Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

физ ра

.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
36.71 Кб
Скачать

Важно также учитывать индивидуальные адаптационные ресурсы отдельных спортсменов, которые в значительной мере предопределены генетически. Например, известно предрасположенности спортсменов к достижениям в видах спорта, связанных с проявлением выносливости, в зависимости от структуры мышечной ткани. Показано, что чем больше в структуре мышечной ткани медленных мышечных волокон, тем стабильнее мастерство спортсменов, тем продолжительнее их спортивная жизнь. В зависимости от количества мышечных волокон соответствующего типа наблюдаются различные варианты динамики адаптации и роста спортивного мастерства как в многолетнем аспекте, так и в течение тренировочного года.

Адаптационные реакции организма зависят не только от продолжительности усилия, прилагаемого во время тренировочного занятия, но и от его интенсивности (скорости). Физические нагрузки, как низкой, так и чрезмерно высокой интенсивности, не приводят к положительным адаптационным изменениям в организме человека. Установлено, что наиболее оптимальная зона интенсивности физических нагрузок лежит в пределах 60–80% от максимальных индивидуальных возможностей человека.

4. Прекращение тренировки или использование низких нагрузок, не способных обеспечить поддержание достигнутого уровня приспособительных изменений, приводит к деадаптации — процессу, обратному адаптации. Этот процесс получил еще название – детренированность.

Если тренированная мышца бездействует, например, в случае обездвижения конечности, изменения в ней начинают происходить уже через нескольких часов. Впервые 6 часов обездвижения конечности интенсивность белкового синтеза начинает снижаться. Это связано с началом атрофии мышц, представляющей собой уменьшение размера мышечной ткани. Атрофия обусловлена потерей мышечного белка, сопровождающей процесс бездеятельности. Значительное снижение силы наблюдается в первые недели обездвижения, составляя в среднем 3–4% в день. Они связаны не только с атрофией мышечных волокон, но и с пониженной нервно-мышечной активностью бездеятельной мышцы.

В многочисленных исследованиях ученые наблюдали при детренировке слияние миофибрилл, снижение площади поперечного сечения волокон и их количества. Например, у хорошо тренированных студентов спортивного вуза девятидневный абсолютный постельный режим приводит к снижению максимального потребления кислорода на 21%, уменьшению объема сердца на 10%, значительному возрастанию ЧСС, минутного объема дыхания и уровня лактата при стандартных нагрузках. Дальнейшая десятидневная нормальная жизнь в определенной мере нормализует состояние организма, однако оно остается достоверно сниженным по отношению к исходному уровню. При четырех—шестинедельном постельном режиме происходит атрофия быстро и медленно сокращающихся мышечных волокон при одновременном снижении миоглобина, активности ферментов, содержания гликогена, уменьшении количества и величины митохондрий. [4]

Процесс деадаптации протекает достаточно быстро при полном прекращении тренировки или при резком снижении нагрузок. При прекращении тренировочных нагрузок организм очень быстро теряет все, что им было достигнуто тяжелым трудом. Исследования показывают, что уровень адаптации, приобретенный в результате пятилетней тренировки на выносливость, может быть утрачен в течение 6–8 недель детренировочного периода. Уже в первые недели после прекращения тренировки отмечаются яркие проявления деадаптации функциональной системы, определяющей уровень выносливости: в течение первых 6–24 дней на 14–25% уменьшается количество функционирующих капилляров, расположенных вокруг мышечного волокна; после двенадцатидневного пассивного отдыха на 11% снижаются показатели максимального сердечного выброса, на 7% — максимального потребления кислорода.[5] В то же время продолжение занятий даже при резко сниженном объеме (25–30%) способно сохранить ранее достигнутый тренировочный эффект в течение достаточно длительного времени — не менее 2–3-х месяцев.[6] Важным является и то, что деадаптация протекает неравномерно: в первые недели после прекращения тренировки наблюдается значительное снижение функционального резерва адаптированной системы. В дальнейшем процесс деадаптации замедляется.

Однако адаптационные реакции в скрытом виде сохраняются длительное время и служат основой для более быстрого восстановления утраченного уровня адаптации при возобновлении тренировки после длительного перерыва по сравнению со временем, затраченным на первоначальное формирование адаптации. Например, гипертрофия мышечной ткани, являющаяся следствием силовой тренировки, исчезает в 2–3 раза медленнее, чем возникает. Важно учитывать и то, что чем быстрее формируется адаптация, тем сложнее удерживается достигнутый уровень и тем быстрее она утрачивается после прекращения тренировки. Чем интенсивнее и кратковременнее была тренировка, направленная на развитие силы, тем быстротечнее период ее угасания при прекращении регулярных занятий. Поэтому для предотвращения подобных потерь необходимо сохранять определенный уровень физической активности.

Возникновение тренировок после периода бездеятельности получило название — реадаптации организма. На скорость процессов реадаптации организма влияют уровень подготовленности спортсмена и продолжительность периода бездеятельности. Даже кратковременные периоды бездеятельности существенно изменяют работу физиологических систем хорошо подготовленных спортсменов и для восстановления уровня физической подготовленности им требуется значительно больше времени. Чем раньше спортсмен после бездеятельности приступает к активной мышечной деятельности, тем быстрее восстанавливаются его функции.