Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузин, кутепов СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
775.17 Кб
Скачать

1.2. Особенности юридических конфликтов и их проявлений в спорте

Социальный конфликт может иметь или не иметь юридический характер. Как считают специалисты, "...юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия" [13, с. 15].

С правовой точки зрения социальные конфликты весьма неоднородны.

Социальные конфликты в юридической сфере возникают и развиваются в связи с объективно существующими противоречиями между несколькими правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету. Действия конфликтующих сторон в данном случае определяются смыслом и значением правовых норм, от которых прямо зависит поведение участников.

Социальные конфликты вне юридической сферы "обрастают" юридическими признаками лишь в процессе своего развития, а возникают в связи с социальными, экономическими и т.п. интересами.

Социальные конфликты смешанного характера содержат как правовые, так и неправовые элементы.

В социальном конфликте, имеющем юридический характер, принимают участие две группы субъектов - конкретные юридические и физические лица.

В первом случае конфликт всегда приобретает юридический характер, т.к. между юридическими лицами как субъектами социального конфликта либо уже существуют, либо складываются определенные правовые отношения, которые разрешаются, как правило, юридическим путем.

Во втором случае дело обстоит сложнее: физическое лицо, являясь субъектом определенных правоотношений, Должно соизмерять свое поведение с существующими нормами права. Развитие конфликта может привести, с одной стороны, к тому, что физическое лицо как субъект конфликта

станет участником гражданского, административного и т.д. процесса в качестве истца, ответчика, потерпевшего, обвиняемого, свидетеля. С другой стороны, в ряде случаев юридический аспект конфликта является выборочным, т.е. касается не всех физических лиц, а только отдельных.

Основными субъектами социального конфликта, имеющего юридический характер, являются противоборствующие стороны, которые индивидуализированы и потому незаменимы, как это может произойти в случае социального конфликта, не имеющего четко выраженного юридического характера. Более того, противоборствующие стороны могут быть неравнозначными: физическое лицо может вступить в конфликт с юридическим лицом и наоборот.

Важную роль в социальном конфликте, имеющем юридический характер, играют такие субъекты, как посредники и судьи.

Посредники своими действиями стараются предотвратить, остановить, разрешить конфликт с помощью влияния на конфликтующие стороны своим авторитетом или другими средствами. Будучи, как правило, строго нейтральными лицами, они помогают противоборствующим сторонам достичь согласия с помощью переговоров, т.к. не наделены властью выносить какое-либо решение.

Судьи должны разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и вынести по нему свое решение.

С точки зрения предмета и объекта, важное значение в ряду социальных конфликтов, имеющих юридический характер, занимают так называемые ложные конфликты. Такого рода конфликты являются плодом воображения участников и чаще всего возникают на основе ошибки или заблуждения одной из сторон, предполагающей, что другая сторона намерена совершить или уже совершает агрессивные, неправомерные или иные нежелательные действия [13, с. 37]. В ложном юридическом конфликте возможен ряд основных ситуаций:

сторона полагает, что находится с другой стороной в правоотношениях, хотя на самом деле этого нет; сторона не осознает, что находится с другой стороной в правоотношениях; сторона полагает, что другая сторона действует незаконно, в то время как действия противника правомерны; сторона полагает, что другая сторона действует правомерно, хотя это не соответствует действительности. Иными словами, ложность конфликта, как правило, связана не с содержанием ситуации, а с юридической формой. Поэтому важнейшим субъектом такого рода конфликта становится посредник - специалист, профессионал в определенной области права, способный разъяснить ситуацию и дать необходимые советы, устраняющие почву для возникновения или развития конфликта.

Динамике социального конфликта, имеющего юридический характер, свойственна следующая приблизительная схема:

возникновение у одной или обеих сторон мотивов юридического характера (например, принятие решения о подаче иска);

возникновение правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (например, подача иска);

развитие (изменение, прекращение) правовых отношений между сторонами в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией (например, стадии судебного разбирательства и т.п.);

издание правового акта, завершающего конфликт (вынесение судом решения).

Типология социального конфликта, имеющего юридический характер, определяется специфическими юридическими основаниями, основными из которых являются: отрасль права, к которой может быть отнесен конфликт (гражданское, административное, трудовое, финансовое право и т.д.); природа правовой нормы, относящейся к конфликту (уполномачивающая, обязывающая, запрещающая нор-

мы); разновидность правоприменительного учреждения (суд, арбитражный суд, третейский суд и т.п.) и др.

Разрешение социального конфликта, имеющего юридический характер, в соответствии с Конституцией Российской Федерации - прерогатива судебной власти, а именно конституционного суда, судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам, арбитражного суда. Все это - государственные судебные инстанции, осуществляющие разрешение социального конфликта на основе формально регламентированных правовых норм.

Вместе с тем существуют социальные конфликты, имеющие юридический характер, которые наиболее эффективно разрешать неформальными (квазиюридическими) методами. Эти методы использует чаще всего такой внегосударственный институт, как неформальный арбитраж или третейский (неофициальный) суд.

В настоящее время выделяют несколько разновидностей неформального арбитража (третейского суда):

  • обязывающий арбитраж рассматривает споры и выносит окончательное решение, имеющее обязательную силу для сторон;

  • рекомендательный арбитраж рассматривает споры и выносит решение рекомендательного характера. Стороны могут принять это решение, отвергнуть его и передать рассмотрение спора в арбитражный суд и т.д.;

  • арбитраж "окончательного предложения" (разновидность обязывающего арбитража) рассматривает варианты решения, предложенные каждой из сторон спора, и выбирает один из них без внесения каких-либо изменений;

  • ограниченный арбитраж (разновидность обязывающего арбитража) действует при рассмотрении спора в определенных пределах, установленных сторонами до начала разбирательства и доведенных до сведения арбитров.

Приведем ряд примеров социальных конфликтов в юридической сфере и вне юридической сферы, имеющих непосредственное отношение к спорту.

Спортивные конфликты в юридической сфере (прецеденты и коллизии)

Европейский суд в результате рассмотрения так называемого "Дела Босмана" (дело названо по фамилии бельгийского футболиста, подавшего иск) установил, что правила Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) не соответствуют правилам Европейского Союза (ЕС).

В решении суда, принятого 15 декабря 1995 года, отмечается, что для граждан всех стран-членов ЕС существует полная свобода работать по профессии в любом другом государстве Союза. В связи с этим ограничения числа футболистов из других стран ЕС, введенные УЕФА, признаны недействительными для футбольных клубов стран, входящих в Союз.

По постановлению Европейского суда, УЕФА в течение шести недель со дня принятия решения обязан изменить свои правила и привести их в соответствие с правилами Европейского Союза. В противном случае против УЕФА могут быть приняты меры за несоблюдение "правил ЕС по вопросам свободной конкуренции" вплоть до наложения крупных штрафных санкций.

Представители УЕФА пытались добиться отсрочки выполнения решения Европейского суда, ссылаясь на необходимость переходного периода для клубов. Однако были вынуждены уступить.

19 февраля 1996 года (через 9 недель после вынесения решения Европейским судом, что само по себе может рассматриваться как нарушение и повлечь за собой соответствующие санкции - прим, авторов) исполком УЕФА принял постановление об отмене существовавшего долгое время правила, согласно которому в национальных соревнованиях и в европейских кубковых турнирах разрешалось выпускать на поле одновременно не более трех иностранных игроков, а также двух так называемых ассимилированных игроков, т.е. игроков, проживших в стране не менее 5 лет.

См.: Шесть недель на размышление // Советский спорт. - 1996. - 25 января; УЕФА отпустил тормоза//Советский спорт. - 1996. - 21 февраля.

***

Уставом Европейского народного спортивного движения в качестве одного из его центральных органов определен третейский суд (ст. 9). Третейский суд, кроме прочего, компетентен выносить решения во второй инстанции по искам, поданным против решений, принятых в первой инстанции соответствующими судебными органами организаций - членов (выделено нами - прим, авторов) или ассоциированных членов Европейского народного спортивного движения (ст. 16).

Устав Российского отделения Европейского народного спортивного движения не содержит ни статьи, ни упоминания о третейском суде. Однако в нем констатируется, что участие в Российском отделении ЕНСД является одновременно участием

в Европейском народном спортивном движении (п. 5.1.).

Налицо противоречие норм, могущее привести к конфликту в юридической сфере. Физическое или юридическое лицо, став участником Российского отделения ЕНСД и, одновременно, участником ЕНСД, в результате несоответствия норм "лишается" права обратиться в третейский суд ЕНСД как суд второй инстанции, т.к. деятельность суда первой инстанции в рамках Российского отделения не предусмотрена.

См.: [12]

***

Основы законодательства Российской Федерации определяются как кодификационный закон, содержащий наиболее важные нормы по вопросам, которые во всех субъектах федерации должны решаться одинаково (здесь и далее выделено нами -прим, авторов). Каждый субъект федерации воспроизводит положения и нормы Основ законодательства и дополняет их развивающими и конкретизирующими нормами, отражающими специфические условия соответствующего субъекта федерации [14].

Кросс-анализ Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и Закона г. Москвы о физической культуре и спорте свидетельствует о несоблюдении вышеприведенного требования. Так, в Законе отсутствуют статьи или параграфы статей, например, о системе физической культуры; о профессиональном спорте; о не-

допущении строительства новых и реконструкции имеющихся государственных образовательных и дошкольных учреждений без физкультурно-спортивной базы, включая плавательные бассейны; о использовании физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не по прямому назначению и др.

Приведенная коллизия норм Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и Закона г. Москвы о физической культуре и спорте может потенциально привести к конфликту в юридической сфере.

См.: Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - N 22; Закон г. Москвы о физической культуре и спорте // Тверская, 13. -1996. - N31 (1-7августа).

***