Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат.rtf
Скачиваний:
13
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
176.65 Кб
Скачать

4. Уральский военный округ.

В начале января 1948 года Георгия Константиновича неожиданно госпитализировали с диагнозом — инфаркт. Этот инфаркт был первым. 4 февраля 1948 года Булганиным был подписан приказ о назначении Жукова на должность командующего Уральским военным округом. Сам Жуков узнал об этом по выходе из больницы. 12 февраля 1948 года в старом штабном вагоне военных лет маршал Георгий Константинович с женой выехал к месту службы — Свердловск. Приезд маршала удалось скрыть от населения. Не было ни праздничных встречающих, ни цветов. На вокзале встречали только новые подчиненные из штаба. Знакомые лица, встречавших генералов Жуков знал в годы войны. Сильный мороз, непривычный для Одессы и привычные обязанности. На следующий день к 9 утра Жуков был на своем рабочем месте в штабе. Он был полон решимости работать на новом месте. Георгий Константинович обошел кабинет и приказал убрать несколько диванов, ненужных для него. По его мнению, длинного стола с двумя рядами стульев было вполне достаточно. Специальный шкаф с множеством лекарств также был удален. На вопрос о том, что он может еще пригодится, маршал ответил: «Я приехал сюда не лечиться, а командовать округом. А это наводит на грустные размышления. Убрать!» Работа пошла в прежнем порядке. Знакомство и заслушивание докладов руководящего состава заняли немногие дни и Жуков выехал в войска. Войск было немного — всего несколько бригад. Округ внутренний, далек от границы, нет необходимости держать развернутые дивизии. Булганин хотел унизить этим маршала — выбрал из десятков округов самый непристижный и маленький. Жуков приступил к освоению территории нового для него округа. Никаких крупных задач перед округом не ставилось. В случае войны он превращался в мобилизационный орган и формировал новые части для фронта. Домашние дела почти не отвлекали, дочери, Эра и Элла, учились в Москве, а каникулы проводили с родителями. Даже небольшое количество войск было отдушиной для Жукова. Он находил утишение в общении с солдатами и офицерами. Офицеры и генералы относилсиь к маршалу с огромным уважением, стремились как-то облегчить его переживания (которые он скрывал), понимая, что он попал на Урал не по своей воле.

Здесь, на Урале, вошла в его жизнь новая и последняя любовь. В 1948 году у Жукова произошел сердечый приступ. Его госпитализировали и прикрепили к нему недавнюю выпускницу Казанского мединститута, терапевта Галину Семенову. Она терпеливо переносила ворчания больного, понимая всю меру своей ответственности за судьбу героя войны, полководца и военачальника. Галина Александровна подолгу задерживалась в его палате, они беседовали о книгах, кинофильмах, жизни. Юный терапевт любила слушать рассказы о боевой юности маршала, о встречах с известными людьми. Их отношения складывались

-8-

медленно из-за большой разницы в возрасте, но что-то их постепенно сближало. Галина Александровна краснела при встречах, не выдерживала взгляда маршала, у нее дрожали колени перед входом в его палату.

Жуков понимал, что увлечение врачом может весьма осложнить его жизнь. Но Георгий Константинович не стал считаться с общественным мнением и отдался порыву чувств: ухаживал открыто, не скрываясь от людских глаз, встречал возлюбленную с работы, провожал до дома, дарил цветы, приглашал в театр. Начальство не одобряло поведение Жукова, но он был непоколебим. Позднее, развелся с первой женой, Александрой Диевной, не опасаясь мнения начальства (разводы тогда не одобрялись), дочерей, друзей, сослуживцев. Отныне счастье он видел только в жизни рядом с этой женщиной и ломал все преграды на пути к нему. И, преодолев их, он прожил последние свои 60 лет с Галиной Александровной, несмотря на все обиды и унижения.

В 1957 году (в Москве) у них родилась дочь, которую назвали Марией. Жуков очень гордился рождением ребенка, т. к. ему к тому времени было уже 60 лет. «Да, им обоим пришлось повоевать за любовь. Георгия Константиновича вызывал Хрущев, отношения отца с мамой обсуждались на Президиуме ЦК. А маму, бедную, и с работы грозились уволить, и из партии выгнать, если она «не одумается». Мама была талантливым врачом, ее очень любили больные, работала она в госпитале имени Бурденко. И вот ее как военнообязанную вызывает «на ковер» начальник Главпура. Она уже была в то время в положении (родителям удалось оформить брак лишь после моего рождения). Представляю, что она должна была чувствовать, идя к начальнику на проработку... Но, знаете, в ней всегда было чувство собственного достоинства... Дословно помню фразу, которую она сказала: «Я шла с гордо поднятой головой». В этом — моя мама. В то время мои будущие родители не могли быть все время вместе. Расставаясь они писали друг другу теплые, я бы даже сказала, поэтичные письма, » - рассказывала Маша Владимиру Карпову в 1993 году.

По двум коротким письмам, которые будут приведены ниже, можно понять об огромной любви и счастье маршала.

«Галина, любимая! (Пишет из Гурзуфа.) Как жаль, что нет здесь тебя:

небо голубое, море зелено-голубое, теплое, ласковое и манящее в свои объятия. Родная моя! Мне тебя не хватает, без тебя я скучаю. Пусть тебя хранит моя любовь, моя мечта о тебе.»

«В каком настроении ты вернулась в Москву? Я так давно о тебе ничего не знаю. Надеюсь, что все у тебя хорошо. А как ты? Все та ли — нежная, ласковая, доверчивая и часто наивная, но до конца преданная? Когда я уезжал, ты говорила, что пришлешь мне только одно письмо, может быть, пришлешь еще. Я так люблю их читать, они такие содержательные и душевные. С тобой или без тебя, днем или ночью, всегда о тебе думаю, чувствую тебя в сердце, в душе и в окружении. Даже глядя на море, всегда вижу тебя — то лучезарной, то

-9-

печальной, но всегда горячо мною любимой, всегда желанной, всегда нежной. Надеюсь, что встречу тебя здоровой и жизнерадостной. Скучающий и горячо любящий. Георгий.»

Их любовь становилась крепче с каждым днем и угасла только в час смерти.

На первом партийном собрании был такой случай. Секретарь партийной организации не знал выберут Жукова в призидиум или нет и вследствии этого не знал как поступить, куда посадить маршала. Не будет же он стоять и ждать до голосования состава призидиума. Решил поставить для Георгия Константиновича кресло. Секретарь проводил Жукова, который пришел в залу за три минуты до начала собрания, к этому креслу. Жуков с удивлением посмотрел на него и сказал с укоризной: «Уж вы-то должны знать, члены партии все равны, прошу вас впредь никогда таких привелегий не устраивать».

В следующий раз секретарь пришел в кабинет Жукова за членскими взносами, командующий и в этот раз не одобрил поведение секретаря и попросил: «В будущем не подводите меня, я, как все коммунисты, приду к вам в партбюро и уплачу партвзносы».

Во время первого выезда в поле начальник штаба распорядился натянуть для маршала палатку как для всех, но внутри нее создавая удобства для работы и отдыха, поставил кресло, кровать с мягкой постелью и письменный стол. Жуков даже на вошел в палатку, увидев это, и строго сказал начальнику штаба: «Уберите, товарищ Сквирский, всю эту дребедень, я не отдыхать сюда приехал. Поставьте, как всем офицерам, раскладушку и стол из полевого оборудоваия штаба».

Жуков не капризничал, он понимал, что за каждым его шагом следят недоброжедатели. Наблюдают и докладывают все дела и поступки. Любое его, даже в мелочи, отступление от общих правил будет возведено в степень крупного нарушения или даже протеста с политическим оттенком. Жуков, как и все, обладал инстинктом самосохранения и был вынужден придерживаться стиля восхваления Сталина при любом выступлении. Жукову приходилось иногда ломать свой прямолинейный характер, идти на ненавистное для него унижение и включаться в общий хор славословия в честь вождя народов.

Вот несколько абзацев с одной страницы лекции, прочитанной Жуковым для офицеров управления Уральского военного округа в 1949году. «В августе-ноябре 1942 года... выполняя план товарища Сталина, перешли в контрнаступление (имеется в виду Сталинградская операция). Товарищ Сталин своей гениальной прозорливостью, еще задолго до перхода немецких войск в генеральное наступление на Курской дуге, точно определил весь замысел и план действий немецкого верховного главнокомандования, и гитлеровскому плану товарищ Сталин противопоставил свой план разгрома группировки немецких войск. По плану Сталина под Орлом и Белгородом... была построена в полном смысле неприступная оборона...

-10-

С гениальным предвидением товарища Сталина были заранее расположены стратегические резервы...

Как известно, предвидение товарища Сталина оправдалось и план разгрома немцев под Белгородом и Орлом был блестяще осуществлен нашими войсками».

Даже свою любимую и от начала до конца проведенную битву за Москву, когда Сталин прибывал в полной растерянности, Жуков в этой лекции уступал ему: «...план контрнаступления наших войск под Москвой был разработан и утвержден товарищем Сталиным в ноябре месяце... Как известно, по плану товарища Сталина...» и т.д.

Подобные документы характеризуют Жукова не с лучшей стороны, они не нравятся тем, кто изображает маршала лишь одной краской. При всем своем крутом нраве маршал был человеком рассудительным, он мог вспылить, но потом, поостыв пожалеть о своей вспыльчивости и даже дать задний ход. Ничто человеческое не было для Жукова чуждым и восхваление Сталина, после стольких пережитых угроз прямого уничтожения, было вполне нормальным для его тогдашнего положения. Эти положительные уступки имели положительные оценки и последствия в Кремле. В 1950 году началось выдвижение кондидатов в депутаты Верховного Совета. Честь назвать своим кандидатом Жукова выпала Ирбитскому мотоциклетному заводу. Маршал с величайшей серьезностью отнесся к избирательной кампании. На всевозможных транспортных средствах он объехал свой избирательный округ. В чествование любимого героя выливались встречи с избирателями. Очень часто Жукову приходилось прилагать усилие, чтобы ввести в подобающие рамки приветствия и аплодисменты. Иногда, что понимали только близкие, он смахивл слезу радости за столь искреннюю народную любовь. Георгий Константинович достойно занял свое место в Верховном Совете СССР и ревностно выполнял депутатские обязанности.

Также примером изменения отношения к опальному военачальнику служит случай 1951 года. На заседании, где обсуждалось присуждение Государственных Сталинских премий, Сталин обратился к книге Казакевича «Весна на Одере». Он нашел, что в произвдении член Военного совета Сизокрылов выведен так, будто он командовал фронтом. «Но мы знаем, кто командовал этим фронтом. Им командовал не какой-то Сизокрылов, а Жуков. У Жукова есть свои недостатки, мы его за них критиковали. Но Жуков командовал под Берлином хорошо, во всяком случае неплохо. Почему же в романе Казакевича выведен какой-то Сизокрылов, а не Жуков? Это не соответствует действительности». Сталин обратился к присутствовавшим писателям с просьбой сказать «товарищу Казакевичу», чтобы он, если не поздно, исправил этот «недостаток».

Маршалу довольно быстро возвращали утраченное. Летом 1951 года о нем заговорили на междунардной арене. В июле в составе правительственной делегации Жуков посетил Польскую Народную Республику по случаю

-11-

годовщины возрождения Польши. В канун памятного дня в оперном театре Варшавы состоялось торжественное собрание с участием Войска Польского. Жуков был в числе выступавших на собрании. В Варшаве Георгий Константинович встретился с министром национальной обороны ПНР К. К. Рокоссовским, старым другом и соратником.

Всенародная любовь к маршалу проявилась в Свердловске уже на первом празднике с его участием — 1 Мая. Он как командующий округом при всех орденах находился на трибуне вместе с руководителями области. Колонны с плакатами и портретами двинулись в назначенный час на площадь. Они вышли на площадь и не стали проходить дальше. Первые остановились, а последующие прибывали и прибывали. Все вместе начали: «Жуков! Жуков!Жуков!»

Чтобы демонстрация не обернулась скандалом, Жуков сначала поднимал руки, делал знаки, чтобы проходили, просил успокоиться. Но это лишь подогрело людей, они продолжали выкрикивать его имя, добавляя громкое «ура!». Жукову пришлось покинуть трибуну. Люди постепенно, оглядываясь, двинулись дальше, освобождая площадь для сгрудившихся на подступах к ней колонн.

Об этом, конечно же, было доложено в Москву, но никакой реакции не последовало, дальше Жукова некуда было отправить. Дальше тайга, тундра, Ледовитый океан.

На празднике 7 ноября, после торжественного марша войск, Жуков отошел в глубину трибуны и сел на скамеечку, чтобы отдохнуть. Колонны демонстрантов опять остановились и стали скандировать: «Жуков! Жуков!», требуя его появления. Маршал покачал головой: «Ну, сибиряки, отдохнуть не дадут!»Подошел к барьеру. Его встретили громогласным «ура!».

1952-й год — последний год прибывания маршала в Свердловске. Он полюбил этот город. Свердловск в уже то время представлял собой культуру на востоке нашей страны, на стыке Европы и Азии. Жуков был большим театралом и не пропускал ни одной премьеры в драматическом театре, театре оперы и балета имени Луначарского.

Вся жизнь Георгия Константиновича была связана с партией. В уральский период жизни он всегда участвовал в работе пленумов Свердловского обкома партии, конференциях и активах парторганизации округа. Коммунисты Свердловска послали Жукова свооим делегатом на XIX съезд КПСС в октябре 1952 года,а там его избрали кандидатом в члены ЦК КПСС.

-12-

  1. Возвращение в Москву.

Сталин с его политическим опытом, умением подбирать кадры высших эшелонов власти понимал, что их всех полководцев прошлой войны лишь Жуков смог бы охватить все то новое и сложное, что появилось в вооруженных силах(атомное оружие, электроника, реактивная авиация и т. д.). Только Жуков мог предусмотреть все то, что необходимо в современной войне, мог реформировать армию в изменившейся международной обстановке. Сталин собственноручно вписал фамилию Жукова в список кандидатов в члены ЦК.

В конце февраля 1953 года Жукова отозвали обратно в Москву. После смерти Сталина, 5 марта 1953 года, маршалу присваивается его прежняя должность — первый заместитель обороны СССР.

В июле того же года Жуков участвует в аресте Лаврентия Берии.

1955 год — пик военной карьеры Георгия Константиновича, его назначают министром обороны Советского Союза.

На XX съезде КПСС в феврвле 1956 года Жукова избирают членом ЦК. В декабре его награждают орденом Ленина четвертой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

26 января 1957 года в Индии праздновали 7-ю годовщину провозглашения Индии республикой. Жители Дели с энтузиазмом приветствовали советскую делегацию во главе С Жуковым.

Жуков встает на сторону Хрущева в борьбе за власть. Спасает Никиту Сергеевича от снятия с должности Первого секретаря ЦК КПСС. Жукова избирают членом Президиума ЦК КПСС.

27 октября того же года в газете «Правда» сообщалось: «министром обороны СССР назначен Р. Я. Малиновский. Г. К. Жуков освобожден от обязанностей министра обороны.»

В 1958 — 1968 годы маршал пишет книгу «Воспоминания и размышления».

В 1969 году книга была выпущена издательством АПН и позднее переиздана в десятках зарубежных стран.

13 ноября 1974 скончалась Галина Александровна. Спустя полгода, 18 июня 1974 года после продолжительной болезни (инфаркт, инсульт) ушел из жизни Маршал Советского Союза. Похоронили полководца на Красной площади, у Кремлевской стены.

-13-

Заключение.

Георгий Константинович Жуков — великий русский полководец. У него в изобилии имеются все качества, что бы быть им. Широта и глубина охвата явлений и событий при оценке военной и обстановки, глубина проникновения в действия и замыслы притивника, реальное соотношение сил. Несгибаемая воля в достижении поставленной цели, решительность и отсутствие каких-либо колебаний при выполнении крупных задач, связанных с будущими сраны.

Он не пытался делать все сам. У Жукова был прекрасный талант — умение сплачивть и привлекать к работе подчиненных, командующих и командиров. Умел организовать работу крупных военных коллективов, руководящих фронтами и группами фронтов.

Много упорного труда вложил маршал, чтобы развить в себе эти выдающиеся качества победоносного начальника. Он умел учиться сам и учить других, будь то мирное или военное время.

У великого полководца было достаточно противников, но они бессильны против всенародной любви и признания заслуг маршала. Они уйдут, а «великий полководец Жуков останется навсегда в одном ряду достойнеших сынов Отечества вместе с Александром Невским, Мининым и Пожарским, Суворовым и Кутузовым. Слава его вечна. Подвиг бессмертен,» - писал Владимир Карпов в своей книге.

Слава об этом великом человеке будет жить долгие годы. Наше современное поколение должно знать как можно больше о человеке, внесшем огромный вклад в победу нашей страны над фашизмом.

-14-

План:

Введение.