Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия детская (доп.) / Нейропсихология / Нейропсихология_теоретические_основы_и_практическое_значение.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
333.82 Кб
Скачать

У а.Р.Лурия можно выделить следующие положения о дифференциации функций доминантного и субдоминантного полушарий.

ЛЕВОЕ доминантное полушарие:

 При поражениях левого полушария имеют место грубые афазии.

 Функциональная организация сенсорных процессов имеет более дифференцированный характер в данном полушарии.

 Гностические нарушения характеризуются более выраженной модальной специфичностью, чем при поражении правого полушария, которые носят глобальный полисенсорный характер.

 С левым полушарием мозга связана функция анализа собственного поведения с участием речевых процессов.

ПРАВОЕ субдоминантное полушарие:

 Поражения правого полушария не затрагивают речевых центров.

 В меньшей степени участвует в реализации сложных интеллектуальных функций и обеспечении сложных форм двигательных актов.

 При повреждениях мозолистого тела и подаче раздражений в правое полушарие называние объектов невозможно, но сохраняется способность к их непосредственному восприятию и к диффузному различению смысла слов.

 При поражении субдоминантного полушария люди не проявляют выраженных нарушений активной речи, письма, чтения, даже при поражениях височной, теменно-затылочной, премоторной зон.

 Не отмечается дефектов процессов, которые формируются на основе речи.

 Не обнаруживается нарушение логического мышления.

 В сохранности остаются понимание логико-грамматических структур, формальные логические операции, счет.

 Нарушения кожной и глубокой чувствительности правой руки вызывается только поражениями постцентральных отделов левого полушария. Такие же нарушения кожной и кинестетической чувствительности в левой руке могут возникать при значительно более рассеянных поражениях коры субдоминантного полушария.

 Важнейшая характеристика – меньшая функциональная дифференцированность корковых структур правого полушария, связанных с сенсорными процессами.

 Это полушарие имеет непосредственное отношение к анализу той информации, которую субъект получает от своего собственного тела, и процессы не связаны с вербально логическими кодами.

 Поражения чаще (67 раз по сравнению с левым полушарием) приводят к нарушению нормального ощущения своего тела (“схемы тела”).

 Симптом игнорирования противоположной (левой) стороны тела и левой стороны пространства – невнимание к левой стороне (при поражении задних глубоких отделов правого полушария).

 Наблюдаются грубые нарушения схемы тела (голова, рука или нога воспринимаются больным как непропорционально большие или маленькие). Связанная с этим “апраксия одевания” встречается чаще в 4-5 раз, чем при поражении доминантного полушария.

 При поражении может захватываться сфера зрительного пространства: утрата способности к нормальной ориентации в пространстве (отчужденность знакомых предметов), эти дефекты мешают больным воспроизводить нужные конструкции.

 Поражения задних отделов субдоминантного полушария ведут к нарушению узнавания объектов (утрата чувства знакомости), непосредственного узнавания индивидуальных свойств объектов.

 Нарушения зрительного восприятия характеризуются бесконтрольностью того поиска, который осуществляет больной, оценивая объект (бесконтрольное угадывание).

 Ослаблена функция общего восприятия своей личности.

 Частый симптом при поражениях – своеобразное отсутствие восприятия своих собственных дефектов (анозогнозия).

 Отличительные признаки при этом от больных с “лобным синдромом” – это большая сохранность намерений и планов поведения.

 При глубоких поражениях правого полушария наблюдаются значительные изменения личности и сознания: нарушается анализ сигналов от своего тела, восприятие непосредственно ситуации – дефектно, отсутствие адекватной оценки своего состояния. К этому могут присоединяться явления дезориентации в окружающем, спутанность непосредственного сознания; эти нарушения могут быть замаскированы у больных с сохраненной речью, но дефекты наблюдаются при развернутой форме.

В современной нейропсихологической литературе высказываются самые различные точки зрения относительно особенностей (или стратегий) работы левого и правого полушарий мозга. Все они характеризуют не тип поступающей в полушарие информации, а способ ее переработки. Е.Д.Хомская (1987) рассматривает эти принципы как полушарные факторы, характеризующие деятельность полушария как целого, и относит к ним следующие факторы:

а) факторы, связанные с абстрактными, категориальными (вербально-логическими) и конкретными (наглядно-образными) способами переработки информации.

Клинические нейропсихологические данные подтверждают самостоятельный характер этих двух способов обработки информации, хорошо изученных в общей психологии. После открытий П.Брока (1861) и К.Вернике (1874) речевые функции связывают с левым полушарием головного мозга. Позже клинические наблюдения показали, что левое полушарие играет ведущую роль в осуществлении не только речевых, но и других, не связанных с речью функциях;

б) факторы произвольной (непроизвольной) регуляции психической деятельности.

Клинические, экспериментально-психологические и психофизиологи­ческие данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции высших психических функций связан по преимуществу с работой левого полушария мозга (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный – с работой правого полушария.

Нейропсихологические исследования, выполненные А.Р.Лурия и его сотрудниками, показали, что произвольная (“речевая”) регуляция движений и действий, произвольное запоминание и воспризведение вербального и невербального материалов, произвольная регуляция временных характеристик интеллектуальной деятельности в виде замедленности интеллектуальных операций, трудностей произвольного ускорения темпа выполнения задания страдают при преимущественном поражении левого полушария головного мозга.

Поражение правого полушария головного мозга в большей степени связано с осуществлением автоматизированных, непроизвольно регулируемых функций, в частности автоматизированного письма.

в) фактор осознанности (неосознанности) психических функций и состояний.

Как показывают многочисленные наблюдения, поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются нарушением непосредственного осознания человеком своего дефекта. Данный симптом, известный в клинике под названием “анозогнозии”, может распространяться на зрительные расстройства (вплоть до слепоты), на двигательные нарушения (вплоть до паралича), на расстройства чувствительности (включая неощущение боли). В наиболее тяжелых случаях на фоне выраженных галлюцинаторных расстройств сознания у больных возникает чувство отсутствия левой половины тела.

Нарушения осознания собственных дефектов при левосторонних поражениях мозга встречаются значительно реже;

г) фактор сукцессивности (симультанности) в организации высших психических функций.

Сукцессивность, понимаемая как последовательная, развернутая во времени организация психического процесса, подчиняющаяся определенной программе, в большей степени связана с работой левого полушария мозга (у правшей). Симультанный принцип функционирования или организации психической деятельности представлен в правом полушарии. Таким образом, можно сделать следующий вывод: межполушарная организация психических процессов – важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов (явлений): функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.