Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат по истории (Автосохраненный).docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
178.82 Кб
Скачать

Судьбы горожан

По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее трёх миллионов человек. Для города был характерен высокий, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков.

С началом военных действий ведущие предприятия Ленинграда были переориентированы на выпуск вооружения и боеприпасов. В кратчайшие сроки было перестроено большинство производственных линий. Наряду с рабочими у станков трудились видные ученые, рядом со взрослыми – 12-15-летние подростки.

Промышленные предприятия в годы войны. Завод «Арсенал»

Машиностроительный завод № 7 имени М.В.Фрунзе — таково было название Арсенала с 1940 г. Завод специализировался на выпуске артиллерийских систем, перед самой войной было создано минометно-конструкторское бюро. С началом войны перед заводом встали три основные задачи: эвакуация части производства и персонала в тыл, направление на фронт в Народное ополчение части работников, увеличение выпуска продукции для фронта. С 11 июля 1941 г. началась эвакуация части оборудования и людей в Омск. 28 сентября 1941 г. первые немецкие бомбы были сброшены на завод, появились первые жертвы, разрушены котельная, многие цеха. В условиях блокады, нехватки работников, оборудования завод давал продукцию фронту. С августа 1941 г. завод начал выпуск 45-мм противотанковых пушек, эта маленькая пушечка очень помогла нашим солдатам воевать против фашистских танков.

В конце 1941 г. продовольствия не хватало. Директор завода А.Д.Калистратов обратился к руководству города с просьбой: разрешить заводу самим привезти себе продовольствие с Ладоги. Разрешение было получено – и вот восемь автомашин были снаряжены на Ладогу. Вооруженные автоматами своего изготовления, арсенальцы по Ледовой дороге добрались до продовольствия — его не успевали отвозить в город. Погрузили на машины 20 тонн. Когда машины подъехали к заводу, то были встречены плачущими от радости арсенальцами. Все эти меры помогли избежать много голодных смертей.

На тяжелые мужские специальности встали женщины. Литье завода было признано лучшим в блокадном городе, а работали женщины (до войны на этой специальности почти не было женщин). Некоторые женщины заменили своих мужей, ушедших на фронт. Боялись станка, его скорости, но все же работали, часто падали обессиленные от голода, попадали в больницу, а потом, выздоровев, вновь вставали к станку.

Ленинградский хлебозавод имени А.И. Микояна

История хлебозавода началась 30 декабря 1934 года, когда он был введен в эксплуатацию под названием «Хлебозавод Московского района № 12». С началом блокады и в связи с постоянным уменьшением норм выдачи хлеба хлебозаводам было дано указание – вести точный учет сырья и продукции, использовать отходы и брак при изготовлении хлебопродуктов. Хлеб в блокадном городе стал главной ценностью, наглядным символом самого понятия «жизнь». Да и для того, чтобы прорвать блокаду и спасти город от вражеского окружения, защитникам города одних снарядов и патронов было недостаточно. Нужен был хлеб – и для двух с половиной миллионов оставшихся в городе жителей. Понимали это и фашистские оккупанты. Поэтому для них цеха по выпечке хлеба и армейских сухарей стали объектами, подлежащими уничтожению в первую очередь. Только в один из осенних дней 1941 года на завод было сброшено 7 фугасных бомб и более 200 фосфорных зажигательных. Часть производственных помещений хлебозавода была разрушена и сгорела.

Напряженная работа в хлебопекарных цехах была не только тяжела, но подчас и небезопасна: продукцию нужно было сберечь любой ценой, даже – ценой собственной жизни. В воспоминаниях Екатерины Лейбиной, которая в годы блокады работала тестоделом: «Когда тревога начиналась, в первую очередь закрывали закваску брезентом, закрышками, чтобы не попало туда ни снаряда, ни стекла. Как раз на четвертом этаже у нас была закваска для хлеба, а ниже этажом тесто месили. Однажды тревога: обстрел, бомбежка. На закваске были я и Клава Левочкина. Закваску мы успели закрыть, а вот Клавочки не стало…».

В начале февраля 1942 года ночью у электростанции замерзли паровозы, и стало невозможно подавать топливо. Станция полностью остановилась. Утром работники станции неимоверными усилиями смогли пустить один паровоз, сделать нужную подачу топлива и растопить котел для запуска турбогенератора.

Многие факты из жизни блокадного Ленинграда скрывали, и даже в период «Хрущевской оттепели» не рассказали всю правду, а выдали сильно подчищенную и героизированную историю Великой Отечественной Войны. По этой версии люди умирали от голода, но как-то тихо и аккуратно, принося себя в жертву победе, с единственным желанием отстоять «колыбель революции». Никто не жаловался, не уклонялся от работы, не воровал, не манипулировал карточной системой, не брал взятки, не убивал соседей, чтобы завладеть их продуктовыми карточками. В городе не было преступности, не было чёрного рынка. Никто не умирал в страшных эпидемиях дизентерии, косивших ленинградцев. Это ведь так не эстетично.

Анна Рид пять лет работала в архивах города, наладила контакты с российскими исследователями, отыскала неизвестные материалы в западных архивах, а также нашла интересные документы в Санкт-Петербургском центральном архиве историко-политических документов, который до сих пор все называют Партархивом. Так, она обнаружила отчёты младшего комиссара о том, как летом 1941-го в бой без оружия бросали необученных гражданских ополченцев. Рид нашла инструкцию по уличному бою. Согласно этой инструкции гражданское население должно было бросать во вражеские танки, ворвавшиеся в город, связки гранат с расстояния десяти метров, а затем прятаться.В Бахметьевском архиве Колумбийского университета, где хранится история русской эмиграции, Анна Рид прочла воспоминания старшего офицера-снабженца о людоедстве в Красной Армии. В начале 2000-х стали доступными милицейские архивы. Исследователь нашла в них страшные подробности о каннибализме в блокадном Ленинграде. Часто тела умерших оставались в квартирах, потому что везти их на кладбище было опасно. По ночам трупы выкапывались и поедались обезумевшими от голода людьми.Организованные банды заманивали к себе людей под предлогом обмена вещей на продукты, убивали и поедали. 18-летний паренёк убил двух своих младших братьев ради карточек; 17-летняя девушка выкопала труп и перемолола на мясорубке; внук убил бабушку топором и сварил. Согласно архивам милиции и КГБ, было арестовано около 2.000 людоедов, 586 из них казнили. В основном каннибалами становились не какие-то монстры-извращенцы, а неграмотные женщины, искавшие белковую пищу для своих семей. Можно предположить, что истинный размах каннибализма в блокадном Ленинграде был куда шире.