Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5646

.pdf
Скачиваний:
128
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
475.98 Кб
Скачать

определить тип ФЕ с точки зрения происхождения (у заимствованных указать происхождение, тип калькирования);

классифицировать с точки зрения функционирования: стилевая принадлежность (межстилевой, книжный, разговорный), общеупотребительный/ ограниченного употребления (диалектный, жаргонный, профессиональный и т.д.), активный/ пассивный запас (архаизм, историзм, неологизм), коннотативная окрашенность (нейтральный/ экспрессивно окрашенный).

Схема описания толковых словарей

1.Название словаря, автор, место и время издания.

2.Тип словаря.

3.Объем, состав словаря.

4.Особенности построения словарной статьи (выписать образец словарной статьи, отметить особенности).

71

Тексты для лексического и фразеологического анализа

1

Массовая культура получила распространение в ХХ веке, в эпоху радио, телефона, кино, телевидения, бесчисленных газет и журналов, рекламы, Интернета, комиксов, поп-музыки, лозунгов. В XIX веке и ранее массовой культуры в полном смысле этого слова не было.

Для чего оказалась нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозге. Чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется ее избытком в другом. Массовая культура – это образ реальности, выраженный с помощью привычных знаков, в то время как фундаментальная культура – это образ глубоко вторичный, требующий осмысления, расшифровки. Массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующими культурами техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура принципиально традиционна и консервативна, ориентирована на среднюю языковую норму, на отсутствие подтекста, глубоких метафор.

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы эта продукция имела коммерческий успех и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжет и стиль могут быть примитивными,

72

но продукт не должен быть плохо сделан – наоборот, в своей примитивности он должен быть совершенным. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, отчетливое членение на жанры. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них – детектив, триллер, комедия мелодрама, фантастика… Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наиболее значительными финансовыми вложениями. Жанры массовой культуры должны обладать жесткой внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, т.е. в них может отсутствовать глубокий смысл. Важно, чтобы жанр мог быть опознан сразу и ожидание зрителя оправдалось. Поэтому сюжеты в массовых жанрах так часто повторяются. Установка на повторение породила феномен телесериала: временно «умирающая» телереальность «воскресает» на следующий вечер. (Создатели некоторых сериалов доводят эту идею до абсурда: фильм кончается только тогда, когда он надоест зрителям или когда у продюсера кончатся деньги.)

По мнению социологов, массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники и информационных технологий, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе – в Америке с ее Голливудом, символом всевластия массовой культуры. В тоталитарных же обществах массовая культура практически отсутствует. Там часто культивируется бездарная, плохая литература, но эта литература, производимая по госзаказу, в ней присутствует идеология и отсутствует коммерция.

(По В. Рудневу)

2

Начало ХХI века ознаменовалось несколькими событиями в биологической науке, которые привлекли к себе широкое внимание и вызвали непре-

73

кращающиеся дискуссии. В феврале 2001 года были опубликованы результаты «прочтения» генома человека, а уже в начале мая того же года появились сообщения о первых «генетически модифицированных» детях, в июне было объявлено об успешном эксперименте по отбору эмбрионов, свободных от генов, вызывающих наследственные заболевания, наконец, в ноябре 2001 года весь мир узнал о первом успехе клонирования человека.

Клон – это существо, копирующее физические и психические свойства донора генетического материала. После успешных экспериментов с млекопитающими клонирование человека, видимо, лишь вопрос времени. Вероятно, такие дети появятся в ближайшие годы – слишком уж часто говорится об этой возможности. Тем не менее в обществе продолжается бурное обсуждение научных, этических и юридических вопросов, связанных с возможным клонированием человека. Одни требуют полностью запретить любые вмешательства на генетическом уровне, другие с нетерпением ждут дальнейших успехов. Биолог может сформулировать поставленные вопросы, но проблема требует не только научного ответа.

Рассмотрим допустимость применения современных генетических и клеточно-эмбриологических методик к человеку с эстетической точки зрения. Трудно дать определенные ответы на встающие сейчас вопросы потому, что эти вопросы новые и суть проблемы недостаточно понята человечеством.

Вобсуждаемом нами круге проблем два ключевых вопроса. Во-первых,

скакого момента развития начинается человеческая личность, имеющая право на неприкосновенность. Известен случай, когда группе репродуктивной генетики из Чикаго родителями был «заказан» ребенок, который стал бы наиболее подходящим донором для своей старшей сестры, страдающей смертельной анемией. Такой ребенок был «произведен» путем отбора эмбрионов и появился на свет в 2000 году. Взятые у него клетки действительно позволили спасти жизнь сестры. Допустимы ли подобные эксперименты?

Во-вторых, сомнительность с этической точки зрения процедуры клонирования состоит в том, что нарушаются естественные принципы уникаль-

74

ности личности и происхождения каждого человека от двух родителей. Будет ли клонированный ребенок в обществе чувствовать себя комфортно? Вправе ли родители «заказывать» ребенка с генами долголетия, музыкальными и математическими способностями, с определенным цветом глаз и формой носа?

Да, проблема не может быть решена однозначно.

(По И. Захарову)

3

Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому».

Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться – от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом.

Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле. Но парашютику одуванчика я все еще удивляюсь. Я и пишу-то это, может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомленный взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькания (телевизор, кино, автомобили, поезда, самолеты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы, телефонные диски

– весь мелькающий мир, когда он мчится и завихряется вокруг вас или когда вы мчитесь сквозь него со скоростью автомобиля, поезда, самолета) и остановили бы его, свой утомленный взгляд, на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки. Или на парашюте одуванчика.

Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну?») и дунули на него. Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, начинают наискось падать, опускаться на землю. Пока вы следите за ними,

75

пока они летят, сначала беленькие и четкие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зеленой травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас. Проклюнется из мертвого холода слабый первый толчок душевного пульса, и вы поймете, что душа в вас жива, но только она заморожена.

(В. Солоухин)

4

Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – это значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился…

Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?

Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высо-

чайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение.

76

Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет она выйти за круг бытовых забот.

Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленью» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

5

На дворе бушевала метель, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. Наступила глухая полночь. Все заснули, кроме офицера, который шепотом разговаривал со своей соседкой.

Я виноват перед вами, – говорил офицер, – я сказал глупость. Вы, кажется, на меня рассердились.

Нет, я не рассердилась. Только я женщина несветская, я не привыкла

кподобным любезностям. Я знаю, вы смеетесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся… И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного. Подумайте, – продолжала она, как будто говоря сама с собой, – что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? Муж ее в отъезжем поле. Он, может быть, человек хороший… Да всё не то: скучно в деревне… и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. Все жалеют об узнике в темнице; никто

77

не пожалеет о женщине, с детства приговоренной к вечной ссылке, к вечному заточению. А вам весело в Петербурге?

Весело, – сказал, вздохнув, офицер, – да, мне там очень весело, слишком весело… Я человек светский. Только что странно: я от излишества, вы от

– мы дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. В нас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.

Вы были влюблены? – спросила она едва внятно…

Еще бы! Да и как! Да что в том толку… В свете идти на любовь – значит идти на верный обман. Любовь – душа вселенной; Но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? Потому, что за ней выглядывает тщеславие. Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.

Неужели? – сказала она невольно. – Да кто ж они могли быть?

Да мало ли их… Бальные платья, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.

Так вы не верите в любовь?

Сохрани бог! В любовь нельзя не верить; но говорю только, что лю- бить-то некого. Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.

Он замолчал.

(По В.А. Соллогубу)

6

78

Человек лишь тогда становится Человеком, когда он любит людей. Любовь к людям – это нравственная сердцевина любого из нас, и жить нужно так, чтобы наша нравственная сердцевина была здоровой, чистой и сильной.

Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, оставалась что-то хорошее от тебя, от труда твоей души.

Любовь к людям – это наше неисчерпаемое богатство. Мы любим людей потому, что находим в этом радость для самих себя, свое гражданское счастье. В любви к людям каждый из нас утверждает себя как сына своего народа. Само понятие «народ» живет лишь постольку, поскольку есть любовь к людям, поскольку каждый из нас отдает частицу себя для всеобщего блага.

И еще одно духовное начало есть в нашей человеческой любви. Это наша потребность в человеке. Я не могу жить без чувствования и осязания того, что я кому-то дорог, кто-то видит весь смысл своего бытия лишь в том, что на свете есть я. Любовь – это преданность человека человеку. В любви человеческой вечно горит огонек, который я бы назвал духовной готовностью человека принадлежать другому человеку, быть его любимым существом. Это не порабощение, а истинная возвеличение личности. В этом духовном начале кроются корни человеческого достоинства, гордости, самобытности личности. Ребенок, переживающий и осознающий, что мать или бабушка считает его единственным, самым дорогим в мире принадлежащим ей существом, поистине счастлив как духовно свободная личность.

Любовь – могучая воспитательница. Она делает человека чище, честнее, искреннее и строже в соблюдении нравственных устоев в жизни. Если ты сумел открыть в себе способность любить, ты нашел подлинное счастье жизни.

(По В. Сухомлинскому)

7

79

Земной шар живет своей собственной, непредсказуемой жизнью. Сложные процессы протекают на его поверхности. Содрогается Земля под воздействием землетрясений. Гибнут люди, населенные пункты. Тайфуны проносятся над городами, разрушая здания, выворачивая вековые деревья. Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но

ито, что было создано людьми.

Агде-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жесткой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих. Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становится такой злой и беспощадной? Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. Нет ли здесь какой-то зависимости?

Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человека? Может быть, она мстит людям? Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях земли. Войны на Балканах, чеченские события, палестинско-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения – с одной стороны. И одновременно непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения – с другой.

Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений. Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетическом поле планеты?

Аэто, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий. В определенных случаях существование такой зависимости возмож-

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]