Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат по истории (Автосохраненный).docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
178.82 Кб
Скачать

Общественная жизнь

«Я счастлив тем, что в пламени суровом,

В дыму блокад.

 Сам защищал и пулею и словом.

Мой Ленинград!»

Вс. Рождественский «Белая ночь» 1942

Радио блокадного Ленинграда

Для жителей блокадного города радио стало единственной связующей нитью – друг с другом, со страной, с жизнью.

Работники Ленинградского радио разделили с горожанами их нелегкую судьбу – также мерзли, голодали, но ни на секунду не оставляли трудовой вахты. Их живые, полные непререкаемой веры в Победу, голоса, вдохновляли и поддерживали ленинградцев в самые страшные месяцы войны. Многие писатели, поэты, артисты находили в себе силы выступать не только на концертах, но и по радио, радуя тысячи людей своими талантами.

Николай Черкасов, Ольга Берггольц, Всеволод Вишневский, Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчев – имена дикторов и журналистов радио блокадного Ленинграда стали настоящими символами Победы.

Искусство блокадного Ленинграда

Cо дня окончания самой кровопролитной в российской истории войны прошло 65 лет. Не одно поколение ленинградцев-петербуржцев выросло с тех пор. О тех далеких скорбных днях они знают лишь по кадрам кинохроник и страницам исторических книг…

Военные архивы хранят огромное количество материалов, документов, из которых можно почерпнуть наиболее полную информацию о событиях тех лет. Но документы – это всего лишь сухое изложение фактов, оставляющее в стороне душевные переживания участников трагических событий. Чувства и эмоции живут совсем в другом архиве. Этот архив – произведения искусства блокадного Ленинграда.

Несмотря на тяжелейшие условия, в осажденном городе продолжали трудиться и творить мастера живописи и агитационно-массового искусства, поэзии, музыки, театра. В их произведениях, как в зеркале, отразились чувства ленинградцев – надежда и отчаяние, страдание и великое терпение, гнев и стремление действовать. Желание сделать все, что в человеческих силах, для любимого города. Если придется – то и умереть за него.

Литература

Огромную роль в деле влияния на подъем патриотических настроений и морального духа горожан и защитников города оказали деятели литературы Ленинграда.

Особое отношение было к стихам. Воины носили в карманах гимнастерок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали в тетрадки, учили наизусть, читали на концертах художественной самодеятельности. Песни на военные стихи пели и в землянках и в квартирах, просили исполнить по радио. Многие работали над созданием крупных произведений: Н.Чуковский «Балтийское небо», А.Чаковский «Это было в Ленинграде», А.Крон «Дом и корабль», П.Лукницкий «Ленинград действует», В.Кетлинская «В осаде», Н.Тихонов «Ленинград принимает бой“ и др. В годы войны созданы пьесы, поставленные в Ленинграде:». «Офицер флота“ А.Крона, У стен Ленинграда» Вс.Вишневского, «Бастион на Балтике» А.Штейна, «Звезды на рейде» Тевелева, «Вороний камень» Груздева, «Огненный ветер» Щеглова, «Капля крови» Карасева, «Крылья гнева» Зиновина.

Театральное искусство

С началом войны ленинградские театры не прекратили свою деятельность. 12 августа 1941 г. в Театре комедии прошла премьера спектакля «Под липами Берлина» Зощенко и Шварца. Из отчета о концертно-театральной жизни города-фронта в 1942 г. «Отсутствие в Ленинграде драматического и оперного театров, в которых ощущался острый недостаток, и наличие в городе достаточных кадров высококвалифицированных драматических и оперных артистов явилось основанием для Управления по делам искусств поставить перед исполкомом Ленгорсовета вопрос об организации в Ленинграде Городского театра, в котором ставились бы драматические, оперные и балетные спектакли». Осенью 1942 г. театр открылся. Был создан ленинградский блокадный театр в помещении Театра комедии. В репертуаре: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Эсмеральда», «Шопениана», «Конек-Горбунок», «Травиата», «Фронт», «Жди меня», «Русские люди», «Обрыв», и др. Особой популярностью пользовались спектакли Театра Музыкальной комедии, работавшего всю блокаду.

Объединение художников блокадного Ленинграда "Боевой карандаш"

Среди жителей блокадного Ленинграда и воинов, оборонявших город, особой популярностью пользовались плакаты и боевые листки ленинградского объединения «Боевой карандаш», над которыми художники и поэты работали сообща. Небольшие по размеру, яркие и острые, изначально рассчитанные на то, чтобы их внимательно рассматривали и читали, эти сатирические листки смешили солдат и в то же время вдохновляли на подвиги (приложение)

Ленинград отличался и невыгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных баз. В то же время городская медицинская и санитарная служба Ленинграда была одной из лучших в стране.

Приложения

Приложение 1

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области).:

"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".

"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

"…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей".

Первый лист плод коллективного труда В.А.Гальбы, И.М.Еца, В.И.Курдова Н. Е.Муратова и Г.Р.Петрова.

С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 граммов хлеба в сутки, все остальные - по 200 граммов. Резко сократилась выдача других продуктов. С пивоваренных заводов забрали 8000 тонн солода и перемололи их. На мельницах вскрыли полы и собрали всю мучную пыль.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте — более тысячи[41]. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озерувременно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстре

Система оповещения жителей. Метроном

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитыйметроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Также тревогу объявлял диктор Ми

Ухудшение ситуации в городе

В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала:

Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают[46].

Е. А. Скрябина, пятница, 7 ноября 1941 год

Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать[46].

Е. А. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год