Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник по фольклору 1.docx
Скачиваний:
814
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
338.36 Кб
Скачать

2.3. Несказочная проза

В русском устном народном поэтическом творчестве существует довольно значительное количество прозаических произведений, которые исследователями когда-то рассматривались наравне со сказками. Со временем они выделились в отдельную от сказок группу. Главным их отличительным признаком ученые считают установку на достоверность тех событий и персонажей, о которых идет речь. В них может быть рассказ о подлинных исторических событиях и личностях, о которых сообщаются в большей или меньшей степени правдивые сведения. Может также вестись речь о событиях необычных, непознанных и фантастических или даваться религиозное объяснение происходившего. Но каким бы недостоверным ни было событие, о котором говорится в предании, каким бы неправдоподобным ни было повествование о жизни и чудесах святых или рассказы о лешем, водяном, домовом, всегда и рассказчик, и слушатель настроены на то, что все это не выдумка, а быль. Среди произведений несказочной прозы ученые выделяют три основных жанровых разновидности: предания, легенды и былички.

2.3.1. Предания

Жанровые признаки и определение. Собирание и изучение. Историзм. Тематические группы. Топонимические и исторические предания. Циклизация. Художественное своеобразие преданий.

Общепринятое определение этого жанра пока еще не выработано, однако жанровые признаки преданий не вызывают на сегодняшний день сомнений. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Это передаваемая из поколения в поколение устная народная летопись – широко известные в народе устные эпические рассказы в прозе. Речь в них идет о давно минувших, но реальных исторических событиях и деятелях истории, дающие оценку событиям прошлого. Когда-то предания выполняли общественно важную роль достоверного исторического источника, так как ссылались на рассказы участников и очевидцев реальных событий, хотя сам повествователь никогда не выступал участником или свидетелем событий, ибо речь всегда шла не о близком, а о далеком, прошлом.

Собирание и изучение русских народных преданий не велось систематически. Самые древние предания были записаны в летописях. Летописцы охотно включали предания в состав летописей: в древнейшей русской летописи, «Повести временных лет...», мы найдем исторические предания о киевских князьях, о борьбе с врагами Руси, а также предания о расселении славян, о происхождении названий племен, городов, селений, курганов и т.д.

Первым сводным сборником преданий была книга М.Н. Макарова «Русские предания» в 3-х частях (Пб, 1838-1840). В начале ХХ в. предания публиковались в основном в журналах («Исторический вестник», «Русский архив», «Беседа», «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение») и помещались в сборниках сказок, например, в сборнике Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884).

В советский период началось изучение преданий. Среди наиболее важных следует отметить следующие работы. Это статьи С.Н. Азбелева «Летописание и фольклор» (в кн.: Русский фольклор. М.-Л., 1963, вып. 8), К.В. Чистова «О сюжетном составе народных преданий и легенд» (в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1968). Появляются работы регионального значения: А.И. Лазарев «Предания рабочего Урала как художественное явление» (Челябинск, 1970), В.П. Кругляшова «Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора» (Свердловск, 1974).

Особенно следует отметить работу В.К. Соколовой «О некоторых типах исторических преданий. (К проблеме жанрового своеобразия.)» (в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1968). Это первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, дана классификация типов преданий.

По сути, все предания историчны, ибо в их основе чаще всего лежат рассказы свидетелей или людей, которые якобы слышали об этом непосредственно от очевидцев, в них правдиво и ярко освещаются подлинные исторические факты, иногда точно указывается время и место событий. Это не означает, что предания документально достоверно изображают исторические события. Они передавались от поколения к поколению в устной форме. Поэтому со временем, по мере отдаления от изображаемых событий, историческая точность ослабевала, сводилась до минимума, появлялся художественный вымысел, который не противоречил исторической правде, а способствовал выявлению наиболее существенного, типического.

Древнейшие русские народные предания дошли до нас в изложении летописцев. Это рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках (например, Радим и Вятко, от которых пошли радимичи и вятичи), о соседях славян: о великанах обрах, которых Бог истребил с лица земли за их жестокость. Записаны рассказы о хазарах, которые когда-то брали дань у полян. Древние предания рассказывают о первых русских князьях: о Вещем Олеге, о мести древлянам Ольгой за смерть Игоря, о сватовстве Владимира к Рогнеде. Немало преданий о борьбе русских племен с кочевниками (о Никите Кожемяке, об осаде Белгорода печенегами), с татаро-монголами (о Куликовской битве).

В преданиях XVI-XVII вв. выделяются три цикла: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Среди преданий о Грозном наиболее популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных курганах. Есть предания о справедливости Грозного, его общении с крестьянами, к которым он ходит в гости, крестит их детей. В то же время он жесток с воеводами и боярами.

В преданиях о Ермаке он выступает то донским казаком, то волжским бурлаком, то разбойником с Камы. Основной сюжет преданий о нем – поход в Сибирь. Ермак предлагает товарищам заслужить прощение царя. В преданиях рассказывается о победах Ермака в Сибири и о его гибели.

В преданиях о Степане Разине он изображается как народный вожак. Основные сюжеты преданий о нем близки к историческим песням. Это предания о взятии Астрахани, о расправе с воеводой, о походе в Персию. Разинский цикл преданий отличается развитием фантастических мотивов. Общий план изображения исторических событий и обрисовка личности Разина довольно реалистичны, но в них немало отступлений от исторической правды, очень развиты фантастические мотивы и мотивы волшебства.

В преданиях народ наделил Разина чудесными качествами: его не берут пули, не держат оковы. Чтобы бежать из тюрьмы, он нарисовал на стене лодку, плеснул на нее воду из кружки – заплескались волны, и лодка поплыла, унося Разина и его сподвижников. В преданиях разинского цикла появляется социальная проблематика: к нему идут люди со всех концов: беглые, крестьяне, беднота. Он заботится о них и раздает имущество, отобранное у купцов и помещиков.

В преданиях XVIII-XIX вв. можно отметить циклы о Пугачеве, Петре I, о войне 1812 года. В цикле преданий о Пугачеве отразилась социальная борьба русского крестьянства в 70-е гг. XVIII в. Пугачев представлен в них как «справедливый царь». Он защищает народ от угнетения, ему поставляют оружие, одежду и провиант.

Тема «справедливого царя» продолжает развиваться в преданиях о Петре I. Образ царя больше раскрывается в бытовом плане: о встрече с мастерами, «работными» людьми. Он не отстает от них в работе, стремится перенять их мастерство, помериться с ними силой и сноровкой. Особенно неравнодушен Петр к кузнечному ремеслу, в некоторых преданиях даже утверждается, что «он сам кузнец был».

В преданиях о Суворове, любимом полководце солдат, рисуется образ замечательного военачальника, его победы и героическое поведение во время сражений («Суворов и солдаты», «В альпийском походе»). В ряде преданий он изображается как простой, веселый, остроумный человек. Популярны были также предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый и отважный в бою, показывающий пример другим.

Соотношение факта и вымысла в преданиях бывает разное. В некоторых текстах исторические события передаются с достаточной точностью. В других фактичное лишь имя центрального персонажа или упоминание о действительном событии, с которым связывается содержание, а сам эпизод, о котором рассказывается, бывает целиком вымышленным и даже наполненным фантастическими элементами.

Предание – эпический, т.е. повествовательный, сюжетный жанр, но обычно сюжет не выстраивается, как в сказке, в сложную цепь событий из ряда эпизодов, а строится на одном ярком и необычном сюжетном эпизоде, в центре которого находится основной герой, и вокруг него концентрируются все события. Хотя предание не имеет строгой устойчивой формы построения произведения, оно не лишено внутренней структуры, определенной организации изложения материала.

В центре сюжета всегда какой-то эпизод, основной герой, которые скрепляют все произведение. Повествование организовано так, что и сюжет, выразительные средства подчинены раскрытию идеи или характеристике персонажа. Большинство преданий – это небольшие по размеру произведения, состоящие из одного законченного эпизода. Но, несмотря на это герои преданий изображаются довольно рельефно. Рассказчики подмечают индивидуальные особенности характера персонажей, самобытность их внешнего облика, одежды.

Для преданий характерна циклизация, т.е. объединение групп произведений вокруг какого-либо исторического события или персонажа, который в каждом отдельном произведении характеризуется с одной, но наиболее важной стороны характера. Цикл более полно раскрывает образ героя, нежели любое отдельно взятое предание.

Художественные приемы, используемые в предании, определяются их основной функцией – информативностью, познавательностью. Чтобы убедить слушателя в достоверности изображаемого, рассказчик приводит доказательства, чаще всего ссылки на старых людей, которые рассказывали об этих событиях. Достоверность преданий может подтверждаться указанием на какой-то объект (вот место, где зарыт клад, вот камень, где сидел Степан Разин), на особенности рельефа местности (на этом месте его похоронили и насыпали курган) или какие-то приметные старинные сооружения. В повествовании обычно используется форма рассказа от третьего лица, хотя рассказчик может давать прямую оценку событий.

Среди преданий ученые выделяют две большие тематические группы: исторические предания о памятных событиях и выдающихся исторических деятелях и топонимические предания об основании городов, о происхождении географических названий. С историческими преданиями они связаны тем, что часто прикреплены к историческим событиям и лицам. Уже в древних русских преданиях есть рассказы о расселении славянских племен, об основании городов, например, города Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом и сестрой их Лыбедью.

К топонимическим преданиям относятся рассказы о происхождении курганов, связанные с Иваном Грозным и Разиным. С ними же связаны предания, объясняющие названия местностей. Например, около г. Алатыря есть местность Царь-Конь. Это название объяснялось тем, что у Грозного там пал конь. Название «Думные горы» в Поволжье объясняют тем, что там Разин устраивал думы-совещания со своими атаманами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]