Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 31.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
140.29 Кб
Скачать

Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно: имманентная социальная критика

Франкфуртская школа критической теории, бесспорными лидерами которой являлись М. Хоркхаймер и Т. Адорно, — это объединение «левых» мыслителей и, одновременно, стиль ради­кального социального подхода.

Общая тематика ведущих ученых Франкфуртской школы — это происходящая в современном западном обществе эрозия идеалов эпохи Просвещения — идеалов рациональности — узкой и дегуманизирующей «технологической рациональностью». Подоб­ная девиация, по их мнению, поддерживает позитивистские и сциентистские формы социальной науки, критическая же тео­рия должна с ними бороться.

§ 1. Жизненный путь Макса Хоркхаймера

Макс Хоркхаймер (14 февраля 1895 г. — 19 апреля 1973 г.) отказался от многих радикальных положений критической тео­рии, его репутация как одного из отцов-основателей традиции западного марксизма осталась непоколебимой.

778

Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами

Глава 31. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно 779

Он, как и многие его коллеги, вышел из не­пролетарской среды. Родился он в местечке Цуффенхаузен под Штутгартом в 1895 г. Его отец Мориц Хоркхаймер был богатым еврей­ским производителем текстиля. Отец настаи­вал, чтобы сын продолжил семейный бизнес, поэтому после окончания в 1910 г. гимназии Макс неохотно включился в это дело. Однако,

М. Хоркхаймер как и АРТУР Шопенгауэр (тоже сын успешного бизнесмена), Макс Хоркхаймер надеялся на не

столь приземленную карьеру.

Уже после смерти Хоркхаймера, в 1974 г., были опубликова­ны его новеллы и дневники1, в которых он описал свои подростковые устремления и утопические мечты. Тональность этих работ сродни экспрессионизму, от которого он отошел по­сле более близкого знакомства с марксизмом. Это знакомство произошло под влиянием Фридриха Поллока — его друга, тоже из буржуазной среды.

В Первую мировую войну М. Хоркхаймер прослужил один год в армии, после чего сменил работу на отцовской фабрике на академическую карьеру. С 1919 по 1925 г. он учился в Мюнхене, Фрайбурге и Франкфурте, защитил в 1922 г. докторскую диссер­тацию и в 1925 г. получил хабилитацию (право преподавания) во Франкфуртском университете. Научным руководителем его диссертации, посвященной «критике суждения» О. Канта, был Ганс Корнелиус.

Во времена Веймарской Республики Хоркхаймер не состоял ни в какой политической партии, но придерживался левых убеждений. Вместе с друзьями — Теодором Адорно, Лео Лёвен-талем и Феликсом Вайлем — он с энтузиазмом встретил марк­систские работы Д. Лукача и К. Корша.

В 1923 г., при финансовой поддержке отца Вайля, М. Хорк­хаймер, Ф. Поллок и Ф. Вайль основали Институт социальных исследований, с тем чтобы вести независимые академические разработки, осуществляя свои радикальные исследовательские цели. Вскоре к ним присоединились Лео Лёвенталь, экономист Генрих Гроссман и синолог Карл А. Виттфогель. Будучи офи­циальной частью Франкфуртского университета и неформально

1 См.: Horkheimer M. Aus der Pubertat: Novellen und Tagebuchblatter. Munchen, 1974.

связанным с несколькими левыми партиями, Институт тем не менее обеспечил себе автономию с самого момента своего соз­дания и на протяжении всей своей истории.

Первым директором Института стал австрийский марксист Карл Грюнберг, так как это была профессорская должность в университете, а Макс Хоркхаймер на тот момент был еще слиш­ком молод. Однако в 1930 г. здоровье Грюнберга пошатнулось, Хоркхаймер же к этому времени выпустил монографию1, что да­ло ему возможность стать профессором по социальной филосо­фии, а затем и директором Института. С этого момента и начи­нается история Франкфуртской социологической школы.

За первые три года своего директорства Хоркхаймер органи­зовал издание институтского «Журнала социальных исследова­ний» («Zeitschrift fur Sozialforschung»), открыл отделения Ин­ститута в Женеве и Лондоне, привлек к работе в Институте та­ких исследователей, как психоаналитик Э. Фромм и философ Г. Маркузе. Удалось изыскать средства и собрать материалы для первого коллективного проекта, касающегося изучения от­ношений между властью и семьей в современном обществе, что планировалось, в частности, как объяснение того, почему про­летариат не способен принять на себя революционную роль, о которой говорилось в ортодоксальном марксизме.

К моменту появления в 1936 г. коллективной работы Институ­та «Исследования о власти и семье»2 Институт сам стал жертвой нацистского режима. Большинство ученых эмигрировали. Около года они трудились в Женеве, затем переехали в Нью-Йорк, где установили связи с Колумбийским университетом. В 1934 г. Хоркхаймер под псевдонимом Генрих Гегиус издал собрание афоризмов «Сумерки: заметки в Германии» («Dammerung: Notizen in Deutschland»), переизданное затем в США под заго­ловком «Заря и упадок» («Dawn and Decline»).

В Нью-Йорке Институт возобновил исследования. Журнал издавался в Париже до 1939 г., а затем еще два года в США под названием «Исследования в философии и социальной науке» («Studies in Philosophy and Social Science»). Из новых исследова­телей особо следует отметить Ф. Нойманна, О. Киршхаймера и находящегося в научной ссылке В. Беньямина. Т. Адорно офици-

1 См.: Horkheimer M. Aufgange der btirgerlichen Geschichtsphilosophie. Stuttgart, 1930. .

2 Studien tiber Autoritat und FamilierPT, 1936.

780 Раздел IV. Социология между двумя мировыми войнами

ально стал членом Института в 1938 г., и сотрудничество с ним было для М. Хоркхаймера особо значимо — именно с ними, в первую очередь, ассоциировали Институт в последующие годы.

В эмиграции Хоркхаймер разработал принципы критиче­ской школы в серии статей в «Zeitschrift fur Sozialforschung», ко­торые затем, в 1968 г., были изданы отдельной книгой1. По сло­вам самого Хоркхаймера, критическая теория противостояла традиционной теории. Она заявляла, что целью теории являет­ся социальное освобождение, а не абстрактная истина, и, таким образом, теоретик не может быть отстраненным и объектив­ным, каким призывала его быть традиционная теория. Хорк­хаймер критиковал позитивизм за то, что тот принимает реи-фицированные факты status quo в качестве вечных и неизмен­ных. Взамен этого критическая теория подчеркивает их историческую и, следовательно, изменяющуюся природу.

Однако начиная с 1950-х гг. франкфуртцы стали осторожно критиковать саму возможность значительных изменений в со­временном обществе.

В 1940 г. Хоркхаймер переехал из Нью-Йорка в Калифор­нию. В 1947 г. вышли его работы «Диалектика Просвещения» (совместно с Адорно) и «Затмение разума». В них проявился растущий пессимизм Хоркхаймера. Выйдя за рамки непосред­ственно классового анализа, он подчеркнул значение рацио­нальной инструментальности и господства над природой в ка­честве центральных элементов западной культуры с момента ее зарождения. Фашизм был объяснен отчасти как бунт подавлен­ной природы против своего угнетения. Даже традиционный марксизм, по утверждению Хоркхаймера, не избежал полно­стью расплывчатой диалектики эпохи Просвещения.

Потеряв веру в способность пролетариата изменить этот не­прогрессивный процесс господства, Хоркхаймер все активнее стал подчеркивать значение спасительных и поддерживающе-критических негативных и утопических импульсов везде, где их можно найти. В возрастающе пессимистичном анализе того, что он назвал администрируемым миром, Хоркхаймер все боль­ше стал отождествлять эти импульсы скорее с художественны­ми и философскими явлениями, нежели непосредственно с по­литическими.

1 См.: Horkheimer M. Rritische Theorie: Eine Dokumentation. Frank­furt, 1968.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]