией, не отрезком линии, а

именно нигде не прерывающейся линией.

Диcкретное делимо лишь до определенногопредела, значит оно конечно. Иными словами, дискретное есть взаимоконечное, т. е. взаимоопределение, взаимоограничение, взаимооконечивание конечных. Одно ограничивает, оконечивает другое; это другое делает конечным третье и так далее. Ряд оконечивающих друг друга конечных есть как раз дискретное. Или, подругому, всякое дискретное — это cоcущеcтвующие или следующие друг за другом конечные. Для каждого

152

конечного должно быть другое конечное. Они вместе

ив то же время разделены. Разделенность конечных и есть прерывность, дискретность.

Структура количества аналогична структуре качества. Бесконечное и конечное соответственны всеобщему и специфическому. Чем в сфере качества является всеобщее, тем в сфере количества— бесконечное. Всеобщее есть качественное выражение бесконечного. Бесконечное есть количественное выражение всеобщего. То же можно сказать о специфическом и конечном.

Стороны количества: конечное и бесконечное.

Философы и ученые всегда пытались осмыслить -ко нечное и бесконечное в аспекте субординации категорий, подчиненности их какой-то одной категории. Чаще всего они относили их к категории количества, рассматривали как количественные определения.

Вматематике имеют дело с различнымиидеализациями конечного и бесконечного, возникают и конкурируют теории, берущие за основу либо одно, либо другое, либо третье. Так, существует финитная математика или математика конечного. А, с другой стороны, с ней сосуществует и конкурирует математика бесконечных множеств (актуально бесконечного). Существуют также и промежуточные концепции математики, признающие потенциальную бесконечность, но отрицающие актуальную. Ясно, что общие понятия, отражающие реальные конечное и бесконечное, не то же самое, что математические абстракции конечного и бесконечного. Как категории мышления (и, соответственно, как философские категории) они богаче и глубже математических понятий конечного и бесконечного. С другой стороны, последние обладают большей определенностью и они успешно «работают» в естественнонаучном познании и в практике. Математические

иконкретно-научные абстракции конечного и бесконечного расширяют эмпирическую базу познания реальных конечного и бесконечного.

153

Вопрос о соотношении конечного и бесконечного следует решать двояко. С одной стороны, бесконечное

внешне конечному, есть выход за пределы конечного;

там, где есть бесконечное, нет конечного, и, наоборот, где есть конечное, нет бесконечного. Здесь налицо простое отрицание одного другим. Об этом говорит и этимология слова «бесконечное». С другой стороны, бесконечное — как «свое иное», как противоположность конечного — внутренне ему. Иными словами,

отношение конечного и бесконечного является не только внешним, но и внутренним, не только отрицательным, но и положительным. Это такая пара противоположных определений, которые не существуют друг без друга, взаимоопределяются.

Нетрудно показать, что в известном смыслевсякое конечное внутри себя бесконечно, т.е. то, что мы при-

нимаем за конечное, в себе, внутри себя бесконечно. Нечто только тогда конечно, когда оно выходит за пределы самого себя, т. е. когда оно или сравнивается, или реально взаимодействует с чем-либо другим, или переходит в другое.

Возьмем сначала конечное в пространственном смысле — ограниченное. Всякий раз, когда мы говорим об ограниченном, то имеем в виду, что это ограниченное ограничено чем-то другим. Иначе невозможно было бы провести границу. Только при условии, что есть другое, кроме этого нечто, можно говорить об ограничении нечто. Другое и «делает» нечто ограниченным, т.е. конечным. Иными словами, всякое тело ограничено другими телами, а не потому, что оно внутри себя, само по себе ограничено. Значит, внутри себя ограниченное (нечто, принимаемое за ограниченное) неограниченно, бесконечно, попросту говоря — целая вселенная. Любое тело, атом или частица, если бы не было других тел, атомов, частиц, представляли бы собой вселенную. В какой-то мере это так и есть.

Теперь возьмем конечное во временном аспекте— как временное, преходящее. Всякое нечто когда-то не существовало и когда-то не будет существовать. Вре-

154

менное, преходящее означает, что до этого временного существовало другое временное, из которого оно возникло, и, в свою очередь, «уступит место» другому временному, которое будет существовать после него. Таким образом, другие временные до и послеэтого временного оконечивают его во времени. Но внутри себя, само по себе это нечто не конечно, не временно, не преходяще, а вечно. Вечность — не потусторонняя категория; она присутствует здесь, сейчас, внутри того, что мы принимаем за временное, преходящее. Диалектическая связь вечного и преходящего состоит не только в том, что первое «складывается» из второго (преходящих «вещей»), а и в том, что вечное присутствует в самом преходящем. «Механизм» этого присутствия хорошо показал еще Эпикур на примере соотношения жизни и смерти. «Смерть, — писал он, — не имеет отношения к нам: ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет никакого отношения к нам». Этим рассуждением Эпикур как бы развел жизнь и смерть по разным «углам». Он наглядно продемонстрировал, что конечность бытия и само бытие — разные «вещи». Об этом же говорит и другой его афоризм: «Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем». Пусть смерть оконечивает жизнь индивидуума, но поскольку она нечто другое по сравнению с жизнью, постольку сама жизнь внутри себя не смертна, не временна, т.е. вечна, бессмертна. Правильно сказал Эмерсон: «Жизнь — это вечность в миниатюре». Мы живем ради того, чтобы жить, а не ради того, чтобы умереть.

Итак, вечное присутствует в том, что мы принимаем за временное, преходящее. Прав был Гегель, когда истинное бесконечное характеризовал как посюстороннее, замкнутое в себе, актуально бесконечное. Знаменательно, что истинную бесконечность он представлял именно в виде круга. Круг в настоящей версии категориальной логики является геометрическим образом внутреннего противоречия, определяемого как

155