Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Язык и этнический конфликт.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
109.06 Кб
Скачать

Что же делать?

Если есть Язык Вражды, следовательно, есть (или должен быть) Язык Мира.

Язык Мира – это лингвистическая реализация особого, мирного сознания, сознания, ориентированного на использование в процессе разрешения возникающих конфликтов не конфронтационных, силовых технологий, а договорных, компромиссных технологий. Следовательно, должна быть прежде всего поставлена и решена задача анализа позитивной сущности «мирного сознания» и возникающих на его основе Языков Мира. (Сейчас никаких разработок в этой сфере не существует. Есть лишь перечни «плохих слов» и заклинания на тему недопустимости разжигания всяческой розни). А это вносит в повестку дня вопрос об изменении коммуникативной стратегии в целом, т.е. создании публичной политики, открытого общества, одним словом, выращивании фундаментальных ценностей европейской политической и коммуникативной культуры. Только в том случае, если произойдут эти глубинные трансформации, можно будет всерьез требовать от СМИ – государственных, общественных или частных, - чтобы они заменили конфронтационные модели освещения событий на аналитические и обеспечивали аудиторию справедливой и взвешенной информацией.

Кроме того, должны быть решены еще несколько задач:

  1. необходимо обеспечить подлинную, а не фальшивую прозрачность социальных процессов;

  2. необходимо противодействовать любым попыткам манипулирования общественным сознанием;

  3. необходимо раскрывать враждебную культуре мира суть любой националистической, культурно-изоляционистской мифологии, выдающей себя за сущность национальной культуры;

  4. необходимо показывать реальную эффективность договорных технологий человеческого взаимодействия и принципиальную ущербность конфронтационных технологий.

Определенную роль в этом процессе могут сыграть и средства массовой информации. При условии, что сами журналисты будут овладевать новой профессиональной культурой, которая отвечала бы нынешнему этапу развития России. Вероятно, можно воспользоваться американской концепцией гражданской журналистики, которая хорошо ложится на российские традиции, связанные с журналистикой народничества, качественной журналистикой эпохи Анатолия Аграновского и т.п. Нынешняя же журналистика, не имеющая отчетливого представления о новых смыслах профессии – плохой помощник в деле формирования толерантности.

Лекция №2. Примеры Языка Вражды.

«Задумаемся над элементарным посылом: национальное угнетение проявляется в этническом разделении труда, при котором угнетающая нация или псевдоэтническая группа создает условия для своего более высокого образовательного уровня и захватывает сферы управления, науки, искусства, образования, информации – вытесняя угнетаемых в сферу материального производства, на тяжелые и вредные для здоровья работы.

Если бы в России действительно существовал антимеситизм, то евреи трудились бы к примеру, в шахтах или плавили металл, и их дети не пробились бы в вузы. Но в стане шахтеров и стане плавильщиков их нет, зато среди управленцев и собственников угольных, металлургических и других предприятий вредного производства евреев немало.

Конфликтность национальных отношений не определена свыше, не взята из природы. Конфликтность порождена сатанинским замыслом жизнеустройства – разделяй и властвуй, - который исповедует негосударственная еврейская мафия»3.

Этот отрывок – фрагмент телепередачи «Антидеза», часть текста, объединенного стилевым приемом «голос за кадром». Поскольку во всех эпизодах своего появления в пятнадцатиминутной передаче этот голос был неотличим – в идеологии подхода, в логике подбора фактов и аргументов и т.д. – от голосов ведущего (автора журналиста) и эксперта (правоведа), фрагмент позволяет достаточно уверено судить о нем.

После выхода в многомиллионный утренний воскресный эфир «3 канала» передачи «Антидеза» в Большое Жюри Союза журналистов России обратилась президент Межрегионального фонда «Холокост» Алла Гербер.

Эксперт-этнолог, чье заключение заслушалю жюри, выразила мнение: на полосы и в эфир, в силу крайней чувствительности сферы межэтнических отношений, журналисту следует выносить далеко не все – просто потому, что читатель и зритель не всегда подготовлен к адекватному восприятию негативной «этнической» информации.

Эта позиция получила жесткую отповедь «виновников торжества». И правовед, делившийся в кадре «экспертными» откровениями определенного свойства4, и политик-генерал, чей текст в одной из газет фрагментами текстуально, до запятой совпадал, как выяснилось по ходу заседания, с текстом «от автора» рассматривающейся передачи5, оказались ярыми поборниками свободы слова. Таким был смысл ответа эксперту, который во главу угла при решении таких вопросов поставил известное «Не навреди!».

«Терпимость к нетерпимости» - сильная формула. Заметим, однако, что сама она явилась продуктом долгого развития именно правовых государств, с высокой степенью консолидации мнений их граждан по вопросам прав человека, включая право на свободу слова. Что, далее, сама граница терпимости подвижна – и не всегда движение происходит в сторону общечеловеческих идеалов, увы. Что, наконец, существует целый ряд международных соглашений (ратифицированных ССР и Россией), предусматривающих ограничения свободы слова в части пропаганды национальной, расовой или религиозной нетерпимости во всех ее формах.

Во-первых, после Второй мировой войны человечество внимательно следит за любыми выбросами ксенофобии, расовой нетерпимости, шовинизма, но отдельно и специально наблюдает – в силу уже имевшей место попытки истребить, свести под корень два этноса, за проявлениями антисемитизма и за преследованиями цыган. Один из примеров недопустимого нигде в цивилизованном мире – обсуждение тезиса о том, что гитлеровский режим не ставил целью истребление евреев именно по национальному признаку. Попытки поднять тему, предложить «свежее видение» время от времени предпринимаются, на конец всегда имеют один – судебное решение. Это способ защиты жертв, но и способ защиты будущего.

Во-вторых, невозможно всерьез оценивать «Антидезу», исходя из буквы духа профессионально-моральной журналистской нормы потому, что перед нами – не исследовательская и не просветительская журналистика. Продемонстрировав возможности, таящиеся в манипулятивном использовании видео- и музыкального рядов, сочетания авторского текста с закадровым и с текстом – мнением эксперта, смешав достоверную информацию с недостоверной, отказавшись от представления альтернативной или просто критической точки зрения, «Антидеза» по совокупности черт и приемов должна быть совершенно определенно отнесена к эфирным публикациям с выраженными признаками пропаганды, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды. Казалось бы, сказанное дает основание полагать, что «Антидеза» подпадает под жесткие правовые ограничения. Но «творческая группа» передачи не зря так уверенно чувствовала себя и на Большом Жюри тоже. Определенные приемы, примененные авторами – включая настойчивое противопоставление «мирового еврейского капитала» «простым малоимущим евреям», - дают основание предположить, что обвинение в возбуждении национальной вражды окажется практически неразумным. Случай, когда Язык Вражды потирает руки: не доберешься.

Пропаганду выдают, отличают от журналистики достаточно определенные признаки. А как быть с жанром привычным и, как показывает практика, активно востребованным частью населения, признаваемым именно журналистикой (а часто ее апогеем) – публицистикой? Как правило, она также имеет достаточно четкую цель и распространяет или стремится распространить определенную систему представлений, идей, наблюдений конкретного автора. Язык Вражды в публицистике в тексте известного писателя-сатирика скажем? Вот Михаил Задорнов, «Чечня: антикварные грабли России», публикация под рубрикой «Дневник писателя»: «Они должны по Дарвину пройти еще несколько ступеней развития и вынырнуть из своего первобытного общежития»6.

«Антидеза» - Если бы в России действительно существовал антисемитизм, то евреи трудились бы в шахтах или плавили металл.

Задорнов – Представить себе чеченца, сеющего хлеб, так же нелепо, как еврея, помешивающего сталь в мартене.

Манера пошучивать, не оглядываясь на аудиторию, давшую повод для «этнической» шутки. Эта манера и ее следы представляют собой случаи не мотивированной, а часто и не замечаемой самим журналистом интолерантности, это неумышленные нарушения того, что некоторые исследователи именуют для простоты заимствованным термином «политкорректность». «Стебные» фразы – а то и заголовки! – может быть способные вызвать в Москве какое-то число улыбок, в Казани или Киеве воспринимаются как очередное подтверждение торжества имперского стиля, могут задевать, вызывать сугубо негативные эмоциональные реакции.

«Не являются ли пожары в Подмосковье проявлением еврейского заговора?» - основа интерактивного опроса для дежурной бригады «Сегоднячко» (ТНТ) в один из первых сентябрьских дней. «Некоторые из зрителей, дозвонившихся в студию, возмущались: это провокация. Как-де можно в и без того сложнейшей ситуации, когда то тут, то там обнаруживают щиты с надписями антисемитского содержания, провоцировать населения на проявление подобных настроений?» Ирина Петровская, описывая ситуацию ухода «прайм-таймового эфира» в область театра абсурда, прокомментировала увиденное миллионами зрителей так: «Я далека от мысли считать случившееся в эфире «Сегоднячко» провокацией- особенно если учесть, что руководитель программы Лев Новожженов отнюдь не славянин. Просто ребятки, как всегда резвились, полагая, что телеэфир «Сегоднячко» - их вотчина, в которой можно делать все, что взбредает в их молодые и озорные головы»7.

Ошибка Петровской: этническая принадлежность человека (как и другие персональные данные: от пола и возраста до принадлежности к религиозным объединениям или сексуальной ориентации) может быть упомянута публично только в случае, когда это имеет существенное значение для понимания сути дела. Позиция закреплена в 31 профессионально-этических кодексах журналистов в 30 странах мира.

Лекция №3.

Приложения:

  1. Обзор мирового законодательства в области правового регулирования деятельности СМИ;

  2. Документы о создании Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ;

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц»;

  4. Из практики рассмотрения дел в Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ (1994-2000).

Судебные разбирательства. На примере деятельности Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ

О публикациях в средствах массовой информации, разжигающих социальную и национальную нетерпимость.

В некоторых средствах массовой информации (газеты: «Русский порядок», «Молния», «Аль-Кодс», «Завтра», «Черная сотня», «Бумбараш» и др.) сформировалась негативная тенденция в освещении сложных процессов развития российского общества. К наиболее опасным можно отнести необоснованное формирование отрицательного образа различных социальных или национальных групп, институтов государственности России, разжигание социальной и национальной нетерпимости, что является злоупотребление свободой массовой информации и недопустимо ст.4 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Так социальную опасность представляют публикации, формирующие негативный этнический стереотип, чувство превосходства одной национальной группы по отношению к другой. «Газета «Народный строй» (№1 за 1994 год, статья «Третья Русь») предлагает России в качестве государственной политики доктрину расовых предпочтений, в рамках которой обязателен принцип национально-пропорционального представительства в органах власти и недопустимо расовое смешение. Задачей же новой империи станет «сохранение и культивирование арийского элемента… и в первую очередь среди русских». Солидаризируясь с этой идеей, газета «За русское дело» (статья «От национализма – к расизму», №1 за 1994 год) прямо провозглашает: «Мы должны перейти от ограниченного национализма к расовой идее…»

Как известно, идеи расовой чистоты и расовых предпочтений являются основным компонентом идеологии фашизма. Ими проникнуты многие публикации газеты «Аль-Кодс». Эти идеи питают национал-радикалов всех оттенков и вдохновляют экстремистов, становятся идеологической базой вооруженных групп профашистского толка.

Социальная нетерпимость разжигается путем грубых и бездоказательных нападок на Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, другие институты государственности России.

К примеру, газета «Оппозиция» (№8 за 1994 год) в статье «Соглашательство или политическая борьба?», утверждает, что слагаемыми политики российских властей («политики Ельцина») стали «узурпация, обман и террор» в интересах бюрократической и спекулятивной мафии, а общий враг у реформаторов – «российский народ».

В газете «Черная сотня» автор статьи «Амнистия» (№3 за 1994 год) субъектов гражданского согласия разводит на нетерпимые позиции:

«палачи и жертвы», «угнетатели и угнетаемые», говорит о «свержении ельцинской диктатуры». В газете используются недостоверные материалы для разжигания национальной розни.

Газета «Молния» в стихотворном жанре (публикация «Трудовая Россия идет!», №66 за 1994 год) призывает спасать Русь Сталина – Ленина от банды Ельцина, которая «врет и ворует, расстреляв безоружный народ». Газета «Завтра» (№23 за 1994 год) свое крайнее неприятие легитимной власти выражает уже в заголовке публикации «Ельцинизм – гитлеризм».

Своеобразный рецепт достижения гражданского согласия предлагает газета «Бумбараш» (статья «Как достичь гражданского согласия», №3 за 1994 год) – это насильственное противостояние правоохранительным органам с применением бутылок с зажигательной смесью и другим оружием «ближнего боя» с подробным описанием, как эффективнее его использовать.

Судебная палата установила: разжиганию социальной и национальной нетерпимости активно способствует необъективное информирование о природе и субъектах общественных конфликтов, а также недостаточный контроль регистрирующих органов за соблюдением Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В этой связи Судебная палата обращает внимание регистрирующих органов на массовое нарушение некоторыми СМИ не только ст. 4, но и ст. 27 («Выходные данные») и 28 («Обязательные экземпляры») Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». В Роскомпечать не направляются обязательные экземпляры указанных выше газет, происходит разрыв между целями, указанными в заявлениях на регистрацию, и фактическим содержанием публикаций. По указанным в заявлениях на регистрацию адресам некоторые газеты не обнаружены, а по указанным адресам значатся обычные квартиры. Отдельные редакции изданий, уже предупрежденные о нарушениях ст. 4 Закона РФ «О СМИ», продолжают свою дестабилизирующую противоправную деятельность.

Сложившиеся ненормальное и социально опасное положение с публикациями в СМИ, разжигающими социальную и национальную вражду, не может быть далее терпимо.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь п. 8, 8, 12 Положения о Судебной палате, Судебная палата решила:

  1. Признать, что указанные публикации в упомянутых газетах представляют собой опасное для общества и грубое злоупотребление свободой слова, нарушение ст. 4 Закона РФ «О СМИ».

  2. Рекомендовать Комитету РФ по печати принять в отношении указанных газет меры, предусмотренные законодательством о СМИ. Принять к сведению сообщения Комитета РФ по печати, что в отношении ряда газет, нарушающих ст.4 Закона РФ «О СМИ», готовятся соответствующие предупреждения.

  3. Считать, что нарушения ст. 27 («Выходные данные») и 29 («Обязательные экземпляры») Закона РФ «О СМИ», допускаемые рядом редакций газет, существенно затрудняют осуществление контрольных функций Комитета РФ по печати. Рекомендовать Роскомпечати провести в ближайшее время проверку выполнения редакциями газет требований ст. 27 и 29 Закона РФ «О СМИ».

  4. Отметить, что органы прокуратуры в последнее время активизировали работу по пресечению нарушений ст. 4 Закона РФ «О СМИ». Вместе с трем информирование в СМИ общественности об этой работе является недостаточным, нуждается в усилении также контроль прокуратуры за исполнением уже принятых решений в отношении конкретных нарушителей законодательства о СМИ.

Судебная палата приняла также решение по итогам судебного заседания подготовить и представить в соответствующие органы предложения о совершенствовании законодательства, направленного на борьбу со злоупотреблением свободой массовой информации, а также предложения об упорядочении процедуры регистрации СМИ, по другим общественно значимым вопросам в сфере массовой информации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]