Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина / Лимфодренажный_массаж_в_практике_прикладной

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Таким образом, лимфа – это смесь межтканевой жидкости, продуктов обмена клеток и плазмы крови. Кроме того, на состав лимфы в каждый конкретный момент влияет состояние тканей, клеток и их активность, изменяющиеся под воздействием всевозможных внешних и внутренних факторов.

Лимфатическая система начинается с прекапилляров – межклеточных щелей, заполненных жидкостью, по мере накопления жидкости формирующих капилляры, которые уже имеют свою стенку, состоящую из эндотелиальных клеток, привязанных к окружающим тканям фиброзными тяжами.

Внутри капилляров лимфа начинает продвигаться по направлению к сердцу. Таким образом, лимфатические капилляры являются регуляторами баланса жидкости внутри тканей. Нарушения на уровне лимфатических капилляров приводит к накоплению жидкости в тканях и возникновению лимфатического отёка.

Лимфатические капилляры сливаются в лимфатические сосуды – достаточно крупные образования, имеющее мышечный слой в своей стенке и клапаны, препятствующие обратному току лимфы.

Их строение типично для всех млекопитающих. Участки лимфатических сосудов между двумя клапанами – лимфангионы

– состоят из мышечного волокна спиралевидной формы с каркасом из коллагеновых и эластичных волокон. Клапаны лимфангиона препятствуют обратному току жидкости, и если её накапливается сверх нормы, лимфангион начинает растягиваться до того предела, который позволяет её фиброзный каркас. По мере растяжения мышца, окружающая лимфангион, сокращается и проталкивает лимфу вверх по лимфатическому сосуду. Сокращения происходят с частотой двенадцать – шестнадцать раз в минуту.

31

Рис. 6. Лимфатический сосуд.

Далее лимфа попадает в более крупные сосуды: преколлекторы, коллекторы и, наконец, в грудной проток – мощный лимфатический сосуд, идущий вдоль позвоночника. В брюшной полости, перед диафрагмой, этот проток имеет небольшое расширение – т.н. цистерну Пеке. Проходя через диафрагму в грудную полость, лимфатический проток достигает сердца и впадает в левый венозный угол. Таким образом происходит соединение жидкости, просочившейся из кровеносных капилляров в ткани, и крови.

На своём пути лимфатические сосуды встречают участки организованной лимфатической ткани – лимфатические узлы – фильтры, очищающие лимфу от того мусора, который она собрала в капиллярах. Такими фильтрами, помимо лимфоузлов, также являются миндалины, аппендикс, висцеральная лимфоидная ткань желудочно-кишечного тракта и лёгких, селезёнка и ви-

32

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по профилактике заболеваний сайта https://meduniver.com/

лочковая железа. Собранная в нижних конечностях, стенках и органах таза, брюшной полости и левой половине грудной полости, лимфа попадает в грудной проток, оттуда – в левый венозный угол. В правый венозный угол впадает лимфатический проток правой руки, правой половины грудной клетки и головы. Но это не строгое разделение: лимфатические капилляры густо переплетаются между собой. Тенденция же остаётся неизменна: правая сторона собирает лимфу от правой половины грудной клетки, руки и головы. Левая – от других частей тела.

Лимфатические узлы (рис. 7)– некрупные образования (размером до лесного ореха). Поверхностные узлы расположены в подкожных тканях по ходу неглубоких вен, а глубокие – под фасциями и мышцами, параллельно глубоким кровеносным и лимфатическим сосудам. Лимфатические узлы – это главные фильтры лимфы, на срезе похожие на апельсиновые дольки, в каждую из которых входит вносящий лимфатический сосуд. Попадая внутрь, лимфа протекает между стенками этих долек, на которых находятся лимфоциты, фактически «отстреливающие» всё, что вызывает подозрения и сомнения лимфатической системы. В одном лимфоузле задерживается до 90% бактерий, находящихся в лимфе. Выносящий сосуд один. Сосуды от нескольких узлов собираются в один, следующий по току лимфы, узел. Таким образом, лимфа, проходя через каскад лимфатических узлов, очищается.

33

Рис. 7. Лимфатический узел.

Другая важнейшая функция лимфатических узлов – снабжение организма лимфоцитами. Принимая несколько вносящих сосудов, а выводя один, они собирают достаточно большой объём лимфы и, продвигая его вперёд, пульсируют с частотой шесть – восемь раз в минуту, регулируя скорость движения лимфы и возможности для её очистки.

Лимфоидная ткань желудочно-кишечного тракта – одна из наиболее организованных в висцеральной лимфатической системе. К ней относятся брыжеечные сосуды и Пейеровы бляшки, которыми усыпаны стенки кишечника. Фактически они являются иммунными регуляторами для флоры, звеньями абсорбции, и транспортируют продукты распада жирных кислот и алкоголя. Т.е. жир попадает в кровь через лимфу и лёгкие. Лимфатическая

34

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по профилактике заболеваний сайта https://meduniver.com/

ткань желудочно-кишечного тракта «работает сторожем» микрофлоры кишечника, сохраняя баланс активности бактериального слоя.

Лимфатические миндалины и кольцо Вальдейера – лимфоидное глоточное кольцо, стоящее на границе внешней и внутренней среды тела.

Селезёнка. Она примерно с ладонь размером, находится в левом подреберье, под диафрагмой, и является фильтром крови. Селезёнка преобразует стволовые клетки в В-лимфо- циты, которые мигрируют в периферические лимфоидные ткани и обеспечивают иммунный ответ при помощи антител, очищая кровь от бактерий и крупных белков. Капилляры селезёнки меньше диаметра эритроцита (порядка четырёх нм), и сквозь них могут пройти только молодые, гибкие, пластичные эритроциты, которые в дальнейшем отправляются в кровяное русло. Старые и дефектные клетки крови в капиллярах селезёнки застрянут и будут разрушены иммунными клетками и отправлены на переработку в печень.

Вилочковая железа, или тимус. Она расположена в пе-

реднем отделе средостения и преобразует стволовые клетки в Т- лимфоциты отвечающие за клеточный иммунитет (распознавание чужеродного белка, передачу о нем информации другим клеткам, прямое уничтожение), а также вырабатывает регулирующие деятельность Т-лимфоцитов гормоны.

35

III.ДИАГНОСТИКА

3.1.О мышечном тесте

Ябуду в тексте повторяться о методологии тестирования, но считаю правильным вначале дать вам понимание мышечного теста. Тогда в ваших руках будет простой и гениальный инструмент. И, как и любой инструмент, он требует настройки и обучения использованию. Итак. В мышечном тесте мы тестируем тонус мышцы. Не силу, а именно тонус. Мышечная сила зависит, вопервых, от толщины мышечного брюшка – рукой держаться легче, чем пальцем, – во-вторых, от площади прикрепления мышечного сухожилия к кости. Ладонь держит лучше, чем палец. Мышечный тонус – это та скорость, с которой мозг может управлять мышцей; то, насколько хорошо он эту мышцу «видит». Изменение мышечной силы мы можем увидеть только под нагрузкой. А изменение мышечного тонуса мы увидим и в покое: контур мышцы будет сглажен, костные точки прикрепления удалены друг от друга. Если мышечный тонус нарушен на уровне туловища, то на уровне региона нарушения будет «остановленное падение» в сторону гипотоничной мышцы. Мышечный тонус даёт нам огромное количество информации. Например, с тем же остановленным падением мы можем понять, с чем связана эта дисфункция. Это может быть проблема внутреннего органа, позвонка, самой мышцы, а может быть связана с патологией стопы или даже зубов. Но важно, что, меняя параметр теста, создавая различные провокации, мы можем найти непосредственную причину жалобы пациента. Важно, что мышечная сила при этом может не измениться! Чтобы исследовать мышечную силу, мне надо взять динамометр и попросить пациента напрячь мышцу.

Акак проверить мышечный тонус? Мне надо оценить скорость

36

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по профилактике заболеваний сайта https://meduniver.com/

сокращения, а значит, именно этот параметр надо взять в качестве переменной в тесте. Итак, я прошу пациента напрячь мышцу, создаю сопротивление его давлению, а потом я усиливаю напряжение. По скорости, с которой пациент усиливает свою мышцу, я смогу понять, какой тонус у трестируемой мышцы. Для примера: я прошу пациента выставить руку вперёд и удерживать ее в таком положении, а сам давлю на его руку с небольшим усилием. Мы в состоянии равновесия. Его мышца в тонусе, а у мозга есть задача удержать руку в таком положении. Затем я вероломно усиливаю своё давление. Пропорционально моей силе, для того, чтобы сохранить равновесие, пациенту необходимо быстро увеличить количество мышечных волокон, включённых в удержание руки. Вот тут-то и будет понятен мышечный тонус. Если пациент мгновенно отреагировал и увеличил сопротивление, тонус есть. Если моего усилия хватило для того, чтобы опустить руку пациента, значит, и тонуса нет. Справедливости ради надо сказать, что тонус может изменяться не только на снижение, но и на усиление. При нарушениях обмена веществ дисфункции лимфатической системы может возникать состояние гипертонуса, когда мышца отвечает с задержкой на провокацию, а тонус «вязкий». Второе возможное состояние при избыточном тонусе – гиперфасилитация. Это нарушение, связанное с деятельностью вегетативной нервной системы. Тонус в этом состоянии избыточный, и пациент начинает сопротивляться до того, как я усилию нажим. Мышца при этом не может расслабиться, а провокации, которые в норме должны создавать мышечную гипотонию, не влияют на мышечный тонус.

О настройках «прибора». В прикладной кинезиологии прижилось неудачное слово «сопротивляйтесь», которое, будучи плохим переводом, запутывает новичков. Если сравнивать мышечный тест, к примеру, с рентгенаппаратом, то для того, чтобы

37

получить правильный снимок, надо, чтобы был исправный аппарат и «исправный» (трезвый, здоровый, обученный) доктор. Так же и с тестом. Чтобы получить объективные результаты, нужна правильная техника мышечного тестирования и здоровый доктор. Существует феномен парных случаев, когда к нам приходят пациенты с одинаковыми дисфункциями. Так вот, это повод для доктора сильно насторожиться. Особенно если такие случаи происходят подряд, то, возможно, это феномен «рецепторного заражения», когда доктор транслирует на пациента свои проблемы. С этим часто сталкиваются психологи и специалисты, работающие с телом. Вывод первый: если у вас подряд пришли несколько пациентов с одной и той же проблемой – проверьте себя. Доктор в болезни, в эмоциональном стрессе, с обострением травмы – неисправный доктор. Он может получать искаженные результаты, так же, как неадекватный рентгенолог может пропустить проблему или увидеть несуществующую. С исправным доктором разобрались. Теперь о технике. Понятно, что если аппарат не работает, то он будет показывать только «настроечную таблицу». Но предположим, что техника исправна. Тогда давайте разберёмся, что происходит в теле во время мышечного теста.

Когда пациент напрягает какую-либо мышцу, это активизирует соответствующую зону мозга. Из-за огромного количества рефлекторных связей – мотовисцеральных, дерматомных и пр. – в мозгу активизируются ВСЕ зоны, ассоциированные с этой мышцей. Таким образом, при первом тесте я тестирую только мышцу. При повторном я тестирую не мышцу, а еще и ее рефлекторные взаимосвязи со всем организмом. Если я протестирую прямую мышцу бедра, ассоциированную с двенадцатиперстной кишкой, я протестирую только мышцу. А если я сперва

38

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по профилактике заболеваний сайта https://meduniver.com/

протестирую ключичную порцию большой грудной мышцы, ассоциированную с желудком, а затем – прямую мышцу бедра, то во втором тесте я протестирую не мышцу, а кишечник. Потому что включение желудка инициирует активность кишечника, подготавливает его к тому, что из желудка сейчас будет поступать пища. И это нормально, если результаты тестирования будут различными при разной последовательности мышечных тестов. Опять же, если провести аналогию с рентгеном: чем жёстче излучение, тем лучше видны кости; чем оно мягче, тем больше мягких тканей проявляется на снимке. Отсюда второй вывод: разные параметры теста – разные результаты. Разная последовательность тестирования мышц будет менять результаты тестирования. И ещё о параметрах теста. Я могу протестировать мышечный тонус на уровне мозг – мышца, а могу протестировать на уровне самой мышцы. Если я прошу пациента удерживать руку, а потом усиливаю давление – я проверяю, как быстро мозг может увеличить количество включённых в работу мышечных волокон. Если я даю задание «удерживать руку» – то есть я включил мышцу, обозначил ее для мозга, – а потом прошу начать давить мне на руку, и только в этот момент начинаю увеличивать давление, то я тестирую локально, саму мышцу. То есть, мозг «увидел» мышцу, прислал в неё сигнал на включение дополнительных волокон, но не смог разогнать сигнал по цитоплазматическим мостикам на всю мышцу. Возникает тот же феномен мышечной гипотонии. И это нормально, если результаты теста при разной модели тестирования будут расходиться. Мышца сама по себе может быть здорова, но мозг может ее «не видеть», например, из-за травмы нерва или рефлекторной реакции с органа, позвонка или отдаленной мышцы. Третий вывод. Если первым усиливает давление доктор, то тестируется

39

связь между мозгом и мышцей. Если первым увеличивает давление пациент, то тестируется локально та мышца, которую включил пациент. И отсюда четвёртый вывод. Если меня интересуют рефлекторные взаимосвязи в теле пациента, какие-то системные изменения, надо тестировать по первому типу. Доктор усиливает давление первым. Если вас интересует состояние конкретной мышцы, надо тестировать вторым способом. Пациент давит первым. При этом при тестировании мозга важно сохранять вектор движения, а при тестировании мышцы – положение суставов, минимизирующие активность синергистов. Обратите внимание на предплечье доктора, который тестирует мышцы: на всех фотографиях предплечье или строго перпендикулярно, или строго вдоль той мышцы, которую хочет протестировать врач. Это позволяет сохранить и вектор движения, и почувствовать, если пациент попытается изменить положение конечности для того, чтобы нагрузить синергисты.

Пособие посвящено мышечным цепям, то есть рефлекторным взаимосвязям, – значит, тестируем первым способом. Врач усиливает давление первым. Далее все, что я буду писать про тест, относится к мышечному тесту первого типа.

Есть несколько механизмов входа в проблему с точки зрения прикладной кинезиологии. Стоит использовать несколько, и важно, чтобы все они привели к общему результату.

3.3. Опрос–осмотр–тест

Что болит?

Задавая этот вопрос, мы узнаем место срыва компенсации. Зачастую ответ никак не показывает истинную причину болезни. Но он служит для нас критерием эффективности нашего лечения.

40

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по профилактике заболеваний сайта https://meduniver.com/