Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3 курс / Патологическая физиология / Поливагальная теория

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
22.13 Mб
Скачать

П о л н в А ГА Л Ь Н А Я Т Е О Р И Я

Возможно, что безвлияния ДЯ, бронхи становятсяуязвимыми длявсплес­ ков импульсации ДЯБН. Это может рассматриваться как адаптивная ре­ акция для рептилии, пытающейся сберечь кислород, но убийственно для млекопитающего. Приступ астмы, напоминающий летальную ней­ рогенную брадикардию, может быть результатом примитивного ваго­ вагального рефлекса. При таком типе рефлекса в ДЯБН задействованы не только моторные, но и афферентные волокна. Анатомическая основа для моносинаптического ваговагального рефлекса обнаружена. Есть со­ общения, что дендритные процессы от ДЯБН нейронов распространя­ ются в границы ЯСТ. Таким образом, афферентные вагальные волокна могут напрямую связываться с нейронами ДЯБН (Neuheuber & Sandoz, 1986). В большинстве вагальных рефлексов, вовлекающих бронхи, аффе­ ренты заканчиваются в ЯСТ и влияют на ДЯ, чтобы обеспечить отказо­ устойчивую систему обратной связи.

Основываясь на поливагальной теории, допущение вагальной конку­ ренции выдвигает следующие проверяемые гипотезы.

.ГИглиеляУм=Г,лилЖгяч6ляУfГлиэВагальные проекции, исходящие из ДЯ и заканчивающиеся в висцеральных органах, оказывают тонизирующее влияние, которое способствует здоровью, развитию и восстановлению.

.ГИглиеляУУм=Г,0 Жг,ггкиУ=киеЖГОсл-Эабление вагального тормоза ДЯ в течение коротких периодов времени способствует усилению метабо­ лизма, стимулируя двигательную активность. Устранение этих воздей­ ствий на длительные периоды ставит орган под угрозу.

tАВ а ллы

Поливагальная теория предоставляет набор прогнозов относитель­ но связи между вегетативными реакциями и эмоциями. Чарльз Дарвин (Darwin, 1872) тщательно описывал мимику, как первичную определя­ ющую характеристику эмоций. Специальные висцеральные эфферен­ ты, связанные с лицевым нервом, контролируют мимические движе­ ния. Рептилии не могут модулировать выражение лица. Лицевой нерв у млекопитающих не только регулирует мимические мышцы, но и вза­ имодействует с ДЯ и вагусной системой. Таким образом, логичным бу­ дет предположить, что эмоциональная экспрессия, которая требует участия поперечно-полосатых мышц, контролируемых специальными висцеральными эфферентами, связана с висцеромоторной регуляцией

ои кd рслипмдошопсыьсниа кьогго шоаиас ( ­ПиonПлЯkТТ

н<

В

81

к

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

нейронами и непересекающимися нижними моторными нейронами (Rinn, 1984), выражение лица не может быть систематически латерали­ зовано. В действительности, исследования асимметрии лица и эмоцио­ нальных проявлений не были последовательными. Имеются сообщения, что выражения лица не латерализованы, левосторонне латерализова­ ны и латерализованы правосторонне (например, Hager & Ekman, 1985).

Функциональное доминирование правой стороны мозга в регуляции вегетативных функций и эмоций может быть значимо для специализа­ ции моторного и языкового доминирования в левой стороне мозга. Пра­ восторонняя ответственность за регуляцию гомеостаза и модуляцию фи­ зиологического состояния в ответ на внутреннюю (т.е. висцеральную)

ивнешнюю (т.е.средовую) обратную связь может способствовать разви­ тию моторных и языковых функций в левой части мозга.

Разделение центрального контроля произвольных процессов, не­ зависимых от эмоционально-гомеостатических процессов, позволи­ ло бы индивидуально выражать сложные произвольные уровни общения

идвижения с левой стороны мозга и более интенсивные эмоциональ­ но-гомеостатические процессы с правой стороны. Если эти процессы являются латерализованными, они могут иметь определенную степень автономного регулирования.Это позволило бы одновременно активиро­ вать глобальные функции, связанные с эмоционально-гомеостатически­ ми процессами ипроизвольно-языковымимоторными процессами.

Учитывая сильные теоретические взаимосвязи между латерализован­ ными вегетативными функциями и функциями полушарий и между ней­ ронами, которые контролируют ДСА, и нейронами, которые контро­ лируют мимику и интонацию (см. рис. 2.5), исследования должны быть направленына оценку взаимосвязи между ДСА ипервичнымиэмоциями. Напомним, что ядро лицевого нерва являетсяграницей ДЯ, а афференты тройничного нерва обеспечивают первичный сенсорный вход в ДЯ. Та­ ким образом, вентральный вагусный комплекс, состоящий из ДЯ и ядер тройничного и лицевого нервов, безусловно связан свыражением и пере­ живанием эмоций.

Основываясь на поливагальной теории, можно ожидать сдвигов в аф­ фективном состоянии параллельно ДСА. Например, возбуждение пер­ вичной отрицательной эмоции может привести к систематическому снижению вагального тонуса, обусловленного ДЯ, что способствует по­ веденческой реакции «сражайся или беги». Напротив, переход к более приятному аффективному состоянию должен быть связан с усилением

83

ДСА.Исследование О.В.Баженовойсколлегами (Bazhenovaetal., 2001),

вкотором подчеркивается динамика изменения ДСА при смене аффек­ тивных состояний, подтверждает эту гипотезу. Манипуляция аффек­ тивным состоянием приводила к депрессии ДСА, при переходе ребенка

вболее негативное состояние.Более того, при переходе ребенка к более позитивному аффективному состоянию, ДСА увеличивалась выше аф­ фективно нейтрального базового уровня.

Поливагальная теория не пренебрегает важной ролью ДЯБН в эмо­ циональном опыте. Например, ДЯБН имеет решающее значение в ре­ гуляции пищеварительных полипептидов и моторики желудка (Uvnas­ Moberg, 1989), измерениях физиологической активности, которые

сопровождают эмоциональные переживания и стресс. В соответствии с поливагальной теорией, которая подчеркивает значимость ДЯ и вен­ тральноговагального комплекса в очевидной эмоциональнойэкспрессии и регуляции, теория признает важность менее сознательных процессов, ориентированных на выживание, которые опосредуются дорсальным вагальным комплексом, состоящим из ЯСТ и ДЯБН. Дополнительное объяснение было предложено К. Увнас-Моберг (Uvnas-Moberg, 1987, 1994). Ее теория подчеркивает роль ДЯБН в регуляции желудочно-ки­ шечной инкрецииивовремя эмоциональныхсостояний,включаястресс, голод и сытость.

РЕЗЮМ Е И ЗА КЛЮЧЕН И Е

Следующие семь пунктов суммируют поливагальную теорию.

1.

Она содержит общие висцеральные

эфферентные волокна,

регулирующие гладкие мышцы и миокард,

испециальные висцеральные эфферентные волокна, регулирующие

поперечно-полосатые мышцы гортани, глотки и пищевода. Эти со­ матические мышцы контролируют вокализацию, сосание и глотание

исвязывают эти процессы с дыханием. Кроме того, вагальная система нейроанатомически связанаядрами, управляющими мимикой, жевани­ ем и поворотами головы.

2. Одной из вагальных си­ стемявляется вегетативный блуждающий нерв, берущий начало в дор­ сальном двигательном ядре и связанный с пассивной рефлекторной регуляцией висцеральных функций. Другая вагальная система - это

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

В

.М И Р Е . . .

85

эмоции латерализованы с правым доминированием, ипсилатерально смещению регуляторных мозговых структур, контролирующих висце­ ральную функцию.

На основании поливагальной теории дополнительные гипотезы те­ перь могут быть проверены путем оценки взаимосвязи между ДСА (мера вагального тонуса, Vдя) и процессами и состояниями, зависящими от ко­ ординации кардиопульмональных процессов со специальными висце­ ральными эфферентами черепных нервов, включая, конечно, и все про­ цессы, связанные с вокализацией, питанием, дыханием и мимикой.

При разработке поливагальной теории наиболее поразительные вы­ воды были сделаны при использовании филогенетического подхода. Он не только объясняет вагальный парадокс концепцией исходных мозговых ядер ДЯМБ и ДЯ, но также подчеркивает увеличение потребности в кис­ лороде по мере эволюционного усложнения нервной системы. Потреб­ ность в кислороде, возможно, оказала серьезное эволюционное давление, что привело к развитию у млекопитающих сложной адаптивной вегета­ тивной нервной системы. Следовательно, такие паттерны, как ориента­ ция, внимание, эмоции и стресс, являются побочными продуктами эво­ люционного давления для оптимизации кислородных ресурсов.

Приложение А: Название главы

Заголовок был выбран, чтобы подчеркнуть концепцию, что эволюцион­ ные процессы сформировали нейронную регуляцию вегетативной функ­ ции. Эволюция обусловила очевидные различия в поведении и внешнем виде животных и оказала влияние на вегетативные стратегии, связанные с обнаружением новизны в окружающей среде.

Целью этой главы была нетеория ориентировочных поведенческихпат­ тернов и не попытка провести различие между вегетативными компонен­ тами ориентировочных или защитных рефлексов, а скорее нейрогенная регуляция кардиальных реакций с помощью двух вагальных систем. При­ митивная система, унаследованная от рептилий, вызывает быструю ней­ рогенную брадикардию, которая снижает активность кардиореспиратор­ ной системы для сохранения кислорода. Это результат пищевой стратегии «сиди и жди», распространенной у рептилий. Напротив, эволюция тре­ бовательного к энергии млекопитающего вызвала два поведенческих сдви­ га: млекопитающие должны были (а) получать большое количество пищи и (6) защищать свою нервную систему от гипоксии. Эти две цели связаны

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

86

1 --1 -1--л 7-- 5 в - 91-

между собой. В эволюции млекопитающих успех в получении пищевых ре­ сурсов зависел от способности обнаруживать утрозу. Таким образом, дву­ мя важными поведенческими аспектами стали мобилизация и внимание. В отличие от рептилий, которые сориентировавшись на новизну нападают или уходят, а затемвновь погружаются в состояниепокоя, млекопитающие ориентируются, а затем действуют. После фазы внимания млекопитающее может быстро отойти или приблизиться (атаковать)в контексте классиче­ ской реакции «сражайся или беги». С ростом сложности поведения про­ исходит параллельное увеличение сложности организации и функциони­ рованиявегетативной нервной системы.

Название также было призвано подчеркнуть концепцию, что эволю­ ция поместила млекопитающих в оборонительный мир. Системы выжи­ вания рептилий и друтих позвоночных, не являющихся млекопитающи­ ми, могут рассматриваться в категориях ориентирования и обороны. Млекопитающим, для выживания в таком мире, нужно было обойти эти потенциально летальные реакции других видов. Эволюция нервной си­ стемы млекопитающих позволяет им быстро избежать опасности и ис­ пользовать нервные ресурсы для сложных информационных процессов, необходимых для обнаружения едва уловимых сущностей в окружаю­ щей среде. Более того, эволюция способствовала появлению дополни­ тельных моторных систем, связанных с коммуникацией. Они возникли для передачи информации, связанной с выживанием, с помощью мими­ ки и вокализаций, связанных с первичными эмоциями. Эволюционные изменения должны были сосуществовать с необычайно кислородозави­ симой метаболической системой в условиях дополнительного увеличе­ ния потребности в кислороде за счет повышения сложности двигатель­ ного поведения. Таким образом, существует связь между специальными висцеральными эфферентными воздействиями, регулирующими комму­ никативные процессы эмоций (а затем и языка), с общими висцеральны­ ми эфферентными действиями, регулирующими кардиопульмональные функции. Способность обнаруживать тонкие изменения в окружающей среде в сочетании со способностью сообщать об угрозе или утешать с по­ мощью мимики и вокализации способствовала социальному поведению внутри вида, воспитанию потомства и созданию парных связей. Развитие этих сложных функций высшей нервной деятельности было фоном, на ко­ тором потребности млекопитающих в кислороде программировались ве­ гетативной нервной системой.

87

Приложение Б: Персонал1,ная ретроспекrива

При обсуждении любой теоретической перспективы важно поместить идеи и предположения в контекст более ранних исследований. Мои ран­ ние исследования были сосредоточены на использовании показателей сердечного ритма в качестве индикаторов внимания. Проводя экспе­ рименты для моей магистерской диссертации (Porges & Raskin, 1969), я отметил, что требовательные к вниманию задачи приводят к появле­ нию паттернов сердечного ритма с двумя характерными особенностями. Во-первых, частота сердечных сокращений демонстрировала быстрое временное изменение направления в ответ на начало задачи и измене­ ния стимула. Во-вторых, когда субъекты включались в задачу и сосредо­ точивали внимание на ее требованиях, вариабельность сердечного ритма снижалась. Я был заинтригован этими наблюдениями и размышлял о воз­ можных физиологических механизмах. Это вылилось в создание двухком­ понентной теории внимания, где компоненты были помечены как

и (Porges, 1972).

Эти результаты побудили меня исследовать нейронные механизмы регу­ ляции сердечного ритма и разработать индекс блуждающего нерва (V), зависимый от дел, который, как я полагал, помог понять механизмы, опосредующие тоническую реакцию устойчивого внимания.

Предыдущие разделы этой главы служат основой для поливагальной теории и дают возможность интерпретации двух компонентов сердечно­ го ритма, связанных с вниманием. Первый компонент, связанный с ори­ ентацией и нейрогенной брадикардией, рефлекторно детерминирован вегетативным блуждающим нервом, берущем начало в ДЯБН; второй, связанный с произвольным взаимодействием с окружающей средой и де­ прессией дел, - интеллектуальным блуждающим нервом, происходя­ щим из ДЯ. Таким образом, после многих лет изученияпаттернов сердеч­ ного ритма, гипотетическая двухкомпонентная психофизиологическая модель внимания превращается в нейроанатомическую и нейрофизиоло­ гическую поливагальную теорию.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

ентральная регуляция внутренних органов находится в центре вни­ мания нескольких исторических публикаций, оказавших формирую­ щее влияние на сам характер физиологических исследований. Например, Чарльз Дарвин еще в 1872 году предполагал наличие динамической не­

вральной связи между сердцем и мозгом:

ы зззут цярDкс уоиру оиикслИу t ло яирSпор кЭl рцпор цочыЭикрпирушпоцрп. по и прчояаркялцрппооласчиляф пс яракнр яло цяру Соаоlо ичцрялпои дси­ ктк лЭцялцЭрлулло яло иурппо лсд з цочыЭикрппорзяракнр одсчтцсрл цр1а пир псуочшсr яоялофпируочш. ц яцо­ оt раркИцочкркялцЭрлt рарччпрцуо.хсяласрИ-тк уырЭикс­гик. прац пс яракнр лсд1у оыасчоууцяфдор цочыЭикрпиряочаоцоиксg рляф цчсиуокркялцируял-д кцЭ псиыорррцсиптд оашспоцлррсю уяз o.з

Хотя двусторонняя связь между внутренними органами и мозгом признавалась еще Дарвиным, последующее формальное описание ве­ гетативной нервной системы (например, Лэнглири (Langley, 1921))

мк-R9З ­­ ю9у, ОЗд-ау­ эbг( ­oгb.

( спшр1кядик ьичиороши шиялорошулррпБопкопg

ядо;о доаоррцядопооыгрялцс угээL(

­ oгb. и ршоцифрЦчарчикрплу­oFm: ­ oFb.х

О Б А Д А П Т И В Н Ы Х

в н е

89

минимизировало значимость центральных

регуляторных

структур

и их афферентов. После Лэнгли медицинские и физиологические иссле­ дования были направлены на периферические двигательные нервы ве­ гетативной нервной системы, с концептуальным акцентом на взаимном антагонизме между симпатическим и парасимпатическим эфферентны­ ми путями в отношении их влияния на целевые висцеральные органы. Такая направленность исследований практически свела на нет интерес как к афферентным путям, так и к стволовым структурам, регулирую­ щим конкретные эфферентные пути.

Ранние представления о блуждающем нерве состояли в том, что он рассматривался как недифференцированный эфферентный путь, ко­ торый, как предполагалось, модулирует «тонус» одновременно не­ скольких органов-мишеней. При этом отделы ствола мозга, где берут начало миелинизированные волокна блуждающего нерва, начинающи­ еся в двояком ядре (ДЯ) и оканчивающиеся преимущественно в орга­ нах, расположенных над диафрагмой, функционально никак не отлича­ лись от тех структур, где берут начало немиелинизированные волокна блуждающего нерва, выходящие из дорсального ядра блуждающего нерва (ДЯБН)и которые регулируют органы, расположенные в основ­ ном ниже диафрагмы.

Без этого различия и исследования и теория фокусировались на вза­ имном антагонизме между парасимпатической и симпатической ин­ нервацией в органах-мишенях. Следствием акцента на симпатико-пара­ симпатическом антагонизме стало принятие в физиологии и медицине таких глобальных конструкций, как вегетативный баланс, симпатичес­ кий и вагальный тонус.

Более 50 лет назад Гесс1 (Hess, 1954) предположил, что автономная нервная система не является исключительно вегетативной и автомати­ ческой, а представляет собой интегрированную систему с периферичес­ кими и центральными нейронами. Подчеркивая центральные механиз­ мы, которые обеспечивают динамическую регуляцию периферических органов, Гисс предвидел необходимость в технологиях для постоянного мониторинга периферических и центральных нервныхцепей, участвую­ щих в регуляции висцеральных функций.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/