Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народы..docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Фольклор и лит.Ра

Богат и разнообразен фольклор удмуртов. Преоб­ладающее место в нем занимает песенное творче­ство, но широко представлены также эпические ска­зания, сказки, пословицы, загадки.

Большое место в дореволюционном удмуртском фольклоре занимали рекрутские песни. У удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж за парня из другой дерев­ни, должны были оставлять на память в своей деревне сочиненные ими песни. Для удмуртского фольклора характерны разнообразные импрови­зации. Удмуртский крестьянин слагал свои песни за работой, в пути, на праздниках и т. д. К семейным торжествам хозяйка сочиняла песни для гостей, а гости должны были отвечать импровизацией. Молодежь устраи­вала также специальные вечера загадок. Песни в большинстве случаев исполнялись без аккомпанемента. В южных районах республики наибо­лее отчетливо выделяется любовная лирика, песни, воспевающие красоту любимой девушки, которые по характеру близки к татарским и башкир­ским. Для северных районов более характерны эпические повествования, напоминающие русские сказы. Распространены частушки, молодежь часто распевает их на улицах. Популярна также массовая советская песня.

Удмурты очень любят сказки. Они бытуют и в наши дни. В республике ведется большая работа по сбору и изучению удмуртской сказки. Научно- исследовательским институтом Удмуртии издано несколько сборников удмуртских сказок и песен. Единственным художественным произведением на удмуртском языке до Октябрьской революции была поэма

поэта-просветителя Михаила Можгина «Беглой», вышедшая в 1910 г. Ныне удмурты имеют свою национальную художественную литературу.

Первые поэты и прозаики Удмуртии писали на темы революции, граж­данской войны. Это прозаики Д. Пинь (Д. Баженов), К. Митрей (Д. Ко- репанов) и поэты М. Прокопьев, Д. Майоров. М. Прокопьев — поэт-боль­шевик, первый переводчик на удмуртский язык произведений А. С. Пуш­кина, начал писать в окопах, на фронтах гражданской войны. В 1918 г. в г. Осе вышел сборник его стихотворений. Молодой поэт погиб в борьбе с врагами революции, а его сборник был уничтожен белогвардейцами.

Д. Майоров лучшие строки своих произведений посвятил защите ре­волюции, партии большевиков, советскому народу. Литературная дея­тельность Д. Майорова подвергалась яростным нападкам со стороны бур­жуазных националистов. В 1923 г. его убили кулаки.

Старейший удмуртский писатель И. Т. Дядюков — автор многих рас­сказов, поэм и стихотворений. Лучший его рассказ «Пашка Педор» («Фе­дор Павлович») был написан в 1925 г.

Крупный писатель, поэт и драматург М. Петров впервые в удмуртской литературе разработал тему о Мултанском процессе и посвятил ей пьесу и роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан»). М. Петров великолепный зна­ток удмуртского языка. Многие его песни положены на музыку, он изве­стен также как талантливый переводчик. Ему принадлежат переводы та­ких произведений, как «Слово о полку Игореве», армянский эпос «Давид Сасунский», «Поднятая целина» М. Шолохова и др.

В 1930-е годы вышло несколько романов. Перу Г. Медведева принад­лежит трилогия «Лбзя бесмен» («Лозинское поле»), в которой отражено колхозное строительство в Удмуртии. Жизнь деревни изображается и в повести «Катя» Ф. Кедрова. В те же годы было опубликовано лучшее произведение М. Коновалова «Вурысо бам» («Лицо со шрамом»), по­священное изображению жизни и труда заводских рабочих.

Перед Великой Отечественной войной молодой писатель Петр Блинов издал роман «Улэм потэ» («Жить хочется»). В романе показано станов­ление советского человека, героической путь советской молодежи. В эти годы стали печататься Т. Шмаков, А. Лужанин и др. В годы Великой Отечественной войны писатели и поэты Удмуртии сражались в рядах Со­ветской Армии. В боях погибли П. Блинов, Ф. Кедров, детский поэт Ф. Александров. В годы войны в литературе стали известны имена поэта С. Широбокова, М. Лямина, В. Широбокова, И. Гаврилова, И. Зо­рина и других, писавших о своих мужественных земляках, славных сы­нах и дочерях удмуртского народа, боровшихся на фронте и в тылу за победу над врагом. В послевоенные годы, после II съезда писателей, писатели Удмуртии усилили внимание к современности. Т. Архипов на­писал роман «Лудзи щур дурын» («У реки Лудзинки») о жизни колхоз­ного села во время Отечественной войны и после нее. В последние годы стало широко известно имя прозаика Г. Красильникова, также посвятив­шего свою повесть «Вуж юрт» («Старый дом») жизни колхозников. Другое его произведение «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») затрагивает воп­росы сближения школы с жизнью. Несколько рассказов написал он о взаимоотношениях молодежи: «Дусым» («Невеста»), «Куинетиез лултэм» {«Третий лишний»), «Вож весь» («Зеленые бусы») и др. Успешно высту­пают поэты А. Писарев, Н. Байтеряков, Н. Васильев, Ф. Васильев, Г. Ходырев, С. Перевощиков, П. Позднеев, А. Белоногов, и др.

Развивается и драматургия. И. Гаврилов написал пьесу об осново­положнике удмуртской поэзии Д. Майорове. По мотивам романа Т. Архи­лова «У реки Лудзинки» автор и В. Садовников йаписали пьесу «Чук лысвуос» («Утренние росы»). В. Садовникову принадлежит либретто музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба»). Бесправному положению доре­волюционной крестьянки посвящена пьеса И. Гаврилова «Аннушка».

Зарождение национального театра в Удмуртии относится к 1918 г. В августе этого года удмуртский национальный самодеятельный коллектив поставил первую пьесу на удмуртском языке. Вна­чале ставились пьесы, переведенные с русского, а за­тем ж удмуртские. В 1920-х годах удмуртская драматургия была пред­ставлена одноактными пьесами, к 1930-м годам она достигла значитель­ного развития — появились комедии, трагедии, драмы.

В 1931 г. в Ижевске был открыт Удмуртский государственный театр, преобразованный в 1958 г. в Музыкально-драматический. Со времен гражданской войны действует театр в г. Сарапуле, с 1935 г. работает Ижевский русский драматический театр. Большую популярность у юного -зрителя завоевал Ижевский театр кукол, созданный в апреле 1935 г. В 1936 г. была организована Удмуртская государственная филармония.

Широкой известностью пользуются в Удмуртии и за ее пределами Уд­муртский ансамбль песни и танца, а также хор удмуртского радио. Кол­лективу Можгинского дома культуры первому в Удмуртии было присвое­но звание народного театра. Очень популярны удмуртский и русский народные театры дворца культуры Ижевского машиностроительного за­вода.

Из народных музыкальных инструментов бытовали крезъ (гусли), чип- чирган (труба из полого стебля растения), быз (волынка); теперь распро­странены балалайка, скрипка и двурядная гармонь.

В советские годы возникло профессиональное музыкальное искусст­во. Первыми собирателями удмуртской песни были русские композиторы Д. С. Васильев-Буглай, И. Я. Галкин и Н. М. Греховодов. Из удмурт­ских композиторов известны Герман Корепанов, Геннадий Корепанов- Камский, Н. Я. Шкляев, из исполнителей — народный артист Удмурт­ской АССР Г. И. Титов и др.

Большое значение для роста музыкальной культуры имеет развитие музыкального образования. В республике работают Ижевское музыкаль­ное училище и несколько музыкальных школ.

Огромный размах получило в республике самодеятельное искусство. Проводятся смотры, фестивали, праздники песни. Большой популяр­ностью пользуется самодеятельный хор колхоза «Южная Пурга» (Ижев­ский район).

Успехи в коренном преобразовании жизни удмуртского народа яв­ляются результатом практического осуществления Коммунистической пар­тией и Советским правительством ленинской национальной политики, направленной на развитие экономики и повышение культурного уровня народов нашей страны.

МОРДВА

Мордва — самый крупный в Советском Союзе народ из финно-угор­ской языковой семьи. Численность мордвы, по переписи 1959 г., 1 285,1 тыс. человек. Наиболее компактно она расселена в Мордов­ской Автономной Советской Социалистической Республике. Кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Уль­яновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской областях, в Та­тарской и Башкирской АССР, в Сибири и Средней Азии.

Термин «мордва» служит общим наименованием для всего народа, ко­торый делится на две основные группы: мордву-эрзю и мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет до настоящего времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежде, жилище), народном творчестве.

Эрзя живут преимущественно в северо-восточных и восточных райо­нах Мордовской АССР. Исключение составляет своеобразная локальная группа мордвы-эрзи, живущая в северо-западной части республики, в се­лениях по нижнему течению р. Мокши с центром в с. Теньгушеве (ныне Темниковский район). К этой так называемой теньгушевской группе морд­вы-эрзи относится и население двух сел— Дракино и Кажлодка, располо­женных в южной части республики (Торбеевский район). Обособившись еще в XVII в. от общей массы эрзянского населения и живя продол­жительное время среди мордвы-мокши, теньгушевская мордва продолжа­ет и поныне сохранять свое культурное своеобразие и самоназвание «эрзя». Народный женский костюм этой группы отличается от костюма основной части эрзи, так же как фольклор и многие обряды, например свадебные. Говорит эта группа на переходном диалекте от эрзянско­го к мокшанскому языку. Культурное своеобразие ее определяется также сильным влиянием соседнего русского населения, в непосредствен­ной близости к которому она живет уже длительное время.

За пределами республики мордва-эрзя живет преимущественно в Горь­ковской, Куйбышевской, Саратовской, Оренбургской областях, в Татар­ской и Башкирской АССР.

Мордва-мокша расселена в основном в западной части Мордовской АССР. За пределами республики мокшанские селения более многочис­ленны в Пензенской обл. В Татарской АССР и в Оренбургской области мокшанские деревни встречаются наряду с эрзянскими.

Смешанных мокшано-эрзянских деревень в республике нет, но они имеются в Оренбургской и Пензенской областях. За пределами Мордов­ской АССР встречаются также мордовско-чувашские села, но чаще всего русско-мордовские. Мордовское население, живущее за пределами респуб­лики в окружении русских, татар, башкир и других народностей Среднего Поволжья, в ряде случаев утрачивает свои самоназвания «мокша» и «эрзя» и называет себя мордвой.

Среди мордвы выделялись еще недавно и две более мелкие этнографиче­ские группы: терюхане и каратаи. Терюхане — группа мордвы, обитавшая в пределах Горьковской обл. недалеко от г. Горького. В наше время она полностью слилась с русским населением, но еще в 1920-х годах терюхане называли себя мордвой, сохраняли ряд особенностей в культуре, одежде, жилище, свадебных обрядах и своеобразную интонацию (хотя говорили по-русски). Каратаи живут в трех селах на территории Тетюшского райо­на Татарской АССР и говорят на татарском языке. Их материальная куль­тура близка к русской, но некоторые обычаи и фольклор весьма своеобраз­ны. Сами они считают себя мордвой. Термин «каратаи» совпадает с на­званием одного из сел, в которых они живут — Мордовские Каратаи.

Эрзянский и мокшанский языки составляют особую, мордовскую, группу финно-угорских языков. Первый из них в фонетическом отно­шении ближе к русскому, второй имеет значительно больше особенно­стей в фонетике и татарских слов в словарном составе.

Теперь мокшанский и эрзянский языки являются литературными язы­ками, на них издаются книги, газеты и ведется обучение в начальных клас­сах. В средней школе преподавание ведется на русском языке, а мок­шанский или эрзянский языки и литература преподаются как отдельные предметы. В районах за пределами Мордовской АССР со смешанным русско-мордовским населением обучение детей ведется на русском языке.

Среди мордвы очень широко распространен русский язык. Все мор­довское население, за исключением отдельных пожилых женщин, не выез­жавших за пределы своей деревни, знает русский язык. В городах, на производстве, в средних и высших учебных заведениях эрзя и мокша об­щаются на русском языке, так как общение между ними на родных языках затруднительно.

Население Мордовской АССР довольно пестрое. Перепись 1959 г. показала, что мордва составляет 36% населения республики, первое место

по численности в ней занимают русские; на третьем месте стоят татары. В небольшом числе в республике живут также украинцы, белорусы, чу­ваши, марийцы.

Мордовская АССР расположена в зоне лесостепи. Из рек, протекаю­щих на ее территории, более крупные Сура, Мокша, Цна, Алатырь. Ре­спублика богата лесами, преимущественно лиственными; леса чередуют­ся с большими пространствами пашни и лугов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]