Добавил:
MuvNY@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Римка. Темы 1-6.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
03.07.2023
Размер:
132.16 Кб
Скачать

7. Специфика правового положения подвластных детей. Ответственность домовладыки за действия подвластных (деликты и сделки).

Положение подвластного в частном праве мало чем отличалось от положения раба. Главные отличия заключались, во-первых, в том, что отцовская власть не затрагивала правоспособность детей в сфере публичного права, а во-вторых, в том, что после смерти отца ребенок становился лицом своего права.

Сын под отцовской властью лично свободен и полностью правоспособен в области публичного права. Может состоять в браке, иметь детей, но в имущественно-правовом отношении он не является собственником имущества, которое приобретает и которым пользуется (единственный собственник патэр фамилиас).

Имущественная собственность начинает формироваться с практики выделения ему отцом для самостоятельного ведения хозяйства определенной части семейного имущества (пекулий).

Подвластный сын может совершать имущественные сделки.

За деликт отвечал домовладыка: мог уплатить ущерб, а мог отдать в кабалу потерпевшему своего подвластного.

8. Права матери и детей

Отношения между матерью и детьми различались в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей.

Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является матерью по отношению к детям (loco sororis) и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или главе его семьи, если муж находится под властью домовладыки), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи главы семьи со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной.

В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, т. е. является членом своей старой семьи, где она наследует и члены которой наследуют после нее. В таком браке мать не является членом семьи своих детей.

Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная, связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять иски к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

9. Институт сыновнего пекулия, «военный» пекулий

До I в. н. э. подвластные не могли иметь собственного имущества: все, что они приобретали, поступало домовладыке. По аналогии с рабским пекулием подвластному мог быть выделен сыновий пекулий, на который распространялись те же правила, что и в отношении рабского пекулия.

Но при императоре Августе имущество, полученное подвластным на военной службе, уже поступает в его собственность и называется лагерным или военным пекулием (peculium castrense). При императоре Константине имущество, полученное подвластным на светской службе, также составляло его собственность и именовалось квази-военным пекулием (рeculium quasi castrense). Военным и квази-военным пекулием подвластный мог распоряжаться как при жизни, так и на случай смерти (например, путем составления завещания).