Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология.docx
Скачиваний:
74
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
41.76 Кб
Скачать
    1. Как можно типологизировать общество по движению информационных потоков.

    2. Разрешительно-запретительная матрица социума и её трансляция.

Система табу предполагала существование устойчивой социальной коммуникации, транслирующей систему жестких запретов или «трансляцию разрешительно-запретительной матрицы социума» (Л.Н. Федотова). Система табу – исторически первая форма социальной коммуникации.

Фактически, возникновение системы табу, запретов означало формирование праморали и пракультуры. Культура всегда связана с ограничением животных, зоологических инстинктов, а само общество возникало как ограничение свободы.

Сегодня владельцы СМИ и многие журналисты в погоне за прибылью выступают против ограничений в трансляции информации, например, введения цензуры. Такие запреты, действительно, ведут к ограничению свободы СМИ. Однако следует помнить, что пропаганда абсолютной свободы, в том числе в отношении СМИ, снятие запретов ведет к деградации общества, возвращению его в первобытно-стадное состояние с преобладанием животных инстинктов. Коммуникация может, как противостоять этой тенденции, так и способствовать ей.

Как полагает Л.Н. Федотова, вожак стаи племени был «персональным накопителем эмпирической информации». Вожак определял, что можно, а что нельзя делать, когда сеять, когда охотиться.

    1. Этапы развития средств коммуникации.

Маклюэн в 1960-е гг. выделил четыре коммуникативных революции:

(1) Возникновение человеческой речи – формирование «человека слушающего», который использовал естественные каналы коммуникации (речь как высший этап развития естественных каналов), существовал в племенном братстве, жил в открытом акустичес­ком пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира.

(2) Возникновение письменности – нарушило духовную гармонию и «сенсорный баланс»; те­перь в коммуникации главенствует не слух, а зрение, письменные тексты. Умственные опе­рации кодирования-декодирования смыслов сделали человека рациональным и расчетливым, научили абстрагироваться от происходящих в мире событий. На смену племен­ному братству пришла феодальная раздробленность (детрибализация).

(3) Изобретение печатного станка, начало «галактики Гутенберга» – окончательно покончила с при­родной гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится «умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения. Вместо «человека слушающе­го» появляется «человек смотрящий», у которого атро­фированы все сенсорные каналы — слух, обоняние, ося­зание, вкус, зато гипертрофировано зрение. Личное мыш­ление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять книжному тексту больше, чем живому слову, отчуждение приобрело в обществе угрожающие масштабы.

(4) Изобретение радио и телевидения, конец «галактики Гутенберга»: электронные средства коммуникации ока­зывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. К лю­дям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. Электронные технологии общения спо­собствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационального (опосредованного) способов воспри­ятия мира, создают предпосылки для целостного развития личности.