Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.04.2023
Размер:
6.46 Mб
Скачать

В ряде деревень Тульской области, как утверждают фольклористы, до сих пор жива не только традиция игра на инструменте, но и традиция его изобретения: «где есть мужик в доме, там и сделают трещотки» (А.А. Банин).

Общеизвестно, что трещотки – инструмент обрядовый. Во время свадьбы его украшали лентами, искусственными цветами, в Курской области на нем укрепляли даже бубенчики. Использование трещоток в свадебном обряде включало и магическую функцию (оберегание молодых от злых сил).

Во время игры инструмент держат за крайние пластины, захватывая каждой рукой по три-пять пластин в их верхней части. То резкими, то плавными движениями исполнитель заставляет пластины ударяться друг о друга нижними концами, отчего возникают звуки, напоминающие треск (отсюда, вероятно, и название инструмента). Техника движения рук разнообразна. Изменяя скорость ударения пластин и их количество (весь набор или только часть), искусные исполнители добиваются разнообразных звуковых эффектов: то раздается различное по продолжительности потрескивание, напоминающее тремоло малого барабана, то – сухие короткие удары, подобные пощелкиванию кастаньет:

Если правая рука при редкой игре движется вверх не очень резко, то вместо четких ударов пластин получается довольно протяженное тремолопотрескивание (оно обозначается в записи четвертными нотами со знаком мордента.

Частая игра также бывает двух видов. Обыкновенно движение рук при ней напоминает стирку белья: вверх и вниз руки движутся более или менее равномерно. В результате получается эффект непрерывного тремоло-потрескивания.

3.3.2. Ложки

Ложки являют собой скомороший ударный инструмент, применяемый для ритмизующего сопровождения сольного и хорового пения или сольной и ансамблевой игры на музыкальных инструментах (Приложение № 17).

Приложение № 17

51

Согласно утверждениям специалистов, для музыкальных целей ложки изготавливают из твердых пород дерева (ясень, клен, дуб, бук, граб). В отличие от обыкновенных, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукояток ложек подвешивают бубенцы. В игровой компонент входят две, три или четыре ложки среднего размера и одна большой величины. Практический опыт музыкантов подтверждает мысль о том, что приемы игры на ложках разнообразны, в них больше индивидуально-импровизационного, чем традиционного, фиксированного:

п – прямой удар с – скользящий удар

п – правая рука, нанесение удара правой рукой по левой л – левая рука, нанесение удара ложкой, которая зажата между средним и безымянным пальцами

Время возникновения ложек на Руси как музыкального инструмента пока не установлено, однако в XIX-XX вв. ложки уже широко бытовали в сельской, городской и солдатской среде: в хорах песельников и ансамблях народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами циркового трюкачества.

В левую руку берут две обыкновенные ложки, обращая их выпуклостями одна к другой, а рукояти вставляя между пальцами этой руки наружу. При этом указательный, средний, безымянный и мизинец вкладываются внутрь ложки. Разжимая или сжимая ладонь, игрок производит удары этих двух ложек тыльными сторонами одна о другую. В то же время, взяв в правую руку третью такую же ложку, делают ею скользящие удары по краям выпуклостей двух первых ложек. Удары эти заканчиваются обыкновенно одним ударом, производимым по четвертой, большой ложке, которая затыкается рукояткою за голенище сапога или просто кладется на колени исполнителя выпуклостью кверху (Приложение № 18).

Приложение № 18

52

3.3.3. Коса

Коса используется как ударный инструмент без деревянной ручки, а только своей металлической частью (Приложение № 19).

Приложение № 19

Косу берут за «пятку» левой рукой, а правой стучат по ней небольшой палкой. Левой рукой можно, при помощи крепкого зажатия и резкого ослабления, регулировать (относительно, конечно) тембр звука:

3.3.4. Рубель

Рубель, так же как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа, бытовой прибор для глажки белья. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывали, утрамбовывая рубелем. Вполне возможно, что кто-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видим, отдельные музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, а нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным (Приложение № 20).

53

Приложение № 20

Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй – цельный. Пустотелый, естественно, звучит более громко, гулко. Рубелем хорошо подчеркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов:

Русская фольклорная традиция сохранила несколько видов ударных инструментов. Среди них бубен, барабан и др. относятся к группе мембранных, а трещотки, ложки, барабанка, било к группе самозвучащих. Подобно струнным и духовым инструментам, среди летописных названий ударных есть такие, которые имеют не только видовое, но и родовое значение. В частности, заметный оттенок родового значения имеют летописные «бубны» и «накры» как название вообще мембранного инструмента, а также «било» и «бряцало» как названия вообще самозвучащего ударного инструмента (бряцало) относится к XI в., мембранного инструмента (бубны) – к XII в.

Согласно летописным сведениям, с древнейших времен восточные славяне употребляли ударные инструменты в трех функциях:

-шумового орудия (в ратном деле, на охоте, пастушестве, в обрядах);

-сигнального приспособления (в ратном деле и в повседневном быту);

-музыкального инструмента (ритмизирующее сопровождение пения и

пляски):

3.3.5. Бубен

Бубен – один из самых древних и широко распространенных ударных инструментов русского народа. Он состоит из неширокой круглой деревянной

54

обечайки и натянутой на нее с одной стороны кожаной мембраны. В обечайке делаются прорези, в которые вставляются металлические пластинки. С внутренней стороны подвешиваются бубенцы.

Основные приемы игры на бубне: удары правой рукой по коже бубна, удары пальцами обеих рук по краям кожи бубна (особенно при исполнении быстрых ритмических фигурации), тремоло, которое исполняется путем скольжения большого пальца по коже, и встряхивания бубна (Приложение № 21).

Приложение № 21

3.3.6. Деревянная коробочка

Деревянная коробочка – очень скромный, но всѐ-таки важный инструмент русского инструментального ансамбля. Это небольшой, продолговатый, тщательно обработанный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный, как правило, кленовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором (Приложение № 22).

Приложение № 22

Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблучков в танцах:

55

3.3.7. Бубенцы

Бубенцы состоят из небольших колокольчиков, прикрепленных к кожаной полосе (Приложение № 23).

Приложение № 23

Играют на этом инструменте приемом встряхивания разные по характеру мелодии:

3.3.8. Колокол

Колокол – «ближайший родственник», а может быть и прямой потомок древнерусского била. В отличие от била колокол выполнял не шумовую и сигнальную, а главным образом, сигнальную, позднее музыкально-игровую функцию. Эта последняя и будет интересовать нас в первую очередь, ввиду того, что колокольный звон в прошлом был связан не только с религиозным сознанием народа. Кроме церковно-ритуальной, колокола выполняли еще политическую, гражданскую, военную и ряд других общественно важных функций. На крепостных стенах висели «осадные» колокола, извещавшие о приближении неприятеля. «Всположный» колокол бил в набат, извещая народ о пожаре. Голос «вечевого» колокола созывал поселян и пановичей на сходку.

Применению русского колокола в музыкальных целях способствовала характерная особенность устройства, отличающая его от западно-европейского: подвижной частью в нем являлся не корпус, а язык.

Для исполнения музыкального звона одним звонарем применялась специальная система перевязи свободных концов веревок. При наличии большого колокола необходим второй звонарь. В этом случае вся техника звука в

56

малые и средние колокола подчиняется постоянному ритму «большака», поскольку его язык не меняет скорости своего качания. В звонницах с большим составом колоколов в праздники звонили пять звонарей (Приложение № 24).

Приложение № 24

Многие века искусство звона у русских передавалось от поколения к поколению фольклорным способом, в результате чего сложилось множество местных традиций звона. Как отмечают исследователи, звоны одной колокольни, как правило, не повторяют звоны другой.

На протяжении веков у русских сложилось очень развитая музыкальная традиция звонов, вырабатывались их различные типы: позывные, похоронные, встречные, проводные, будничные, постные, праздничные и многие другие. Основу русских колокольных звонов составляют различные, весьма изящные по законченности музыкально-ритмические формулы. В процессе звона они многократно повторяются, варьируются, предваряются тем или иным вступлением и завершаются торжественной кодой. Причем в композицию в целом нередко вкладывается истинное творческое вдохновение:

57

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите разновидности ударных инструментов.

2.Назовите приемы и способы звукоизвлечения на ударных инструментах.

3.Укажите, к какому виду относится каждый из ударных инструментов?

4.Назовите ареал распространения ударных инструментов.

5.Какие инструменты можно отнести к группе «мембранных» и «самозвучащих»?

Рекомендуемая литература к главе 3

1.Банин, А.А. Очерки истории изучения русской инструментальномузыкальной культуры бесписьменной традиции / А.А. Банин // Музыкальная фольклористика. – Вып. 3. – М., 1986.

2.Веретенников, И.И. Народное музыкальное творчество Белгородского края: учебно-методическое пособие / И.И. Веретенников. – Белгород:

Издательский дом «В. Шаповалов». – Белгород, 2000. – 216 с.

3. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л., 1975.

4.Гасри, М. О древностях русских. Разыскание первое. О музыкальных орудиях русских крестьян в сравнении с греческими / М. Гасри // Маяк. – 1844. – Т.13, кн.25. – С. 24-26.

5.Горюнов, Б.А. Русские народные инструменты Белгородской области: методическое пособие / Б.А. Горюнов, О.В. Елисеева. – Белгород: Издательский дом «В. Шаповалов», 1998. – 128 с.

6.Дмитрюков, А. Нравы, обычаи и образ жизни в Суджанском уезде Курской губернии / А. Дмитрюков // Московский телеграф. – 1831. – № 120.

7.Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород, 2000. – С. 41.

8.Квитка, К. Избранные труды / К.В. Квитка. Т.1-2. – Т. 2. – М., 19711973. – С. 37.

9.Линева, Е.Э.. Владимирские рожечники / Е.Э. Линева // Русская мысль

о музыкальном фольклоре. – М.: Музыка, 1979. – С. 257.

10.Машкин, А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда / А.С. Машкин // Этнографический сборник. – Вып. 5. – СПб, 1862.

11.Мордвинов, А. Весна в Курской губернии А. Мордвинов // Всемирная иллюстрация. – 1871. – № 120.

12.Привалов, Н. Ударные музыкальные инструменты русского народа Н. Привалов // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний. – 1903, октябрь-ноябрь.

13.Руднева, А.В. Курские танки и карагоды / А.В. Руднева. – М.,1975. – С. 176.

58

Заключение

Актуализация рассмотренной нами в данной работе проблемы обусловлена усиливающимся научно-исследовательским и научно-творческим интересам фольклористов, музыковедов, специалистов-практиков в сфере народного инструментального творчества как минимум в двух направлениях – по средствам исполнения (по типам и видам бытующих инструментов) и по инструментальным жанрам и произведениям (наигрышам), а также художественноэстетическому потенциалу, воплощенному в них.

Результаты осуществленной нами работы показывают, что инструментальная музыка фольклорной традиции существует не только в реальной художественной практике, в актах взаимодействия исполнения с восприятием, а также

вбыту, в народной памяти, фиксирующей эти творческие процессы. Она сопряжена со всем комплексом проявлений народного быта, являясь его органичной частью, находясь в тесной связи со средой, с породившими ее условиями создания и передачи традиции. Разумеется, устойчивость ее структуры вовсе не означает неизменность, но характеризует определенный тип поступательного движения, по крайней мере, в ряде районов Белгородчины. Это – одно из характерных свойств инструментальной музыки фольклорной традиции, воссоздаваемой заново при каждом новом исполнении, при передаче от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению.

При анализе современного состояния традиционного инструментального фольклора и попытке разобраться в причинах, вызывающих его изменения, мы убедились, что следует весьма дифференцированно подходить к отдельным его видам и жанрам, ибо они по-разному связаны с типом хозяйствования, быта и уклада жизни народа, уровнем его культуры, мировоззрения, духовного мира. Эти процессы у разных народов протекают неодинаково, что обусловлено не только социально-географическими факторами, но и сложившимися национальными традициями, национальной спецификой искусства как способа отражения объективного мира. Национальный (в том числе – региональный) песен- но-инструментальный фольклор – результат взаимодействия культурных традиций, имеющих различное этническое, классовое и социальное происхождение, создающих особые средства организации и координации действий народа

всфере труда, быта, художественного творчества.

Результаты разработки проблемы показывают, что русские народные музыкальные инструменты фольклорной традиции являются важнейшей составной частью национальной культуры и аккумулируют в себе духовный и практический опыт народа. Свидетельство тому – проанализированные нами древнерусские письменные источники, фундаментальные труды ученых, отражающие высокую степень развития музыкального искусства, его органичную связь с трудовой жизнью, бытом, культурой, верой, этикой, менталитетом, характером русского народа.

На основе полученных данных мы можем утверждать, что история изучения русских музыкальных инструментов насчитывает более двух столетий и включает имена известных ученых, этнографов-фольклористов (В.В. Андреев,

59

А.А. Банин, И.П. Благовещенский, К.А. Вертков, В.Н. Галахов, А.И. Иванов, К.В. Квитка, Н.И. Привалов, А.С. Фаминцын, В.М. Щуров и др., в том числе белгородских – И.И. Веретенникова, М.С. Жирова, И.Н. Карачарова), внесших огромный вклад в процесс активного накопления фактических данных о народных музыкальных инструментах в аспекте их бытования, описания внешнего вида, особенностей устройства, способов игры, а также исполняемой на них музыки. В представленном учебно-методическом пособии акцент сделан в сторону региональной специфики, в плане реконструкции основных своих видов и групп: духовые (язычковые), струнные (щипковые и смычковые) и ударные; в числе их – различные дудки, жалейки, пастушеские трубы, рожки, балалайка, скрипка, бубны, барабаны, трещотки, коса и т.д. Весьма разнообразны рассмотренные нами духовые инструменты, изготовляемые из дерева, которые, в свою очередь, делятся на три группы: свистящие (свирель, кувиклы, флейта), язычковые (жалейка) и амбушюрные (рожок).

Суммируя и обобщая результаты этнографических материалов, в том числе авторских, опираясь на фольклористический анализ данных как о самих инструментах, так и об исполняемых на них наигрышах, мы имеем основания утверждать, что каждый из этих инструментов имеет свою специфику изготовления, устройства, способы звукоизвлечения, только ему присущий репертуар, представленный нами образцами календарной и свадебной обрядности, в комплексе с другими видами народного искусства (песня, частушка, танец, игровое действо), с трудовым и ратным процессом русского народа.

Будучи специфической формой отражения быта, истории, мировоззрения, художественных импульсов народа, инструментальная музыка фольклорной традиции усилиями многих поколений на протяжении веков сформировалась в самобытное эстетическое явление, представляющее значительный интерес как для науки, так и для современного музыкального творчества. Ввиду этого нам показалось целесообразным выделить несколько частных традиций, своеобразных родов инструментальной музыки, образующих свою систему жанров и множество локальных форм проявления: хореографическую, пастушескую, эпическую, смеховую, лирическую, обрядовую, колокольную и ратную.

Это способствовало разработке круга задач по использованию народных инструментов в исполнительской практике певческих коллективов фольклорной направленности, бытующих на Белгородчине. Положительный опыт работы ряда из них, представленный нами в пособии, дает основание утверждать, что старинное народное музыкальное искусство может войти в современную жизнь как естественный и органичный компонент, как полифункциональный ценностный феномен национальной культуры при условии, что основой его возрождения послужат реально имеющиеся для этого условия среды, культуры и быта, а движущей силой, помогающей ему обрести «вторую жизнь», будет активное и заинтересованное участие народа, специалистов-практиков, исследователей.

Более того, мы вынуждены констатировать, что основательные научные обобщения возможны при наличии не только большого фактологического ма-

60

Соседние файлы в папке из электронной библиотеки