Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП_Лекц_II_к_ч1_ЗаО.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
12.71 Кб
Скачать

КОНСПЕКТ

лекций по предмету

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

для студентов

II курса

заочного отделения

юридического факультета

Часть 1

  • Государство и право Северо-Восточной Руси в период Ордынского владычества.

Батыево нашествие и Ордынское иго имели два общих последствия – сокращение численности населения и упадок городов. Над русскими князьями установилось господство Ордынского хана, который пользовался властью без обязательств. На Руси хана признали царем, что выражалось в его праве получать с населения Руси «выход» – дань и тамгу (пошлину с каждой торговой сделки), а также выдавать ярлык на великое княжение. Последнее вносило подчиненность в княжескую среду, усилившуюся после 1327 года, когда великие князья были сделаны прямыми агентами ханской власти.

Примерно на 150 лет после Батыева нашествия исчез слой лично-независимых и зажиточных горожан. Практика изгнания и призвания князей прекратилась. Наследственное право стало определяющим в междукняжеских отношениях. На его основе окончательно сложилась и закрепилась удельная система: князь перед смертью делил свое княжество как частную собственность на части – уделы. Наследники-князья становились удельными князьями, пользовавшимися автономией: обладали верховной юрисдикцией над населением своего удела, осуществляли законодательство, проводили свою военно-дипломатическую политику, чеканили свою монету и т.п.

Боярская верхушка была полностью выбита. Она восстанавливалась за счет новых богачей, в том числе лично-зависимых княжеских слуг – министериалов.

При натуральном хозяйстве главным богатством являлась окультуренная земля. Ограниченность людских ресурсов была главной причиной ограничения роли княжеских не свободных людей в делах управления. Князья оказались перед необходимостью доверять эти дела боярам, имевшим, благодаря богатству, авторитет в обществе. Со своей стороны бояре нуждались в деньгах, необходимых для поддержания военного статуса и отсутствовавших в системе натурального хозяйства, поэтому бояре были заинтересованы исполнять государственные функции по уполномочию князя. Именно им князь предоставлял быть наместниками в городах и волостелями в волостях, т.е. сельской местности. Исполняя там свои функции, прежде всего судебные, бояре получали долю штрафов и пошлин, а также продовольственное обеспечение от населения, что в совокупности именовалось «корм». Наместников и волостелей называли «кормленщиками». Они использовали в делах управления собственных лично-зависимых слуг – тиунов, которые имели опыт следственно-судебных и административных действий, но были не известны местному населению, что служило предпосылкой их непредвзятости.

Злоупотребления кормленщиков ограничивались и предупреждались до II половины 15 века общественно-правовыми условиями:

1. совпадением интересов князя и его подданных в том, чтобы численность и благосостояние подданных увеличивались;

2. доступностью князей в небольших по размеру княжествах для населения сопряженной с правом подданных предъявлять в княжеском суде иски бывшим кормленщикам;

3. предоставлением не только горожанам, но и сельским жителям широкого самоуправления.

К концу 14 века на Руси сложилась щадящая система эксплуатации земледельцев. Основу ее составляли реально-личное – поземельное налогообложение и право крестьянского перехода. Крестьянин нес повинности соразмерно количеству обработанной земли и при этом мог уйти «из волости в волость и из села в село». На новом месте крестьянин получал льготу, освобождение от повинности примерно на 10 лет. Но такой крестьянин, называвшийся «новопорядчиком», не пользовался правами, они ему предоставлялись лишь после того, как он становился «старожильцем», который «тянул по силе» - исполнял повинности в том объеме, который соответствовал количеству вложенного труда. (Здесь перед нами основополагающий принцип правоприменения: обязанность рождает право).

Таким образом, на Северо-Востоке Руси государственность по-прежнему складывалась из автономных княжеств, а поэтому имела устройство, сходное с федеративным. Структура общества заметно упростилась, и государство оставалось от него лишь обособленным, но в каждом княжестве на Северо-Востоке Руси заметно возросла роль князя.