Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Судебная медицина / Лабораторные_и_специальные_методы_исследования_в_судебной_медицине

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.4 Mб
Скачать

возможно. Отождествление возможно только по следам, фор­ мирующимся при постоянных встречных углах.

Рельеф-точки следообразующего объекта отображаются в динамическом следе, как уже отмечалось, не в виде соответ­ ственно точек (как в статическом), а в виде линий (трасс), как бы фиксирующих путь точек. Указанное динамическое преобразование отображения внешнего строения предмета значительно затрудняет идентификацию. Полную реконструк­ цию рельефа предмета по динамическому следу произвести нельзя: след отображает рельеф предмета только в попереч­ ном к движению профиле, определенные рельеф-точки, дей­ ствуя одни вслед за другими, разрушают трассы предыдущих. След как бы слагается из множества профильных отображе­ ний, наслаивающихся друг на друга. Их тем больше, чем большая поверхность предмета входит в следовой контакт. Меньше этот эффект сказывается при оставлении следов лез­ виями режущих инструментов, так как рельеф-точки у них размещены на одной линии (если лезвие очень тонкое, то в этом случае можно практически считать, что трасса каждой

рельеф-точки не подвергается дальнейшим

преобразовани­

ям — на лезвии нет больше точек, которые

могли бы дейст­

вовать вслед за каждой данной).

 

Кроме того, процесс динамического трения вызывает раз­ рушение рельефа самого следообразующего предмета. При невыгодных соотношениях прочности материала следообра­ зующего и следовоспринимающего объектов это может при­ вести к тому, что в динамической полосе следа окажется при­ годным для идентификации лишь самый конец этой полосы, отображающий рельеф следообразующего объекта в конеч­ ной стадии его преобразования.

Статическими и динамическими могут быть как поверх­ ностные следы, так и объемные. В отношении идентификации поверхностные динамические следы значительно уступают объемным (возникает явление последовательного «смазыва­ ния» возникающего отображения). Могут возникать и состав­ ные следы, сочетающие в себе статику и динамику (при глу­ боком внедрении в костную ткань предмета получается объ­ емный след в виде вмятины, отображение на ее дне — статическое; одновременно остается отображение и на боко­ вых стенках вмятины — его происхождение динамическое — удар молотком по черепу). При идентификационной оценке таких следов преимущество остается за статическим отобра­ жением— на дне вмятины.

В этой же связи необходимо рассматривать и вопрос об идентификационной значимости отображения, остающегося в сквозных повреждениях — пробоинах, имея в виду, что та часть отображения, которая формировалась на дне, утрачи­ вается при разрушении материала, остаются боковые стенки

197

с динамическим отображением я границы пробоины, соответ­ ствующие контурам предмета.

Как уже отмечалось, внешнее строение следообразующих объектов получает свое отображение в следах во всех случаях оптически обращенное (зеркальное), а не прямое. Наряду с этим отображения являются преобразованными в объемных следах только по обратному знаку (углубления соответствуют возвышениям, и наоборот), а в поверхностных-—с превраще­ нием трехмерного объемного строения и двухмерное поверх­ ностное изображение.

Некоторые следы, образующиеся под действием орудий, отделяющих частицы материала (при разрубании, откусе зу­ бами), образуются в условиях, которые занимают промежу­ точное положение между условиями давления и трения. Это так называемые следы отделения. В трассологии различают разъединение объекта и отделения частей объекта. Под разъ­ единением понимается процесс разделения целого объекта на

части

и образование следов под воздействием внутренних

сил.

Разъединение может происходить двумя способами.

В первом случае точка приложения внешней силы находится на определенном расстоянии от возникновения линии разде­ ления (разрыв волокон под воздействием растягивающих сил). Во втором случае точка эта совпадает с линией разъ­ единения (разлом кости в месте удара тупым лезвием топо­ ра). Плоскость разъединения не имеет признаков объекта, который вызвал разъединение (трасс и др.). Рельеф одной плоскости разъединения совпадает с рельефом второй, про­ тивоположной плоскости разъединения. Это позволяет произ­ водить экспертизы восстановления целого по его частям (че­ реп по отдельным осколкам костей). Следы на плоскостях разъединения позволяют установить лишь механизм следообразования (направление и точку приложения силы).

При отделении происходит разъединение на две или не­ сколько частей объекта под воздействием другого объекта, который внедряется в вещество первого. Рельеф каждой пло­ скости разделения отражает признаки действующей части орудия отделения (топора, ножа) и механизм процесса воз­ действия этого орудия. Признаки орудия, которым произве­ дено отделение, всегда имеют линейное отображение. Осо­ бенности микрорельефа каждой плоскости отделения явля­ ются отражением той стороны орудия, вызвавшего отделение, которая вступила в контакт с этой плоскостью в момент следообразования (поэтому полное совмещение разъединенных деталей объекта невозможно). При этом происходит также хотя бы незначительная потеря вещества этого объекта. Сле­ ды орудия на плоскостях отделения могут быть использова­ ны и для идентификации этого орудия (что будет являться одной из стадий восстановления целого по частям). Наличие

198

следов трения на исследуемых плоскостях является основным признаком отличия отделения от разъединения.

Отождествление (индивидуализация) предмета. Как уже отмечалось, в процессе идентификации производится отожде­ ствление (индивидуализация) предмета. Под отождествлени­ ем понимается установление наличия или отсутствия тожде­ ства (равенства самому себе) того или иного предмета по его отображениям (следам). Тождество устанавливают после изу­ чения признаков объекта, которые сравнивают с имеющимися отображениями. В том случае, когда сравниваемые признаки совпадают, тождество исследуемого объекта налицо, и, сле­ довательно, отображения оставлены данным объектом. Отсут­ ствие совпадения между сравниваемыми признаками и их отображениями свидетельствует о том, что тождество иссле­ дуемого объекта в данном случае не установлено, и следы, с которыми сопоставлялись признаки, могли быть оставлены другим объектом. В отличие от сходства под тождеством по­ нимается равенство предмета самому себе.

Новые признаки., возникшие со 'временем на предмете, могут затруднять, а иногда и исключить возможность отож­ дествления по прежним следам (невозможно отождествить клинок ножа, если его лезвие, которым был оставлен след на хряще или кости погибшего, после нанесения ранения бы­ ло заточено).

Отождествление может быть осуществлено только при условии, если имеются две категории объектов: сам предмет, тождество которого устанавливается, или его образцы, т. е. специально полученные отображения его признаков, и ото­ бражения (следы), возникшие при совершении расследуемого события.

Предмет, тождество которого устанавливают, называется отождествляемым, а его отображения (следы-повреждения, при помощи которых решается вопрос о тождестве) —• отож­ дествляющими объектами. Отождествляемыми объектами мо­ гут быть человек, предметы, выступающие в качестве веще­ ственных доказательств, транспортные средства, разрушенный на отдельные части предмет и другие объекты.

Признаки, присущие объекту отождествления, подразде­ ляют на групповые и индивидуальные. Групповые признаки — это те, которые характерны для определенного рода и вида предметов. Они дают возможность отличать эти предметы oi предметов другого рода и вида. Индивидуальные признаки отличают данный экземпляр предмета от других подобных ему экземпляров того же рода и вида предметов. Примером яркой выраженности признаков, пригодных для отождествле­ ния, служат зубы человека, которым в силу анатомических особенностей строения свойственно большое число разнооб­ разных деталей.

199

Выраженность индивидуальных признаков облегчает про­ цесс отождествления. Свойство материальных тел сохранять при своих изменениях основную совокупность присущих им признаков рассматривается как их относительная устойчи­ вость. Она наряду с индивидуальностью объектов является одним из важнейших свойств, определяющих возможность их отождествления.

Отождествление далеко не всегда может быть произведе­ но. В таких случаях ограничиваются установлением группо­ вой принадлежности исследуемых объектов. Установить груп­ повую принадлежность — это значит отнести предмет к опре­ деленной группе уже известных предметов. Каждый предмет в отдельности, будучи тождественным только самому себе, одновременно с этим обладает также свойствами и призна­ ками, которые делают его сходным с другими ему подобными предметами. На основе общих свойств и признаков предметы объединяют в группы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СРАВНЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ ПО ИХ ОСОБЕННОСТЯМ И СЛЕДАМ (СЛЕДЫ ЧЕЛОВЕКА И ОРУДИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Общие замечания

Установление групповой принадлежности и идентифика­ ция орудий по повреждениям на теле и одежде человека.

Одной из основных задач судебно-медицинской экспертизы механических повреждений является установление признаков орудия, которым нанесена травма. В зависимости от формы орудия, механизма его действия и свойств поврежденных тканей возникают следы, имеющие различную ценность для решения указанной задачи. Отождествление и установление групповой принадлежности орудий по повреждениям на теле основаны на общих принципах и методах трассологической идентификации, с учетом особенностей следообразования на живых тканях (Г. А. Самойлов, 1968; С. Д. Кустанович, 1975, и др.).

Признаки внешнего строения объекта делят на две груп­ пы: общие признаки (характеризуют объект в целом) и част­ ные признаки (характеризуют его детали). Объектом может быть как целый предмет или человек, так и любая его часть. Следовательно, общие и частные признаки в одинаковой сте­ пени присущи как предмету в целом, так и любой его части, рассматриваемой в качестве самостоятельного объекта. По­ этому изучение объектов в процессе их экспертного исследо­ вания проводят от общего к частному.

Для индивидуализации объекта его общие и частные при­ знаки могут иметь различное значение. Как уже отмечалось,

200

одни из них в силу своего происхождения или иных причин присуши не одному, а нескольким и даже многим такого же рода объектам. Другие признаки вследствие случайности своего возникновения присущи только отдельному объекту и поэтому являются особенностями, в своей совокупности ин­ дивидуальными, позволяющими идентифицировать (отожде­ ствлять) конкретный объект (предмет, человек). Идентифи­ кация практически осуществляется не по отдельным деталям (единичным признакам), отображенным в следе, а по их комплексу, совокупности.

Практическая возможность трассологической идентифика­ ции в значительной степени зависит от степени устойчивости внешнего строения объекта. Поэтому эксперту при трассоло­ гической идентификации важно знать и учитывать не только степень устойчивости объекта идентификации вообще, но и условия, в которых этот объект находился в период между образованием следа и исследованием, и какие изменения получил или мог получить за это время.

Экспертное исследование с целью идентификации прово­ дят в несколько этапов: ознакомление с поступившими на экспертизу материалами и предварительный осмотр объектов экспертизы, раздельное изучение объектов исследования и подготовка их к сравнительному исследованию, сравнитель­ ное исследование объектов, оценка полученных результатов сравнения и формирование выводов, составление заключения и оформление фототаблиц.

У с т а н о в л е н и е г р у п п о в о й п р и н а д л е ж н о с т и орудия . Поверхностные (статические и динамические) сле­ ды на теле человека в виде кровоподтеков и ссадин не всегда пригодны для установления признаков орудия. Это объяс­ няется, с одной стороны, тем, что в таком следе обычно ото­ бражаются только признаки ударяющей или скользящей поверхности, которые могут быть сходны у большой группы орудий, а с другой — эластичностью кожи. Кровоподтеки и ссадины лишь иногда правильно отображают размеры, кон­ фигурацию и соотношение элементов следообразующего пред­ мета. Такой способностью в большей степени обладают кро­ воподтеки «а коже свода черепа, где имеются плотная соеди­ нительная ткань и кость, и поэтому кровоизлияния бывают более ограничены. На коже головы четкие кровоподтеки мо­ гут образоваться, когда орудие имеет небольшую ударяющую поверхность и удар наносится под углом, близким к прямому. "Ссадины чаще, чем кровоподтеки, отображают признаки сле­ дообразующего предмета.

Больше возможностей для установления групповой при­ надлежности орудия имеется при наличии объемных сле­ дов колотых, колото-резаных и других ран, причиняемых острыми орудиями, проникающими в мягкие ткани, внутрен-

201

ние органы и кости. Б некоторых случаях объемные следы на коже и костях остаются от тупых орудий, имеющих ограни­ ченную выступающую поверхность. Изучение объемных сле­ дов, оставленных в мягких тканях, внутренних органах и костях, позволяет установить размеры, форму и другие общие признаки следообразущего предмета. Колотые раны лучше отображают размеры и форму орудий, чем колото-резаные и рубленые. Резаные раны в этом отношении представляют наименьшую ценность. Одни признаки лучше отображаются на коже, оболочках внутренних органов, другие •—в тканях внутренних органов (печень, почки), а также в костях при наличии вдавленных и дырчатых переломов. Наиболее пол­ ные данные об орудии можно получить только при исследо­ вании всех тканей, в которых образовался объемный след. Одновременное наличие поверхностных следов в таких слу­ чаях расширяет число признаков следообразующего пред­ мета и позволяет сузить группу орудий, которыми могло быть причинено повреждение. Так, наличие на коже при колоторезаной ране следов действия ограничителя, выступающих частей рукоятки ножа позволяет исключить те колюще-режу­ щие орудия, которые не имеют указанных особенностей. Ха­ рактер повреждения помогает установить некоторые общие признаки внешнего вида орудия, которым оно было причи­ нено.

При наличии орудия, которым по обстоятельствам дела могло быть причинено повреждение, раздельное и сравни­ тельное исследование орудия, его экспериментальных следов и повреждений на теле позволяют судить о возможности.при­ чинить повреждение одним (или каждым) из представленных орудий и исключить другое (другие) по их групповым при­ знакам. Установление групповой принадлежности травмирую­ щего орудия ориентирует следователя в поиске и отборе ору­ дий, среди которых в дальнейшем (при наличии соответст­ вующих следов) может быть установлен, т. е. идентифици­ рован, конкретный экземпляр.

О т о ж д е с т в и т ь о р у д и е по повреждениям на теле возможно при наличии следов, отображающих частные, ин­ дивидуальные признаки. Такие признаки могут быть в следах скольжения на костях и хрящах в результате действия рубя­ щих и колюще-режущих орудий; в ранах и поверхностных отображениях на коже и костях в результате действия тупых орудий, имеющих индивидуальные особенности.

Плотность и пластичность костной и хрящевой ткани обусловливают возможность отображения на них индивиду­ ального микрорельефа (образующегося в процессе изготов­ ления или при износе) орудия. Такие следы имеют парал­ лельные валики и борозды, они возникают на костях и хря­ щах при действии рубящих и колото-режущих орудий и, как

202

Рис. 53. Отождествление ножа по повреждению на хрящевой части ребра,

а - м и к р о с л е д ы

(трассы) на поврежденной поверхности V ребра J"

трупа гражда­

нина П; б - присланный на

исследование

нож; в - э к с п е р и " e H T f l b H " *

. c " e « ° T .

действия клинка

исследуемого

ножа на зубо-техническом воске,

г - Фо™совмеще

ние фотоотпечатков экспериментального следа

и микротрасс на

хрящевой

части

V ребра. Совпадение следов по взаимному расположению, размеру и характеру ми­ кротрасс.

ных признаков используют и при отождествлении других следообразующих предметов (тупые орудия).

Сопоставление следов-повреждений и орудия (с учетом обстоятельств дела) позволяет в некоторых случаях устано­ вить механизм травмы (положение и направление орудия при ударе, взаиморасположение ударявшего и пострадавшего и др.)- Если повреждение нанесено через одежду, то на ней некоторые признаки орудия могут быть выражены отчетли­ вее, чем на теле. Изучение следов на одежде в таких случаях становится неотъемлемой частью исследования. Кроме при­ знаков внешнего строения орудия и их отображения в следах, при установлении групповой принадлежности и отождеств­ лении используют признаки, относящиеся как к повреждению на теле и одежде, так и к орудию. Со стороны повреждения такими признаками могут быть следы-наслоения и посторон­ ние включения различных веществ (металл, краска, стекло, земля и др.), оставленные орудием на поверхности и в глу­ бине повреждения. На орудии могут встретиться следы кро­ ви, волосы, клетки поврежденных тканей и органов, нити из одежды. Сравнение этих включений с составом и структурой орудия или имеющихся на нем веществ позволяет определить однородность сравниваемых объектов. При наличии в ране обломка ножа возможна его идентификация. Полезные дан­ ные получают при определении и сравнении групповой и по­ ловой принадлежности крови и клеток, обнаруженных на орудии.

Идентификация человека (живого лица, трупа) по его сле­ дам. Наряду с другими методами исследования метод иден­ тификации используется в судебно-медицинской практике для отождествления личности человека, в том числе и при отож­ дествлении личности по костным останкам.

Экспертные исследования для доказательства тождества личности производит судебно-медицинский эксперт путем со­ поставления двух групп признаков: признаков личности умершего (устанавливают при вскрытии трупа) и признаков личности пропавшего без вести человека: устанавливают по материалам, представленным органами следствия — фото­ снимкам, рентгенограммам и др. (рис. 55 и 56).

Для идентификационных исследований применяют раз­ личные технические приемы (в зависимости от характера сравниваемых следов) — сопоставление, наложение и совме­ щение (Griiner, Reinhard, 1959; 3. Г. Самошина, 1963; В. И. Шиканов, 1975). Вывод о наличии или отсутствии тож­ дества личности должен всегда основываться на анализе сов­ падений и различий всего комплекса признаков личности умершего и пропавшего без вести человека. При этом надо помнить, что некоторые различия в признаках (в сравнивае­ мых следах) одного и того же человека могут возникнуть в

205

Рис. 55.

Идентификация

личности

неизвестн

трупа

по

прижизненной

фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — голова

трупа

неизвестной

женщины;

б — любительская

фотография:

вторая

справа гражданка

Б.;

в — особенности

передних зубов верхней

челюсти:

слева —

гражданки

Б. (репродукция

 

любительской

фотографии),

справа — головы

трупа.

Фотографии изготовлены

в

одном

масштабе; г — фотосовмещение

методом

наложе­

ния фотоотпечатков

передних

зубов

верхней

челюсти головы

трупа

и гражданки Б.

Соседние файлы в папке Судебная медицина