Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

таймыр маршрут_опт

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
19.03 Mб
Скачать

АН СССР), геоботаник Бибиков Владимир (аспирант, БИН), ботаник Соколова Мария (аспирантка, БИН), студент ЛГУ Адаменко Анатолий, старший лаборант, начальник отряда Ловелиус Николай (БИН).

Âначале организация работы давалась мне с большими трудностями в связи с тем, что Борис Анатольевич Тихомиров до меня обещал руководство отрядом аспирантам и они каждое мое распоряжение встречали в штыки. К счастью, опытная Жанна Михайловна, которая провела больше 10 сезонов в экспедициях в Арктику, помогала мне положить конец излишним «дискуссиям».

После знакомства с работниками и руководителями участка «Селерикан», которые отбывали здесь продолжительные сроки заключения, М. Соколовой, В. Кожан- чикову, В. Бибикову стало понятно, что на этой земле нормально воспринимается только начальник отряда. Примерно через неделю все пошло в полном соответствии с планом исследований, согласованным с руководством участка. Со своей задачей отряд справился успешно.

Âполевой сезон 1970 года я начал работу в Хатангском отряде БИН на самом северном в мире острове леса лиственницы Гмелина в бассейне реки Новой, притоке первого порядка р. Хатанги. Здесь были организованы стационарные исследования по международной биологической программе (МБП). Результаты этих работ опубликованы во многих статьях в отечественной и зарубежной печати и в коллективной монографии «Природные условия. Флора и растительность самого северного в мире лесного массива Ары-Мас. Л.: Наука. 1978.

Âдекабре 1970 г. я защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата географи- ческих наук. Моими официальными оппонентами были профессора Арсений Владимирович Шнитников – док-

10

тор географических наук (Институт озероведения АН

СССР) и Андрей Алексеевич Яценко-Хмелевский – доктор биологических наук (Лесотехническая академия).

Однажды (1973 г.) Евгений Владиславович Максимов был приглашен мной для проведения снегомерной съемки в максимум снегонакопления в лесном массиве «Ары-Мас» (Таймыр, 72° 30´ с.ш.). После экспедиции на круглосуточно работающем тракторе при – 20°С, Евгений Владиславович сказал: «как у организатора экспедиций у вас все получится, но только не требуйте от своих подчиненных, чтобы они так работали, как вы». Это наставление помогало мне руководить отрядами и экспедициями много лет.

Диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук я защитил в апреле 1981 года в Днепропетровском государственном университете им. 300-летия Воссоединения Украины с Россией. Моими официальными оппонентами были: Таисия Васильевна Покровская – профессор, доктор географических наук (ГГО им. А.И. Воейкова. Ленинград), Елена Никандровна Романова - профессор, доктор географическихнаук (ГГО им. А.И. Воейкова. Ленинград), Леонард Антонович Кайрюкштис – доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик АН Литовской Республики (Директор ЛитНИИЛХа, Каунас), Костя Андреевич Малиновский – доктор биологических наук, профессор (Институт экологии Карпат, Львов).

Оглядываясь в прошлое нельзя забыть самую трудную из всех моих экспедиций (1963–2009 гг.). Это была работа в Южном Верхоянье в горноледниковом районе Сунтар-Хаята (1968). Ее возглавлял доктор геграфических наук, профессор, заведующий отделом геокриологии Института Мерзловедения СО АН СССР Игорь Александрович Некрасов. Он научил меня сплавляться

11

по горной реке Сунтар. Исключительно сложным было прохождение полей долинных наледей, занимавших все пространство котловин от верховий до выхода на автомобильную трассу Якутск – Магадан. Сплав на плоту продолжался для меня все 10 дней. Игорь Александрович прошел 8 дней, а Максимов Евгений Владиславович и Себин Владимир Ильич только по одному и больше не пожелали. После этого сплава все последующие не шли ни в какое сравнение.

Я отдаю себе отчет в том, что далеко не все участники совместных экспедиций и соавторы многочисленных публикаций упомянуты в этой рукописи, но без них не могла бы состояться моя научная биография. О них я всегда помню с искренней благодарностью за возможность выполнить такую емкую программу научных исследований и путешествий.

Âзадачу этой рукописи не входит разбор программ

èрезультатов многолетних комплексных исследований на Таймыре, они послужили научным обоснованием для организации государственного природного биосферного заповедника «Таймырский» с базой в селе Хатанга. С заповедником я продолжаю сотрудничать по настоящее время, а моя очередная экспедиция на «Ары-Мас» состоялась в 2008 году, что дает основание озаглавить рукопись этой книги «Таймырский маршрут продолжительностью в сорок один год». В этой небольшой книге две части: 1) дневниковые записи, которые озаглавлены «История одного маршрута» (1973 г.) и 2) «Таймыр

– проза моей заполярной биографии» (2001–2004 гг.). В ней все имена и события подлинные, как и в двух моих предыдущих книгах: «Заполярные раздумья. Таймырский «этап». 2009. – 432 с. и «Путевые миниатюры», 2010. – 112 с.

15 èþíÿ 2010 ã.

12

Часть I

ИСТОРИЯ ОДНОГО МАРШРУТА

13

ê

14

1. Гостиница «Полярная»

Во время непогоды,

Âсырой и мрачный день Как рады мы укрыться Под вашей ласки сень! Одарены вниманьем, Наделены заботой… Тепло, светло, уютно – Сиди себе, работай!

Но слишком кратко лето

Âкраю для Вас родном. Мы с думою об этом И в дождь, и в мрак бредем.

Побольше бы «Полярных» Встречалось на пути! Тогда уж непогода – хоть Круглый год крути.

4 августа 1972 г.

2. Продолжение разговора

Пусть беден, но свободен я, Лишь от дорог поет душа моя. Неважно, как одет, обут:

Мне счастье в жизни дарует труд. Не тянут кандалы долгов ко дну, Люблю я путешествий глубину.

Стократ послаще аромат В палатках ранних зорь,

Чем дикое понятье – «алкоголь».

Как страшно видеть деградаций маяки!

Âугаре этом гибнут бабы, мужики,

Âкакие одеянья их не облеки.

15

Простором тундры добрый упоен народ, По грани лезвия часть большая идет. Погоня за «полярками» ох, как трудна! Для многих здесь дорожка вниз видна, Для растворения племен живут другие, У третьих бред: мошны набить тугие.

Для нас – бродяг – здесь блага и тревоги: Вдруг кончатся когда-нибудь дороги?

19 августа.

3. ***

Долги мои растут. Обязан всем я Вам…

Мой больно скромен труд. И чем же Вам воздам? Чем одарить того, Кто путь мне указал?

Кто ласковой рукой По челке потрепал,

Позвал в спортивный зал Родного Владивостока… Потом пора боев – жестока – За жизнь и за себя, За дорогу в Ленинград.

Все книжки перечтя. Безмерно бокс любя, Познал я много тем У древних Лавры стен.

Людей вниманьем к нам Там возвращалось детство… Из нищеты уйти – Вовсе нелегкий путь. Людям отдать долги, Бродяга, не позабудь!

20 августа.

16

4. ***

Грусть осталась на Земле, Грезы впереди.

Если ты умеешь ждать, Малость подожди.

Анадырь, Марково, Чокурдах – Сбывшиеся сны.

Средняя Сибирь и «Тит-Ары» – Бред моей души.

Дело прежде, все потом, Пусть хоть сотым потом! Отдаю себе отчет

Èдругим заботам. Лето коротко для нас, А Союз велик! Смысл особый обрело Слово «Материк».

Зимовать мы будем там, Где Балтийский брег, Набираться будем сил Для новых побед.

«Бичевать» мы любим здесь В зимние деньки

Èнаследия Петра

Видеть маяки. От величия его Добреет душа.

Петербурга красота: Как ты хороша!

2 сентября

17

История одного маршрута на «Ары-Мас»

(в дневниковых записях с комментариями).

17 сентября 1973, Хатанга.

В плане на завтра борт АН-2В (39367). Командир Белобров Иван Александрович. Вылет в 4 московского, в 8 местного.

Отправил телеграмму в Ленинград, Халтурина, 22, Горспорткомитет, гостренеру Степанову. «Слава, пожалуйста, подтверди мое участие судействе кубка Союза по боксу в Ташкенте. Ленинграде буду 3 октября. Уважением Ловелиус».

18 сентября.

***

Проснулся в пять, очнулся в шесть. Спешить не надо – время есть. Бегу в гараж к своим друзьям, Они всегда помогут нам.

Жду вылета в четыре (по Москве).

Âдвух рюкзаках лишь спальник Да одежки îäíà-äâå.

Путь на сегодня недалек: Самого северного леса островок,

Âстихах и в прозе он воспет:

Ары-Мас – символ радости и бед… В этот маршрут лечу один. Простуда малость поджимает, А так – я цел и невредим.

Причал мне близкий с прежних лет, «Аннушек» гула приятней нет, Из под крыльев брызги летят…

Толе Прожогину на берегу – я рад.

18

Все знают аса по полету,

Âего руках хоть чурка полетит! Не знает он усталости в полетах,

И очень жаль, что время к пенсии катит.

Âдесять двадцать пять наш самолет готов! Ведет машину командир Белобров. Шумел немного, что загрузка велика: Взлетать трудней будет ему слегка.

Âдевять тридцать набираем ход:

Если хватит мощи, пойдем на взлет. Рычит мотор, бьет волна.

Нет разговоров – тишина. Взлет разрешен, крылья дрожат, Хвост белой пены ушел назад. Под нами рейда осталась сень. Так начинался рабочий день.

***

Â10.00 – приводнились.

Â10.05 АН 2В улетел на оз. Таймыр. Снова дует северо-восток. Ары-Мас» здравствуй!

Установил палатку за склон от северо-восточного ветра, который целый день несет снег. Место лагеря точно совпало с нижним снегомерным профилем 1973 года.

Был на местах стоянок 1969 и 1972 гг. в устье Ула- хан-Юряха.

В 21.10 в палатке холод адский, паста в стержне руч- ки стынет без подогрева.

Зайцы уже белые. Ложусь спать. Очень шумит река – штормит.

19